Самоаналаз профессиональной деятельности по проблеме «Использование современных педагогических технологий для формирования ключевых компетенций учащихся в процессах обучения на уроках химии и внеурочной деятельности».
Отдел образования Администрации Чертковского района
САМОАНАЛИЗ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сетраковой Ольги Григорьевны
учителя химии
МОУ Сетраковская СОШ
Чертковского района Ростовской области
за период с марта 2006 года по ноябрь 2010 года.
2010г
I. Общие сведения.
1. Дата рождения – 18 мая 1960 года.
2. Образование – высшее, Воронежский технологический институт, 1983г., по специальности «Технология мяса и мясных продуктов» с присвоением квалификации инженера – технолога.
3. Педагогический стаж – 25 лет.
Стаж работы в данном учреждении – 25 лет.
Стаж работы на должности учителя химии и биологии – 24 года.
4. Повышение квалификации – курсы повышения квалификации в Ростовском ИПК и ПРО по проблеме «Научно – методическое обеспечение высокого качества биологического образования на основе использования современных педагогических технологий», удостоверение №2170 от 20 июня 2009 года.
5. Награждена:
- Грамота Администрации Чертковского района Ростовской области, 1995г.
- Почетные грамоты отдела образования Администрации Чертковского района Ростовской области, 1987г., 1995г., 2005г..
- Почетные грамоты МОУ Сетраковская СОШ, 1990г., 2007г.,2008г.,2009г..
6. Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 07.04.2006г. присвоена высшая квалификационная категория.
II. Исследуемая проблема и мотивирование поставленных задач.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в проекте Концепции «Российское образование – 2020» поставлена задача по созданию условий для становления критически мыслящего, социально ответственного члена гражданского общества; человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, осознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Роль школы в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах и примерных программах основного общего и среднего (полного) общего образования по всем учебным предметам. Сегодня я, как учитель химии общеобразовательной школы, призвана не только сформировать у ученика системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности, в повседневной жизни, создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся средствами своего учебного предмета, обеспечения успешности каждого школьника на основе оптимизации социального пространства урока.
Проанализировав результаты моей деятельности за предыдущие годы, я определила важную проблему для своей образовательной работы – «Использование современных педагогических технологий для формирования ключевых компетенций учащихся в процессах обучения на уроках химии и внеурочной деятельности».
III. Актуальность проблемы. Пути решения.
Актуальность проблемы состоит в том, что происходящие в обществе изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах требуют воспитания человека, компетентного во всех аспектах жизни. Поэтому современный этап российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к формированию ключевых компетенций путем реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим я пересмотрела взгляды на свою профессиональную деятельность, осознав, что моя роль как педагога должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.
Для достижения этой цели я решаю следующие задачи:
- организовать учебно-воспитательный процесс на основе личностно-ориентированного развивающего обучения;
- подобрать комплекс средств, способствующих формированию ключевых компетенций на уроках химии.
Для того чтобы урок сделать развивающим, я:
- заменила репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь);
- изменила характер изложения нового материала и превратила его на большинстве уроков в проблемное, стимулирующее учащихся к поиску;
- максимально вовлекаю учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности.
Существует множество современных педагогических технологий, способствующих развитию ключевых компетенций учащихся. В своей работе я использую следующие из них:
- технологии проблемного обучения;
- технологию кооперации в обучении;
- интегральную технологию;
- компьютерные технологии;
- технологию развивающего обучения.
Я никогда не копирую технологию полностью, а использую ее творчески как помощника в повседневной работе, стимул к поискам, обновлению, совершенствованию собственной педагогической деятельности.
Считаю, что химия – один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс. Поэтому чаще применяю на уроках умения анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, предусматриваю задания, направленные на развитие внимания и памяти.
В своей профессиональной деятельности я уже много лет использую приемы проблемного обучения. Поэтому меня очень заинтересовала технология развития критического мышления. Я все чаще использую ее в своей работе. Базовая модель урока по технологии РКМ включает в себя три взаимосвязанные и взаимопереходящие друг в друга познавательные стадии:
вызова, осмысления и рефлексии. На стадии вызова я не сообщаю тему урока, а пытаюсь, используя различные приемы проблемного обучения, добиться от учащихся самостоятельной формулировки ее. На стадии рефлексии использую составление обобщающих таблиц, приемы «Кластер» и «Синквейн». Технология критического мышления основана не на получении готового материала от учителя, а на творческом сотрудничестве учителя и ученика, на постановке проблемы и поиске путей ее решения. Проблемное построение учебного процесса дает хорошие результаты в повышении эффективности в обучении химии, оно способствует проявлению учениками высокой познавательной активности. Именно проблемные вопросы выступают в качестве ведущего средства формирования критического мышления. Я использую все три способа организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
Фронтальные виды работ все чаще заменяю индивидуальными, парными и групповыми. Ведь выпускник школы должен быть конкурентоспособен на рынке труда, то есть обладать коммуникативной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения. Поэтому навыки кооперации теперь необходимо осваивать в школе. Работа учащихся в группе над одним заданием объединяет их одной идеей, оказывается намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.
