Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме Что общего между циркулем и цирком? (Правописание букв и-ы после ц)
Правописание букв И, Ы после Ц
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
1. Предметная: познакомить учащихся с правилом написания букв И и Ы после Ц, повторить правило о правописании букв О, Ё в корне слов под ударением.
Деятельностно-коммуникативная: работать над совершенствованием следующих ключевых компетенций:
- в целях развития учебно-познавательной компетенции, необходимо научить учащихся сравнивать предложенные языковые единицы, делать выводы, составлять целое из отдельных частей, анализировать составленные кластеры.;
- с целью создания условий для формирования информационной компетенции средствами предмета необходимо научить ребят воспринимать учебную информацию и оформлять ее в схему или опорный конспект;
- для развития коммуникативной компетенции необходимо развивать грамотную и образную речь, умение работать в группе, в парах;
- с целью развития общекультурно компетенции развивать у учащихся умение вести себя в обществе, проявлять уважения к мнению другого;
3. Ценностно-ориентированная: работать над развитием у учащихся познавательного интереса , создать условия для воспитания гуманного отношения учащихся к человеку, работать над поиском личностных смыслов учащихся.
Формы организации познавательной деятельности:
а) фронтальная
б) групповая (в четверках и парах)
Методы:
а) репродуктивный
б) частично-поисковый
в) проблемный
г) объяснительно-иллюстративный
Оборудование урока: мультимедийный проектор, мультимедийная доска.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Информационно –коммуникационная технология применяется на стадиях вызова, осмысления материала, рефлексии..
Правописание букв И, Ы после Ц
Оргмомент. 1 минута
2. Этап эмоциональной подготовки на уроке.
Прием «Доброе слово». (Ученики с добрыми словами передают друг другу предмет, вызывающий улыбку (игрушку).
3. Вызов.
Проверка усвоения материала предыдущих уроков.
Учитель. А теперь с хорошим настроением примемся за работу. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Для темы урока я прошу вас оставить строчку.
Скажите, вы – гостеприимные люди?
Сейчас мы это проверим. К нам в гости пришел главный герой замечательной книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Давайте его поприветствуем. (Сл. №1)
Ученики приветствуют Буратино, говорят ему приятные слова.
Но Буратино пришел к нам не просто так. У него проблема. Мальвина дала ему для работы карточку, а он сам не может вставить на месте пропусков нужные буквы. Давайте ему поможем. Вот его невыполненная работа.
На доску проецируется карточка, ученики выходят, вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы. (Сл. 2)
Щипат-ся, щикотат-ся, т-жело, щ-тинистая ш-ка, оч-г, ч-рные маски, пощ-чины, п-ч-сывались, пищ-ло,ш-рстка, ч-люстями,
ц-пленок.
Ученики смогли объяснить написание всех слов, кроме слова Цыпленок. Они не знают, какую букву писать после Ц: и или ы.
Учитель. Нам попалось слово цыпленок, которое связано с правилом русской орфографии, которого мы еще не знаем «Правописание букв И, Ы после Ц». Это и будет темой нашего урока (запись в тетрадях).
Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего сегодняшнего урока (ученики формулируют цель урока).
Учитель. Ребята, к словам с той же самой орфограммой относятся слова: огурцы, лисицын, цирк. Взгляните на все эти слова и попробуйте объяснить, когда после Ц пишется Ы, а когда И? (работа в парах, учитель предупреждает, что необходимо отметить ту часть слова, в которой находится орфограмма.)
(Сл. №3)
Поработав в группах, ученики строят свои предположения. Учитель всё записывает на доске.
4. Осмысление.
Учитель. А теперь давайте посмотрим, кто же из вас оказался прав. Это мы сможем установить с помощью учебника.
(Работа с учебником, составление по материалу учебника опорного конспекта, работа в парах)
Ученики знакомят класс с полученными конспектами, рассказывают правило.
Учитель предлагает свой Кластер. Обращаем внимание на слова-исключения, на то, что прежде нужно определить, в какой части слова находится изучаемая орфограмма, а потом уже делать выводы, какую букву следует писать. (Сл. № 4)
(ФИЗМИНУТКА.)
5. Первый этап рефлексии
Комментированное письмо. Слова выводятся на доску, ученик с места комментирует написание того или иного слова. (Сл.№ 5)
Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, ц-тадель, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, у пшениц-, Грец-я.
6. Второй этап рефлексии
А сейчас мы проверим вашу внимательность и то, как вы запомнили сегодняшнее правило.
Спишите слова. Найдите лишнее слово в каждой строчке, подчеркните его, объясните свой выбор. (Сл. №6)
А) Ц-ганочка, борц-, ц-нк.
Б) огурц-, революц-я, Синиц-н
На доску учитель выводит слова: цинга, циновка. (Сл. №7)
Ученикам предлагается растолковать их.
В тетрадях и на обычной доске делаются записи:
1. Цинга – болезнь десен.
2. Циновка – плетенка из соломы.
Ученики делают синтаксический разбор предложений в тетрадях.
Игра «Одно слово». (Сл.№8 )
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Стриженый и крашеный мех овцы.
2. знак, обозначающий количество.
3. Артист цирка.
4. Восстание
5. Массы ветра, несущие осадки.
6. Учебная принадлежность для черчения кругов.
7. Высокая твердая шляпа с небольшими полями.
8. Апельсины, мандарины, лимоны.
9. В древнегреческой мифологии одноглазый великан.
В конце данной части урока учитель еще раз предлагает вспомнить, о чем говорилось на уроке. Повторение правила по кластеру
(Сл. №4)
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение № 447 . Комментируем задание.
9. Подведение итогов урока, выставление оценок, определение достижения поставленной цели.
Ребята, вспомните, кто к нам приходил в гости в начале урока?
Сможем ли мы теперь до конца помочь Буратино? Расскажите ему правило, которым необходимо пользоваться при написании слова Цыпленок.
Рефлексия:
Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке ..
Теперь я знаю , что
Особенно интересно было.
Я сегодня уйду с урока с настроением.