Конспект урока по русскому языку Тема: Учимся писать письма

МОУ Новосельская основная общеобразовательная школа








Конспект урока по русскому языку
Тема: "Учимся писать письма"


3 класс



Составитель: Постникова Наталия Викторовна
учитель начальных классов
первой категории










2016 г.
Цели:
1. Обобщить знания детей о возникновении письма, уточнить представления детей о значении писем для человека в общении.
2. Познакомить детей со структурными компонентами письма, понятием «обращение» и со способом его оформления на письме.
3. Развивать умение писать письма, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи детей.
4. Воспитывать культуру написания письма.
Оборудование: презентация урока, компьютер, проектор, экран, учебник, рабочие тетради.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока. Мотивация урока.
Кто приносит письма нам? Правильно, почтальон. Как вы думаете, для чего люди пишут письма, если есть телефон, телеграф, Интернет? (С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость. А вы когда-нибудь писали письма? Прочитайте тему урока. Чему будем учиться на уроке? Сегодня я расскажу, как правильно написать письмо, какие бывают письма, из чего состоит письмо, о чём нельзя забывать, когда пишешь его.)

3. Актуализация ранее изученного материала.
- Что такое письмо? - Письмо это лист бумаги с написанным текстом, который один человек может послать другому. Ещё это предмет в школе, в 1 классе, где мы осваиваем первые навыки письма. Правильно, слово «письмо» имеет несколько значений. Вы назвали два из них. Ещё письмо – это система графических знаков, которые используются для написания. И сегодня на уроке мы будем говорить о письме, как о системе графических знаков, которые человек использует для записи своих мыслей. А о каких знаках я говорю? (Это буквы.)
- Как вы думаете, люди писали письма до возникновения азбуки? Да, рисовали на скалах рисунки, и разные знаки. Давным-давно, в каменном веке, люди не знали букв, не знали, что слова можно записывать. Для передачи информации они придумали делать небольшие рисунки на камне, а если нужно было передать сообщение, то на дощечке. Ещё в глубокой древности пользовались люди удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду.
Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.

4. Запишите слово для звуко – буквенного анализа.
ПИСЬМО – 2 слога
П (п ) – согл., глух., парн., мяг.
И (и) – гл., безуд.
С (с) – согл., глух., парн., мяг.
Ь (-)
М (м) – согл., звон., непарн., тв.
О (о) – гл., ударн.
________________
6 букв, 5 звуков
Адрес – надпись на конверте, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя.
Подбери однокоренные слова.
Адресок, адресная, адресовать, адресат. Разберите слова по составу. Адресат – тот, кому адресовано письмо, почтовое отправление. Это человек. Запишите предложение, разберите его по членам предложения:
Адресат получил важное письмо.4
Конверт – заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг. Почтовый конверт готов (к) отпра(в,ф)ке.
Как исправить? Ответы детей. Давайте проверим, как мы написали.
Отправитель – лицо, учреждение, посылающее письмо.
Адрес отправителя написан на конверте правильно? Для чего это очень важно? Можно ли чёркать, исправлять, писать кривыми буквами? Почему? Письма носит почтальон, и он может отнести по неправильному адресу. Возьмите в руки конверт. Найдите слово: КОМУ. Это вопрос какого падежа? Так как письмо вы будете писать мне, подписываем все вместе. Найдите слово: КУДА. Здесь записывают адрес, тот куда вы пишите письмо. Записываем вместе. Ниже, в рамке написано: индекс места назначения. Сюда впишем мой индекс 411457. Образец написания цифр надо посмотреть сзади конверта. Поле, где пишется от кого письмо, и ваш адрес вы заполните дома.
5. Физкультминутка.
О письме мы много знаем, и его мы изучаем.
Раз, два, три, четыре, пять – будем письма мы писать.
Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем,
и присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз.
Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем.
6. Закрепление изученного материала.
Любое письмо – это текст. Из каких структурных частей состоит текст? ( Текст имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку.) - Вместе с тем письмо обладает и своими особенностями. Оно имеет конкретного адресата, ему присуща диалогическая форма общения: приветствие, прощание, обращение. - Какую роль играют письма в жизни человека? Письмо имеет большое значение. Людям хочется общаться даже на расстоянии. Какие же бывают письма? Почему так важно правильно обратиться и проститься в письме? - Прочитайте, как обращался в письмах к родным М. Горький.
«Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький».
Это письмо – пожелание. Ответьте на вопрос: как вы обратитесь в письме друг к другу, к учителю, к бабушке?
«С Днём рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий ваш дедушка Коля». Это письмо – поздравление.

А вот письмо – информация. Оно отражает настроение писавшего:
«Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория «Лесная сказка». Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучился по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти мне кроссовки и мои любимые книги.
Целую. Ваш сын Владик».
15 основных правил искусства написания писем:
  Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).   Частное письмо лучше писать от руки, деловые письма обычно печатаются.   Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).   Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат) .   Письмо следует продолжить упоминанием о ранее полученном от адресата письме.
  Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).   Письмо необходимо строить логически: вступление, основная часть, заключение.   Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.   Письмо следует писать разборчиво; извинитесь, если почерк не совсем разборчив.   Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).   Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).   Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.   Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.   Письмо перед отправлением следует перечитать.   Конверт следует правильно надписать. Не забудьте указать индекс!
Рассмотрим структуру письма.
1. Обращение.
Дорогие мама и папа!
Любимая бабушка!
Уважаемый учитель!
Привет, Юлька!
Здравствуйте, мои дорогие!
Уважаемый Андрей Петрович!
2. Начальная фраза о состоянии переписки.
Получил ваше письмо.
Давно не получала писем.
Очень захотелось вам написать.
3. Основное содержание письма.
Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо. В семье никто не болеет. Все работают. Саша, Оля, Ира и Владик учатся на «хорошо» и «отлично».
У нас в школе много интересных праздников, кружков!
Вопросы адресату:
Как ваше здоровье?
Какие новости?
Как живёте?
Просьбы. Приветы.
Я прошу вас прислать мне интересную книгу о животных.
Передайте привет моим бабушке и дедушке, друзьям...
Прощание.
До свидания!
До скорой встречи!
Ну, пока!
Обнимаю вас.
Концовка. (подпись, дата)
Целую. Скучаю. Жду приезда.
Ваш сын Ваш внук ...
Твой надёжный друг ...
10января 2016 г.

7. Домашнее задание
Напишите письмо. Не забудьте все правила написания писем! Для этого ещё раз прочтите внимательно памятку.

Подведение итогов урока.
- Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома?
-Как могут доставляться письма? Какие особенности имеет письмо в отличие от обычного рассказа?
- Что можете сказать о своей работе на уроке? Как оцениваете себя за урок?