Адаптированная рабочая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих умственную отсталость (инклюзивное обучение)
Структура рабочей программы.
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Общая характеристика учебного предмета
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
6. Результаты освоения учебного предмета
7. Основные содержательные линии предмета
8.Календарно-тематическое планирование
9.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Подготовительный. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2011год.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентированы на Букварь для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. – М.: Просвещение, 2013.
Цель: формирование навыка правильного и осознанного чтения.
Задачи:
- научить звуко-буквенному анализу;
- формировать представление об образе буквы, слиянии слогов, составлении слов и предложений;
- прививать интерес к чтению;
- обогащать словарь и развивать связную устную речь;
- корректировать внимание.
3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. Основные задачи добукварного периода: подготовить ученицу к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития. В этот период начинается работа по формированию у ребенка общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассница учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Букварный период. В этот период у ученицы формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий. Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
4.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Во 2 классе на изучение чтения и развития речи отводится 5 ч в неделю. Курс рассчитан на 170 ч за учебный год (34 учебные недели).
5.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение чтению и развитию речи строится на основе понимания того, что литература и речь - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
6.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Ученик должна уметь: различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; - плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; - слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; - отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту; Ученик должна знать: - наизусть 34 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
7.ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.
Основные задачи добукварного периода:подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтенияи письма: привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р. ш-ш-ш. з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме: делить предложения на слова, слова на слоги: выделять отдельные звуки в начале слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.
К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а. у, м в начале слов, владеть графическими навыками.
Букварный период.
В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа). затем обратные слоги (ам. ум), после этого прямые слоги (ма, му). требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
8.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№урока
п/п
Наименование раздела
Тема урока
Кол-во часов
Домашнее задание
Дата проведения
план
факт
Добукварный период – 22 ч.
Раздел 1.
1
Беседа «Порядок в классе». Речь устная и письменная.
1
Знать правила поведения
02.09.
2
Беседа «Летняя пора». Речь устная и письменная.
1
Подготовить рассказ о лете.
03.09.
3
Беседа «Порядок в классе». Беседа «Летняя пора». Речь устная и письменная.
1
С3
04.09.
4
Беседа «Осень. Мы школьниками стали». Речь устная и письменная. Экскурсия.
1
Знать времена года
05.09.
5
Беседа «Учитель и ученики. Имя и отчество учителя». Речь устная и письменная.
1
С4-5
07.09.
6
Беседа «Имена и фамилии учеников. Школьные вещи». Речь устная и письменная.
1
С6
08.09.
7
Беседа «Имя и отчество родителей. Семья». Слово. Предмет и слово.
1
С7
09.09.
8
Беседа «Учебные принадлежности. Игрушки». Слово. Предмет и слово.
1
С8
10.09.
9
Беседа «Перемены в школе. Правила поведения». Предложение.
1
С9
11.09.
10
Беседа «Режим дня». Предложение.
1
С10
14.09.
11
Беседа «Режим дня». Предложение.
1
С11
15.09.
12
Беседа «Занятия детей». Предложение.
1
С12
16.09.
13
Беседа «Труд людей осенью». Слово. Слог.
1
С13
17.09.
14
Беседа «Труд людей осенью». Слово. Слог.
1
С14
18.09.
15
Беседа «Труд людей осенью». Слово. Гласный звук.
1
С15
21.09.
16
Беседа «Окружающий меня мир». Слово. Гласный звук.
1
С15
22.09.
17
Беседа «В лесу». Согласный звук.
1
С16
23.09.
18
Беседа «В лесу». Согласный звук.
1
С16
24.09.
19-20
Русская народная сказка «Колобок».
2
С17
25.09.28.09.
21-22
Русская народная сказка «Репка».
2
С18
29.09.30.09.
Букварный период – 148 ч.
Раздел 2.
23
Звук и буква А, а.
1
С19
01.10.
24
Звук и буква А, а.
1
С19
02.10.
25
Звук и буква А, а.
1
С19
05.10.
