Метапредметный подход в обучении чтению в начальной школе на уроках английского языка
Метапредметный подход в обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе.
Скачать электронную версю «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. И, говоря, об обучении учащихся различным видам речевой деятельности на уроках английского языка, а конкретно в данной работе — чтению, в соответствии с ФГОСом, под обучением чтению мы подразумеваем не только восприятие и понимание письменного текста, но также работу с самим текстом.
Самостоятельная учебная деятельность становится важнейшим компонентом учебного процесса при обучении иностранному языку. В связи с этим необходим подход к обучению иностранному языку, основанный на управлении формированием самостоятельной учебной деятельностью, её целенаправленным развитием для обеспечения продуктивного характера образовательного процесса и развития необходимых личностных качеств.
Освоение учащимися универсальных учебных действий — метапредметные результаты — это, своего рода, цель деятельности учителя. Безусловно, чтение, являясь одним из важнейших видов речевой деятельности, становится незаменимым составляющим компонентом. В своей работе использую разнообразные тексты, а также разные формы работы и задания к ним. Метапредметный подход в обучении чтению в начальной школе
включает следующее:
‒ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
‒ использование различных способов поиска — в справочных источниках и в открытом информационном пространстве — сети Интернет;
‒ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
‒ осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах; ‒ овладение логикой сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
‒ установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
‒ готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
‒ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
‒ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
‒ определение наиболее эффективных способов достижения результата.
А к основным метапредметным умениям относится :‒ Смысловое чтение.
‒ Поисковое чтение. Основные логические операции: сравнение, анализ, классификация, синтез.
‒ Заполнение анкет, таблиц, а также работа с ними.
‒ Достижение взаимопонимания в процессе устного общения.
‒ Работа в группах сотрудничества, в том числе выполнение проектных работ.
‒ Оценочная деятельность, самонаблюдение, самооценка и взаимооценка, самокоррекция.
‒ Познавательная и личностная рефлексия.
‒ Принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности.
‒ Выполнение заданий с использованием средств ИКТ, в том числе ресурсов Интернет.
.
Ведущая роль в формировании самостоятельной учебной деятельности младших школьников при овладении иностранным языком принадлежит чтению, Чтение необходимо учащимся не только для практического владения иностранным языком и открытия другой культуры, оно также является средством самообразования и творческой деятельности. Практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и универсальные учебные действия, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Чтение на иностранном языке выступает для младшего школьника как ведущее средство самостоятельной образовательной деятельности в данной предметной области. Следовательно, становится очевидна необходимость формирования умения самостоятельного чтения уже на начальном этапе обучения иностранному языку. Чтение играет роль фундамента в языковом образовании, который обеспечивает эффективность изучения иностранного языка на последующих этапах обучения.
Процесс чтения может протекать в двух формах: вслух и про себя. Чтение вслух чаще всего имеет своей целью сообщение информации. Чтение про себя — сообщение информации. Поскольку чтение вслух осуществляется для другого, читающий должен понять содержание читаемого и передать его так, чтобы это было понятно слушающему, то есть при чтении вслух воспринимающий текст должен быть предельно внимателен к содержанию и форме текста. При чтении про себя читающий должен понять текст только для себя. При чтении вслух читающий должен понять текст сам и сделать его содержание понятным для слушателя, что ведёт к более тонкому пониманию. Так, в психологической и методологической литературе чтение вслух является первой важной ступенью при овладении младшими школьниками чтением про себя.
При постепенном переходе от чтения вслух к чтению про себя, следует отметить некоторые условия его осуществления:
‒ параллельное формирование навыков чтения вслух и про себя на всех уровнях языкового материала с помощью специальных средств обучения;
‒ включение в содержание средств обучения текстов, имеющих новизну и значимость для учащихся, представляющих для них интерес, дающих возможность решения различных коммуникативных задач;
‒ обеспечение этих текстов соответствующими коммуникативными заданиями, направляющими поиск информации;
‒ вынесение во внешний план способов выражения понимания — вербальных и невербальных.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что конечными целями обучения на английском языке на начальном этапе будут овладение техникой чтения вслух с полным пониманием читаемого и постепенный переход к чтению про себя и умение выразить понимание прочитанного в требуемой форме.
В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, необходимость решения определённых познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения.
.
В практике обучения используются два варианта:
‒ ознакомительное — изучающее — просмотровое — поисковое;
‒ изучающее — ознакомительное — просмотровое — поисковое.
Последний вариант наиболее эффективен, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.
На уроках английского языка ведётся обучение следующим видам чтения:
‒ чтение с общим охватом содержания (просмотровое, ознакомительное);
‒ чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее);
‒ чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое).
Ну и, конечно, упражнения для каждого вида чтения выбираются с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Работая с текстом, учащимся можно предложить следующие упражнения.
‒ Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
‒ Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
‒ Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
‒ Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
‒ Выберете предложения,содержащие то или другое грамматическое явление, объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
‒ Прочтите текст и перечислите вопросы, освещённые в нём.
‒ Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
‒ Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
‒ Используя материал текста, ответьте на вопросы.
‒ Расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте.
‒ Используя факты из текста, расскажите ( о герое и т.д.)
‒ Перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания.
‒ Охарактеризуйте персонажей/ время действия своими словами.
‒ Выразите своё отношение к прочитанному.
‒ Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него.
‒ Составьте аннотацию к тексту.
При ознакомительном чтении незаменимы следующие упражнения.
Этап;
‒ Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
‒ Выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста.
‒ Составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу.
‒ Разделите текст на вводную часть, информационную (основную) часть и заключительную.
‒ Попробуйте определить тему текста по иллюстрации.
2 этап:
‒ Прочтите первый абзац текста и найдите в нём предложение, содержащее основную информацию.
‒ Найдите главные факты текста.
‒ Составьте список вопросов к тексту.
‒ Подготовьте план пересказа текста.
‒ Поясните главную мысль текста своими словами.
3 этап после прочтения текста:
‒ Прочтите текст и выразите своё согласие (несогласие) с приведёнными ниже утверждениями.
‒ Ответьте на вопросы по тексту.
‒ Выразите своё отношение к прочитанному.
А при поисковом чтении учащимся следует предложить следующие задания.
‒ Найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней. .
‒ Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
‒ Зачитайте из текста факты, которые относятся к теме ….
‒ Подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
В различных заданиях дети могут проявлять не только свои знания в области английского языка, но и свои творческие способности и логическое мышление.
. Чтение учебных текстов и художественной литературы развивает логическое мышление, внимание, память ..
Дети учатся выделять главную мысль прочитанного, дают свою оценку прочитанному, высказывают свою точку зрения .
Чтение расширяет кругозор обучающихся. Дети приобретают навыки работы сообща, в команде или группе, учатся размышлять, анализировать, сравнивать. Применяя разнообразные подходы на разных уроках, мы формируем одни и те же умения, добиваемся схожих метапредметных результатов, а именно к этому мы и должны прийти, что четко обозначено в новом ФГОС для начальной и общей школы.