Полностью согласна с Л.С. Выготским: «То, что дети могут сделать сегодня только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно».
Интегральная технология В.В. Гузеева – это еще одна новая технология, которая меня очень увлекла. Она использует идеи и концепции, реализованные в других технологиях (отсюда ее название). Это:
- использование укрупненных дидактических единиц,
- групповое обучение,
- модульно-рейтинговое обучение.
Проектирование образовательного процесса происходит с использованием целостного комплекса средств и методов и широкого спектра организационных форм уроков. Мною разработан блок уроков на тему «Свойства неорганических веществ» (20 часов) в 8 классе по учебнику Габриеляна. Он включает:
вводное повторение,
первичное изучение нового материала (основной объем – ключевые понятия темы),
формирование навыков решения типовых задач (тренинг – минимум),
вторичное формирование знаний (дополнительный объем – более широкое рассмотрение темы),
развивающее дифференцированное закрепление (семинар-практикум),
обобщающее повторение,
тематический контроль,
индивидуальную коррекцию результатов.
Эта технология очень трудоемка, но и очень интересна для меня, как для учителя и дает высокий эффект.
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. Новые информационные (компьютерные) технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Они направлены на достижение следующих целей:
- формирование умения работать с информацией, развитие коммуникативных компетенций;
- формирование личности информационного общества;
- формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения;
- максимальное усвоение учебного материала.
В этом направлении мною используются следующие программные поддержки курса химии:
- «Химия 8 класс Мультимедийное учебное пособие нового образца Просвещение Медиа»;
- «Химия (8 – 11 класс) Виртуальная лаборатория Учебное электронное издание».
Ученики хорошо запоминают сложные химические процессы, посмотрев видеофрагменты, работая с интерактивными рисунками и таблицами. Они с удовольствием выполняют творческие работы в виде презентаций, используют Интернет-ресурсы для подготовки сообщений и проектов.
Интернет-ресурсы оказывают большую методическую поддержку мне как учителю. Я часто использую материалы, размещенные на сайтах:
- Газета «Химия» и сайт для учителей «Я иду на урок химии»
(http://him.1september.ru),
- ChemNet:портал фундаментального химического образования России
(httр:www.chemhet.ru),
- Занимательная химия: сайт В.А. Арляпова и И.В. Блохина
(http:home.uic/tula.ru/~zanchem/),
- Химия и жизнь – XXI век: научно-популярный журнал (http:www.hij.ru),
- Соровский образовательный журнал: химия (http://journal.isser/rssi.ru),
- Неорганическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР
(http://school-collection/edu/ru/collection/chem),
- Органическая химия. Видеоопыты в Единой коллекции ЦОР
(http://school-collection/edu/ru/collection/organ).
Химический эксперимент является основным средством и способом изучения химии. В процессе выполнения лабораторных и практических работ формируются умения школьников наблюдать, Составлять описание эксперимента, интерпретировать результаты наблюдений. В своей работе я уделяю большое внимание эксперименту и использую все его виды: демонстрационные опыты, лабораторные опыты, практические и исследовательские работы.
На начальном этапе выполнения практических работ я обучаю школьников главным качествам экспериментатора: внимательности, умениям наблюдать, выявлять причину, составлять описания, выводы, выполнять требования по техники безопасности. Далее по мере изучения курса химии самостоятельность учащихся при выполнении лабораторных и практических работ возрастает. Учащиеся с большим интересом наблюдают за превращениями веществ, изучают их свойства, работают с лабораторным оборудованием. Химический эксперимент – не только средство наглядности, но и один из важнейших источников знаний. Каждый опыт, показанный учащимся или проведенный ими, имеет характер научного исследования, стимулирует мышление и вызывает желание обсудить увиденное.
В 2008 году наша школа получила пять современных и хорошо оснащенных микролабораторий. Теперь каждая пара учеников на практической работе получает свою лабораторию, полную самостоятельность и ответственность, что способствует повышению самооценки и добавляет уверенности в себе. Поэтому к выпуску из школы мои воспитанники уже уверенно работают с химическим оборудованием, не боятся реактивов, обладают неплохими экспериментальными навыками.