26
Звук и буква У, у. Чтение слогов и слов.
1
С20-21
06.10.
27
Звук и буква У, у. Чтение слогов и слов.
1
С20-21
07.10.
28
Звук и буква М, м. Чтение слогов и слов.
1
С22
08.10.
29
Звук и буква М, м. Чтение слогов и слов.
1
С23
09.10.
30
Звук и буква М, м. Чтение слогов и слов.
1
С24-25
12.10.
31
Звук и буква О, о. Чтение слогов и слов.
1
С26
13.10.
32
Звук и буква О, о. Чтение слогов и слов.
1
С26
14.10.
33
Звук и буква О, о. Чтение слогов и слов.
1
С27
15.10.
34-36
Звук и буква С, с. Чтение слогов и слов, предложений.
3
С28-31
16.10.19.10.20.10.
37
Звук и буква Х, х. Чтение слогов и слов, предложений.
1
С32-33
21.10.
38
Звук и буква Х, х. Чтение слогов и слов, предложений.
1
С34-35
22.10.
39
Звук и буква Ш, ш. Чтение слогов и слов, предложений.
1
С36-37
23.10.
40
Звук и буква Ш, ш. Чтение слогов и слов, предложений.
1
С38
26.10.
41
Звук и буква Ш, ш. Чтение слогов и слов, предложений.
1
С39
27.10.
42-43
Звук и буква Л, л. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
2
С40-41
28.10.29.10.
44
Звук и буква Л, л. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С40-41
30.10.
45
Звук и буква ы. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С42
09.11.
46
Звук и буква ы. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С43
10.11.
47-48
Звук и буква Н, н. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
2
С44-45
11.11.12.11.
49
Звук и буква Н, н. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С46-47
13.11.
50-51
Звук и буква Р, р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
2
С48-49
16.11.17.11.
52
Звук и буква Р, р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С50-51
18.11.
53
Сопоставление л - р. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С52-55
19.11.
54
Звук и буква К, к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С56
20.11.
55
Звук и буква К, к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С56
23.11.
56
Звук и буква К, к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С57
24.11
57
Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С58
25.11.
58
Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С59
26.11.
59
Звук и буква П, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С60
27.11.
60-65
Повторение изученных букв: а, у, о, ы, м, с, х, ш, л, н, р, к, п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
6
С61-63
30.11.01.12.02.12.03.12.04.12.07.12.
66
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С64
08.12.
67
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С65
09.12.
68
Звук и буква Т, т. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С66
10.12.
69
Звук и буква И, и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С67
11.12.
70
Звук и буква И, и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С68-69
14.12.
71
Скоро Новый год.
1
70-71
15.12.
72
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С72
16.12.
73
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С73
17.12.
74
Звук и буква З, з. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
74
18.12.
75
Сопоставление з-с. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С75
21.12.
76
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С76
22.12.
77
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С77
23.12.
78
Звук и буква В, в. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С78
24.12.
79
Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С79
25.12.
80
Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С80
28.12.
81
Звук и буква Ж, ж. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С81
13.01.
82
Правописание сочетания жи. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С82
14.01.
83
Сопоставление ж - ш. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С83
15.01.
84
Звук и буква Б, б. Чтение слов, предложений. Чтение текстов
1
С84-85
18.01.
85
Звук и буква Б, б. Чтение слов, предложений. Чтение текстов
1
С86
19.01.
86
Сопоставление б - п. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С87
20.01.
87
Звук и буква Г, г. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С88-89
21.01.
88
Звук и буква Г, г. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С90
22.01.
89
Сопоставление г - к. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С91
25.01.
90
Звук и буква Д, д. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С92-93
26.01.
91
Звук и буква Д, д. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С94-95
27.01.
92
Звук и буква й. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С96-97
28.01.
93
Звук и буква й. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С98
29.01.
94
Сопоставление й - и. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С99
01.02.
95
Буква ь. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С100
02.02.
96
Буква ь - показатель мягкости согласных звуков. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С100
03.02.
97-99
Деление слов на слоги.
