Конспект урока по русскому языку «Учимся писать письма» (3 класс)

Урок развития речи. УМК «Перспективная начальная школа»
3 класс
Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо.
Цель: формирование умений писать письма
Задачи:
показать учащимся значение переписки в жизни людей;
показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности;
учить правильному обращению в письмах;
познакомить с правилами и вежливыми формами переписки;
развивать воображение, умение писать письма, логично излагать свои мысли;
развивать коммуникативные способности учащихся, умения работать в паре, группе;
Оборудование:
Слайдовая презентация
Карточки: для групповой работы, работы в парах, для рефлексии
Конверты
Словари: Толковый словарь
ХОД УРОКА
Самоопределение к деятельности. Настрой на урок:
Учитель:
-Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику и гостям. Пожелайте друг другу успехов в работе
- А ну, дружок, проверь, готов ли ты начать урок?
Ученики:
Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности, линейка), правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки)
2.Актуализация знаний
- Сегодня у нас урок развития речи. Мы продолжаем изучать азбуку вежливости. А тему урока вы сформулируете сами, отгадав загадку.
Оно само никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти -оно пробежит,
Пролетит, проплывет тысячи верст пути (Письмо)
Слайд 1
Работа учащихся с Толковым словарем (Что такое письмо – зачитывают определение).
Учитель:- Поэтому жанр письма еще называют эпистолярный жанр.
- Обратимся к истории возникновения письма
Слайды 2 -3 . Рассказывает ученик (как появились письма) 3.Введение нового знания
- Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу? (Сообщить; поздравить; поделиться чувствами, впечатлениями; поблагодарить и т. д.)
Слайд 4
- К сожалению, наше общение сейчас ограничивается короткими СМС. Это, конечно, тоже общение, но уж очень деловое. - А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?
(Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
3. Словарная работа. - Давайте вспомним некоторые слова, связанные с написанием писем.
(Разгадаем кроссворд, отгаданные слова запишем в тетрадях и на доске) 1.Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенное для отправки на расстояние (Письмо) 2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт) 3.Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес) 4.Цифровое условное обозначение населенного пункта. (Индекс) 5.Человек, разносящий письма, газеты, телеграммы. (Почтальон)
- Назовите слова, без которых не обходится ни одно письмо: Здравствуйте, до свидания
В тетрадях записано: конверт, адрес, индекс, почтальон, адресат, здравствуйте, до свидания
Слайд 5
Составьте предложение с любыми словами. Запишите. (Устная проверка 2-3 ученика)
4.Первичное закрепление (Стук в дверь, входит почтальон Печкин - переодетый ученик) Почтальон:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Я к вам пришел с необычной просьбой.
Сегодня я получил письмо в форме СМС. Прочитайте, пожалуйста.
Дорогой Печкин. Мы тебя очень любим. Не скучай. Твои друзья.
- Как вы думаете, кто бы мог это написать?
- Но я же почтальон. И я люблю письма. Порадуйте, пожалуйста, старого Печкина. Напишите хоть немного теплых слов. Учитель: Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы будем писать письма.
Давайте, ребята порадуем Печкина.
Перед вами алгоритм написания письма. Прочитаем его.
Слайд 6.
Работа в парах. Каждая пара готовит свой вариант письма, используя заготовки
Алгоритм написания письма: Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте). Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.
Учащиеся зачитывают свои варианты писем. (Класс анализирует предложенные варианты и выбирает лучший.)
-Давайте сложим письма в большой конверт. А на следующем уроке подпишем и отправим Печкину.
5. Работа по учебнику
Учитель:
- А сейчас прочитаем письмо Миши, который решил написать своему другу Ване. (с.37)
- Как вы думаете, что смущает Торка? Что нужно изменить в письме? (Поинтересоваться, как дела у друга)
- Давайте выведем главные законы письма (коллективная работа)
- Важно, чтобы тот, кому ты пишешь, чувствовал, что он тебе интересен, что его дела для тебя важны. Потом можешь написать о своих делах. Излагай то, чем хочешь поделиться, последовательно.
Слайд 7
VII. Физминутка. Музыка из м\ф «Каникулы в Простоквашино»
Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.
Сколько в класс пришло зверей! Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто кот, кто птичка?
Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте, не стесняйтесь!
6. Составление и оформление групповых проектов
(на партах лежат заранее заготовленные листы). Звучит спокойная музыка.
- Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила (класс делится на три группы, в каждой группе назначаются консультанты).
Слайд 7. Обращаем внимание на главные законы письма
Задание для 1 группы: - Напишите родственнику письмо с благодарностью за присланный подарок. Опорные слова: Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что От всего сердца... От всей души Я очень благодарен Большое (огромное) спасибо
Задание для 2 группы: - Напишите письмо-поздравление тренеру
Опорные слова: ДорогойУважаемый ПоздравляемОт всей души, от всего сердца Сердечно благодарим Желаем
Задание для 3 группы: - Напишите другу письмо–рассказ другу о нашем крае. Какой юбилей будет в январе? (70 лет Кемеровской области)
Опорные слова: Дорогой друг (имя) Хочу рассказать тебе о Мы очень скучаем без тебя Напиши нам о С нетерпением ждем ответа
5. Защита групповых проектов.
Подводим итоги работы в группах. Ученики читают коллективно написанные письма, обсуждают их достоинства и недостатки.
8. Рефлексия
- Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки – листочки. Если вам все понятно по теме “Как писать письмо” и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов.
- А сейчас положите свои письма в конверты, и на следующем уроке мы научимся их подписывать.
7. Домашнее задание в форме проекта:
Напиши письмо (по выбору): другу, маме, однокласснику, учителю.
Рассмотри конверт и выясни, на какой адрес будешь отправлять письмо.
Соблюдай главные законы письма!
Желаю удачи!
Слайд 8



15