В нашей школе мною организована работа детского объединения «Эрудит» на базе Алксеево-Лозовского ДДТ. Его посещают все учащиеся, начиная с пятого класса, у которых есть желание приобщиться к химии. Здесь можно задать любые вопросы и под руководством учителя исследовать разные вещества, провести занимательные химические опыты, пользуясь химическим оборудованием школьной лаборатории. Занятия проводятся один раз в неделю и пользуются популярностью у школьников.
Количество учащихся в классах нашей школы невелико – от 5 до 10 человек. Но и среди них я ежегодно стараюсь найти особо способных для участия в районной химической олимпиаде. При подготовке к олимпиаде во внеурочное время дети приобретают дополнительные знания и умения. Мои ученики часто бывают победителями олимпиады, а двое из них участвовали в областной олимпиаде.
Одной из важнейших задач учителя считаю подготовку учеников к ГИА и ЕГЭ. Контрольные работы по всем темам химии с 8 по 11 класс я даю в форме ЕГЭ, что является хорошей подготовкой к экзамену. Химию каждый год выпускники выбирают для сдачи экзамена и показывают высокие результаты.
IV. Программно – методическое обеспечение.
В период с 2006 по 2010 год использую следующие информационно- методические и программно-методические материалы, обеспечивающие реализацию рабочих программ:
1. Закон об образовании РФ /01.01.2005/.
2. Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального
базисного учебного плана для начального, основного и среднего
(полного) образования» № 1312 от 09.03.2004г.
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования.
4. Оценка качества подготовки выпускников полной средней школы по
химии. Москва, «Дрофа», 2000г.
5. Сборник нормативных документов. Химия. Москва, «Дрофа», 2006г.
6. О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа», 2008г.
7. Учебно-методический комплекс линии О.С. Габриеляна для 8 – 11
Классов, Москва, «Дрофа», 2004 – 2009 гг.
8. Разнообразная методическая литература для подготовки к ЕГЭ.
V. Результаты профессиональной деятельности.
Положительные результаты моей профессиональной деятельности подтверждаются следующими данными:
Учебный год
Количество учащихся
% освоения стандартов
% на «4» и «5»
2005 -2006
43
100
48
2006 - 2007
39
100
45
2007 - 2008
38
100
60
2008 - 2009
31
100
52
2009 - 2010
32
100
56
Результативность экзаменов по химии можно проследить по следующим фактам:
Учебный год
Количество учащихся, сдававших экзамен
% учащихся, выбравших экзамен по химии
% освоения стандарта
% на «4» и «5»
Баллы по ЕГЭ
2005 - 2006
43
23
100
80
2006 - 2007
39
23
100
100
2007 - 2008
24
21
100
80
2008 - 2009
16
44
100
71
64, 75
2009 - 2010
16
25
100
100
58
Среди выпускников школы немало студентов и медалистов, в чем есть и моя заслуга:
Учебный год
Число выпускников 11 класса
Число медалистов
Поступили в ВУЗы
Поступили в СУЗы
2005 - 2006
6
-
2
4
2006 - 2007
7
-
1
6
2007 - 2008
7
-
4
3
2008 - 2009
5
3
4
1
2009 - 2010
10
1
4
4
Я веду активную общественную и методическую работу. Являюсь членом методического совета школы, экспертной комиссии по аттестации рабочих мест, комиссии по аттестации педагогических работников, комиссии по материальным поощрениям, являлась председателем ПК школы. Принимаю активное участие в работе районного методического объединения учителей химии, регулярно выступаю с докладами, делюсь опытом работы. Муниципальной методической службой обобщен мой опыт работы «Методика решения задач по химии повышенного уровня сложности», а на уровне школы обобщен опыт «Использование проверочных работ в форме ЕГЭ при промежуточной аттестации учащихся».
VI. Заключение.
Жизнь диктует новые требования и подходы к обучению. Возрастающая потребность рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания приводит меня к выводу
о необходимости создания новых условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, формированию социальных компетенций у воспитанников через различные формы урочной и внеклассной работы по предмету. Школьный процесс обучения отстает от времени. Поэтому на следующий период я ставлю перед собой задачу освоить в полном объеме ИКТ и внедрить их в процесс обучения. Ведь никогда нельзя останавливаться на достигнутом, потому что как только учитель перестает заниматься самообразованием, тут же в нем умирает Учитель.
Учитель Сетракова О.Г.
Директор МОУ
Сетраковская СОШ Назарова Л.И,
Директор МУ
«Методический и Ресурсный Центр» Пивоварова В.Я.
15