3
С101-103
04.02.05.02.08.02.
100-101
Деление слов на слоги.
2
С104-105
09.02.10.02.
102
Буквы Е, е, обозначающие два звука.
1
С106-107
11.02.
103
Буквы Е, е, обозначающие два звука.
1
С108
12.02.
104
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука.
1
С109
15.02.
105
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука.
1
С110
16.02.
106
Буквы Ё, ё, обозначающие два звука.
1
С111
17.02.
107
Буквы Я, я, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С112-113
18.02.
108
Буквы Я, я, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С114
19.02.
109
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С115
22.02.
110
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С116
24.02.
111
Буквы Ю, ю, обозначающие два звука. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С117
25.02.
112
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С118
26.02.
113
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С118
29.02.
114
Звук и буква Ц, ц. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С119
01.03.
115
Звук и буква Ч, ч. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С120-121
02.03.
116
Правописание сочетаний ча - чу. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С122-124
03.03.
117
Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С125-126
04.03.
118
Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С126-127
07.03.
119
Звук и буква Щ, щ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С128
09.03.
120
Звук и буква Ф, ф. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С129
10.03.
121
Звук и буква Ф, ф. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С130
11.03.
122
Звук и буква Ф, ф. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С131
14.03.
123
Звук и буква Э, э. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С132-133
15.03.
124
Буква ъ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С134
16.03.
125
Буква ъ. Чтение слов, предложений. Чтение текстов.
1
С135
17.03.
126-127
Когда это бывает? Чтение текстов.
2
С136
18.03.30.03.
128-129
Поэтическая тетрадь
Стихотворения А.Л.Барто. Чтение текстов.
2
С137
31.03.01.04.
130-131
Л.Н.Толстой «Чиж».
2
С138
04.04.05.04.
132-133
С.Маршак «Праздник леса».
2
С139
06.04.07.04.
134-135
Поэтическая тетрадь
Стихи С. Маршака. Заучивание со слов учителя.
2
С140-141
08.04.11.04.
136-137
Русские народные сказки
РНС «Курочка ряба». Чтение текста.
2
Пересказ сказки
12.04.13.04.
138-139
РНС «Заюшкина избушка». Чтение текста.
2
Пересказ сказки
14.04.15.04.
140-141
РНС «Лиса и волк». Чтение текста.
2
Пересказ сказки
18.04.19.04.
142-143
РНС «Колобок». Чтение текста.
2
Пересказ сказки
20.04.21.04.
144-145
РНС «Гуси-лебеди». Чтение текста.
2
Пересказ сказки
22.04.25.04.
146-147
РНС «Три медведя». Чтение текста.
2
Пересказ сказки
26.04.27.04.
148-149
РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Слушание.
2
Пересказ сказки
28.04.29.04.
150-151
РНС « По щучьему веленью». Слушание.
2
Пересказ сказки
30.04.04.05.
152-153
Стихи С. Михалкова. Заучивание со слов учителя.
2
Выучить стихот
05.05.06.05.
154-155
Сказки А. С. Пушкина.
2
Пересказ сказки
10.05.11.05.
156-158
Загадки.
3
Знать загадки
12.05.13.05.16.05.
159-160
Стихи А. Барто. Заучивание со слов учителя.
2
Выучить стихот
17.05.18.05.
161-162
РНС «Царевна – лягушка». Слушание.
2
Пересказ сказки
19.05.20.05.
163-164
А.Борченко «Разбежались буквы».
2
пересказ
21.05.23.05.
165-170
Повторение
Чему мы научились за год?
6
С142-143
24.05.25.05.26.06.
27.05.30.05.31.05.
9.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Учебник: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. «Букварь» Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Москва «Просвещение», 2007г
Методическое пособие для учителя:
1.Под редакцией С.Г.Шевченко «Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей».
Москва АРКТИ 2004.
2.Автор-составитель Рудченко Л.И. «Обучение чтению» 1 класс. Поурочные разработки.
Волгоград. Издательство «Учитель».
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15