«Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности посредством участия учащихся в проектной деятельности»
МБОУ СОО «Школа № 15» пос. Биракан
Обобщение опыта
Отчёт
по теме
«Формирование ключевых компетенций
на уроках и во внеурочной деятельности
посредством участия учащихся
в проектной деятельности»
(муниципальный уровень)
учитель начальных классов
Брылёва Галина Ивановна
п. Биракан, 2014 год
(слайд № 1)
Отчёт
по теме
«Формирование ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности
посредством участия учащихся в проектной деятельности»
(слайд № 2)
«Кто рассчитывает на год – сеет рис,
на десять лет – сажает сад,
а кто рассчитывает на сто лет –
воспитывает человека»
Восточная мудрость.
Главная задача системы образования ДОУ и современной школы – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования…» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Компетентный человек, а в нашем случае ученик, должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать её практически, т.е обладать способами и методами решения. Одна из самых главных задач учителя начальной школы: формировать нравственную компетенцию - готовность ученика, его способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
(слайды № 1-2)
Ключевые компетенции:
ценностно-смысловые – это готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение. Овладеть этой компетенцией помогают уроки предмета «Окружающий мир»
общекультурные – это осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества. Уроки «Литературного чтения» помогают детям понять и принять данную компетенцию.
учебно-познавательные – это готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности. Весь учебный процесс способствуют развитию навыков данной компетенции.
информационные – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Эту компетенцию ученики приобретают на уроках информатики.
коммуникативные – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии.
социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования – это готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сознавать долг и ответственность перед семьёй и школой. Это уроки физической культуры, ИЗО и художественного труда.
На сегодняшний день проблема состоит в том, что в школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Зачастую родители не в состоянии помочь ребенку в формировании таких компетенций, как компетенция решения проблемы, информационная и коммуникативная. Я сейчас работаю в 4 классе. Из поступивших в 1 класс - 40% ребят не посещали ДОУ.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.
Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.
Введение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования, а в дальнейшем необходимость внедрения ФГОС и в структуре дошкольной программы, условий её принятия и реализации – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы.
Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам и опирается на три направления:(слайд № 5)
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Формы осуществления преемственности в работе с детьми:
(слайд № 6)
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы. Сущность моей работы состоит в формировании и развитии ключевых компетенций младших школьников путём включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного опыта ребенка, его интересов, умственных и физических возможностей.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать, что удалось и чтонет. Такие люди обладают проектным типом мышления.
Ребята нашего детского сада участвуют в проектной деятельности. На тему «Экология» они выполняли рисунки, поделки из природного материала, изучали свойства воды и проводили опыты с водой и снегом.
Для развития проектного мышления у учащихся япродолжила работу, начатую в ДОУ, и выбрала проектную деятельность.
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
(слайд № 7)
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я применяю проектную деятельность в урочной, во внеклассной и домашней работе.В связи с этим я определила следующие цели и задачи:
(слайд № 8)
способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На первом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников.
Например:
-- Дан ряд чисел: 2031, 1031, 31, 5031, 231, 13, 1302, 132, 1305.
-- Придумайте задания об этих числах и задайте вопросы соседу (ребятам класса).
Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Например, урок литературного чтения, стихотворения М. Ю. Лермонтова:
-- Ребята, понравился вам сегодняшний урок?Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?
Учащиеся узнают с помощью книг, журналов, и интернет/ресурсовновые сведения о поэте, составляют презентации о его творчестве, произведениях и представляют их одноклассникам в виде сообщений, презентаций, рисунков, устраивают конкурсы чтецов стихов поэта. (показ рефератов)
Творческие задания они выполняют и на уроках окружающего мира (технологии, ИЗО), и во внеурочной деятельности.
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.
Например: при изучении «Природных зон России» в 4 классе ребята работали индивидуально и под руководством родителей приготовили по заданным темам и подтемам презентации («Сопоставление жизни животных в арктической зоне пустынь и в пустынях», «Растительный мир тундры и степей», и др.)
Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так учащиеся в 3 классе подготовили презентацию «Свойства воды и способы фильтрации» на общешкольную научно-практическую конференцию. Все ребята были участниками подготовки этого мероприятия. Проведены были опыты по изучению свойств воды, всевозможные эксперименты по её фильтрации, добыли материалы о старинных способах фильтрации в разных государствах. (демонстрация папок с материалами)
В этом году мы с ребятами работали над проектами по темам «7 чудес Облученского района», «Люблю тебя, мой уникальный край!», «Красная книга – охрана животных» Работы выполнены о полезных ископаемых нашего посёлка (мраморе, золоте, лесозаготовках) и района (известняке Лондоко-завода, олове Хинганска, минеральных источниках Кульдура и Биры, о ГОКе, об экологии) Мы исследовали много материала из интернета, брали интервью, жителями посёлка предоставлены были фотографии о мраморе, о пещерах. (демонстрация папок с материалами)
(слайды № 9 - 13)
При подготовке в урокам по окружающему миру о войне, ребята искали материал из различных источников и совместно перерабатывали его – о блокадном Ленинграде, о сражении под Сталинградом, о курско-орловской битве, о Победе над фашизмом. Затем был проведён отчётный урок: каждое выступление ребят сопровождалось презентацией. (демонстрация папок с материалами)
Небольшую презентацию и фотоальбом создали мы с ребятами по итогам осеннего похода «Наш весёлый поход на осеннюю полянку», здесь есть и стихи самих ребят. (демонстрация папок с материалами)
Хочется отметить, что в классе у меня есть двое ребят, которые не могут преодолеть страх и не отвечают устно на уроках. Но в работе в группах они начинают говорить, большое достижение в том, что они могут произнести несколько предложений.
Итогом поисковой работы стали высокие показатели в окружающем мире: из 26 человек обучаются на «отлично» 10 ребят, «хорошистов» - 10 ребят. (см диаграмму) (слайд № 4)
Сейчас начинаем подготовку к проекту о юбилее ЕАО.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то в дальнейшем ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
Тесно сотрудничать с родителями.
При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.
Результат:(слайд № 15)
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.Ожидаемые результаты(слайд № 16)
повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
обогащение знаний посредством добычи информации самими ребятами;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
вовлечение ребят ДОУ в процесс поиска материала и его исследования;
сотрудничество ребят начальной школы и ДОУ в разработке проектов;
отчёты о проделанной работе не только в школе и классе, но и в ДОУ.