Конспект урока по русскому языку Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень» (5 класс) 
Подготовка к сочинению по картине  П.П. Кончаловского «Сирень»
Цель:
- подготовить учащихся к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень»;
- научить  детей  описывать изображённый «поэтический» предмет;
- закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразительного искусства;
- введение новых слов в активный словарь школьников.
Оборудование: портрет П.П.Кончаловского; репродукция натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень», репродукции других натюрмортов художника, фотографии разных видов сирени, компьютер.
Предварительная словарно-стилистическая работа:
Заранее на одном из уроков  русского языка производится запись слов и словосочетаний на тему «Сирень»: подбор  прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, запах сирени.
Индивидуальное задание: узнать лексическое значение и этимологию слова натюрморт.
Ход урока:
Оргмомент. Сегодня  на уроке   мы будем готовиться к сочинению описанию по картине П.П.Кончаловского.  Отгадав мою загадку, вы поймёте, чему будет  посвящён наш урок и что изображено на картине художника. 
                                                    Благоухает и манит,                                                     Цветами нежными дарит,                                                     Протянешь руку за плетень -                                                     И в ней окажется  
                                                                                   (сирень)
     Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать  натюрморт «Сирень в корзине» П.П.Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.
Рассказ о художнике. 
      Родина сирени - Малая Азия, Персия. В Европу она попала лишь в 16 веке. В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступалавесна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений. Многие русские художники любили изображать сирень. Одним из таких художников является П.П.Кончаловский.
  П.П.Кончаловский – художник, любивший изображать на своих полотнах цветы, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов.  «Розы, пионы, сирень, маки, огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёсчеловеку Кончаловский», - писал Вс.Иванов. Художник писал цветы  так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть красок, но и свой естественный аромат. П.П.Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и  сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще. Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и  любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ, например: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу». Посмотрите на эти работы художника (приложение 1)
Проверка индивидуального задания (приложение 2). 
Беседа по картине «Сирень».
-  Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень».
- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).
- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена  свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)
- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? (На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная).
- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой  и  розоватой сирени.)  
- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)
- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные,   свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.)
- Тщательно ли выписаны художником лепестки,  листочки, веточки сирени? (Не совсем, но если приглядеться, можно различить маленькие лепесточки-звёздочки сирени) Художник стремился передать своё впечатление от срезанных веток сирени, поэтому он не выписывает тщательно все   лепесточки сирени. Ему важен целостный образ букета.
- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки,  очень много.)  
- Все ли листья сирени освещены одинаково? (Все листья   освещены по-разному: вверху слева листья светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу – тёмно-зелёные)
- Что мы можем сказать о запахе сирени? (Ароматная) Какими  эпитетами-синонимами можно заменить прилагательное ароматный? (Пахучая, душистая, благоухающая).
-Продолжите ряд прилагательных, которыми можно выразить своё отношение к букету сирени. Сирень на картине, будто настоящая: чудесная, великолепная (дивная, замечательная, восхитительная, необыкновенная, роскошная, прекрасная)
- В чём стоит сирень? (Сирень поставили в плетеную корзину. Может быть, её сплели из веток ивы.   Верхнюю часть корзины скрывают  листья и свисающие гроздья сирени.)
- На каком фоне изображена сирень? И почему? (Сирень изображена на тёмном столе у стены     с коричневым и желтоватым оттенками. На таком фоне хорошо выделяются яркие цвета сирени.)
- Художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней и свои чувства передаёт нам, зрителям. Невозможно оторвать взгляд от  этого великолепного букета сирени, вызывающего у нас хорошее настроение, напоминающего нам о весне, солнышке, тепле, о красоте природы. Трудно найти человека, который бы не любил эти изумительные цветы. Душистая и прекрасная сирень воспета многими поэтами. Послушайте прекрасные строки, посвящённые этим цветам.
Как празднично сад расцветила сиреньЛилового, белого цвета.Сегодня особый - сиреневый  день,Начало цветущего лета.За несколько дней разоделись кусты,Недавно раскрывшие листья,В большие и пышные гроздья-цветы,В густые и влажные кисти.И мы вспоминаем, с какой простотой,С какою надеждой и страстьюИскали меж звездочек в грозди густойПятилепестковое "счастье".С тех пор столько раз перед нами цвелиКусты этой щедрой сирени.И если мы счастья еще не нашли,То, может быть, только от лени.       
    ( С.Я. Маршак)
Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. 
 Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, 
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь  дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.                     (Всеволод Рождественский)
- Какие словосочетания употребляют поэты для описания сирени?
Вывод: И художник, и поэты изображают один о тот же предмет – сирень. Каждый из них использует различные художественные средства: художник – краски, рисунок, а поэт – слово. Сирень художника мы видим, а сирень поэта – слышим и представляем кисти сирени и её благоухание. 
    Такое прекрасное произведения живописи     мог  создать только   внимательный,  любящий родную природу человек, восхищённый её щедростью и красотой.
Составление плана сочинения.
Вступление. П.П.Кончаловский – признанный мастер натюрморта, знаток сирени.  
Основная часть.
 Прекрасный букет сирени: цвет, гроздья, листья.
 Корзина. Фон натюрморта.
Заключение. Впечатление от натюрморта.
Составление черновиков сочинения.
Д/з. Написать сочинение, используя материалы урока.
5 класс
15