Сценарий литературно-музыкальной композиции Своими видел я глазами…


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
20320-115570
1510665145415

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной несовершеннолетним узникам концлагерей
Белоярский, 2016
Цель: Воспитание социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной ценности человека через примеры судеб детей войны.
Задачи:
способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам;
приобщить обучающихся к системе ценностей, отражающих культуру и историю своего Отечества
развивать творческие способности детей, умение работать в разновозрастном ученическом коллективе.
В данной композиции рассказывается о судьбах детей, чье детство прошло в лагерях смерти. Продолжительность мероприятия 40 минут.
Мультимедийное сопровождение: видеоролик о концлагерях, видеоролик «Памятные встречи» о почетных гостях мероприятия.
Музыкальное оформление: П.Гапон вальс «Оборванные струны»; голос Левитана «Начало войны»; Э.Морриконе музыка из к/ф «Профессионал»; В.-А.Моцарт «Реквием по мечте»; Ф.Шопен «Таинственный лес», «Нежность», звук метронома.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
На сцене двое – мама и дочь. Играет вальс «Оборванные струны» П.Гапона
Дочь: Мама!
Мать: Снова дралась во дворе!
Дочь: Ага! Мама, но я не плакала!Вырасту, выучусь на моряка.Я уже в ванне плавала!
Мать: Боже, не девочка, а беда!Сил моих больше нет!
Дочь: Мама, а вырасту я когда?
Мать: Вырастешь. Ешь котлету.
Дочь: Мама, купим живого коня?
Мать: Коня? Да что ж это делается?
Дочь: Мама, а в лётчики примут меня?
Мать: Примут, куда ж они денутся?Ты ж из каждого, сатана,Душу сумеешь вытрясти.
Дочь: Мама, а правда, что будет войнаИ я не успею вырасти?
Замирают на сцене.
Звучит Левитан. Сообщение о начале войны.
На сцену по одному выходят чтецы и встают в шеренгу (на фоне музыки Э Морриконе «Профессионал»)
Чтец 1: Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Дети теряли своих родителей, оставались одни, умирали с голода.
Чтец 2: Конечно, историки могут скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…
Чтец 3: Но не могут они подсчитать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.
Чтец 4: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
Чтец 1: Об этом могут рассказать они сами.
Чтец 2: Те, кто видел эту войну.
Чтец 3: Те, кто выжил в ту войну.
Чтец 4: Те, кто ещё живы.
Чтец 1: Тем, кому 75 лет назад не было 16…
Чтец 2: Тем, чьё детство опалено огнём ВОВ, посвящается…
Чтец 3: Юные, безусые герои!
Юными остались вы навек!
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Чтец 4: Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.

Песня Б. Окуджавы « Ах, война, что ты подлая сделала…» (поют девушки 8В класса)
Чтец 5: Детям было сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда.
Чтец 6 : Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют , они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых.
Чтец 7:
Дети войны...Смотрят в небо глаза воспаленные.Дети войны... В сердце маленьком горе бездонное.В сердце, словно отчаянный гром,Неумолчный гремит метроном.Дети войныНабивались в теплушки открытые.Дети войныХоронили игрушки убитые.Никогда я забыть не смогуКрошки хлеба на белом снегу.
Чтец 8: 18 млн. людей из 23 стран мира с грифом “возврату не подлежит” вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них были и дети.
На переднем плане сцены резко поднимется волейбольная сетка, до этого лежащая незамеченной. Дети оказываются за решеткой. Те, у кого идут реплики, по очереди поворачиваются, доходят до сетки и хватают её пальчиками.
й ребенок: Мы жались к матерям. Они не всех убивали, не всю деревню. Они разделили: детей – отдельно и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы…Я просила и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…». Куда- то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я видела?
2-й ребёнок: Я видела как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.
3 – й ребёнок: Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.
4 –й ребёнок: Я видел, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь.
5 –й ребёнок: Я видела, как плакала кошка. Она сидела на головёшках сожженного дома, и только хвост у неё остался белым, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.
Чтец 5: Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.
Чтец 6: Фашисты использовали малолетних узников в качестве дармовой рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров.
Звучит Моцарт «Реквием по мечте». Дети по очереди отходят от сетки, сетка опускается. Зажигаются свечи.
Запускается презентация «Своими видел я глазами…» На фоне презентации
Чтец 1: Дахау - первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми.
Чтец 2: Саласпилс, Железнодорожная станция на линии Рига - Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой Отечественной войны фашистами был устроен концентрационный лагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек.
Чтец 3: Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1500 тысяч человек. Печи крематория на Майданеке называли «фабрикой смерти». Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.
Чтец 4: Немецкий город Веймар известен не только как родина Баха и Гёте, не только как место образования так называемой Веймарской республики, но и как место создания одного из крупнейших нацистских концлагерей. В переводе с немецкого «Бухенвальд» (Buchenwald) означает «буковый лес». Чтец 1: Но с лета 1937 года слово Бухенвальд связывают не с красотами немецкой природы, а с мучениями и гибелью десятков тысяч людей. За время существования концлагеря через него прошли около 250 000 человек, около 56 000 из которых были уничтожены.Чтец 2: Бухенвальд имел также целую сеть расположенных неподалеку филиалов. Узники всей системы Бухенвальда использовались на тяжёлых работах, в том числе на подземных заводах, где строились немецкие ракеты «Фау-2». Тех, кто был занят на секретных объектах, затем уничтожали. Многие, впрочем, умирали сами от непосильного труда.
Чтец 3: Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из нескольких лагерей ( Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других).
Чтец 4: Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключенных из разных стран мира. В Освенциме умертвили в газовых камерах голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.
Звучит музыка Шопен «Таинственный лес». На её фоне выходит из-за кулис юноша читает стихи
Думал я - горе притихнет с годами.
Боль отойдёт, зарубцуется память.
Но хоть промчались весны и зимы.
Воспоминания невыносимы.
Нет, не забыл я годину лихую.
Боль не иссякла. Молчать не могу я.
У миллионов людей на планете
У матерей не вернувшихся дети.
Был я недавно в Освенциме, мама.
След твой найти я пытался упрямо.
Звал тебя, жаждой терзаемый жгучей.
Звал среди проволоки колючей.
Все обошёл я бараки в печали.
Только лишь ветры на зов отвечали.
Рамы оконные заледенели.
Жесткие нары давно опустели.
В карцер спустился я - тихо и голо.
Стужей несло от цементного пола.
Только наручники в склепе остались.
Может, они в твои руки впивались?
Лучше бы сердце того не узнало.
Что о мученьях твоих рассказала.
В лагере том полонянка былая.
Мать, в сновиденьях вижу тебя я.
Номер-клеймо на руке узловатой.
Сердце прожёг мне тот номер проклятый.
В стужу остригли тебя душегубы
Наголо. Бранью осыпали грубой.
В заметь, в январскую ночь ледяную
Вывели в легкой рубашке, босую.
Как издевались они над тобою!
Шла ты, седая, под градом побоев.
По снегу шла, как по углям, шатаясь.
Падая наземь, опять поднимаясь...
Мама, судьбу твою горькую зная.
Не отыскал я тебя, дорогая.
Ты в этом море всего лишь слезинка,
В этой пустыне всего лишь песчинка.
Чтец уходит под музыку за кулисы.
Чтец 5: Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке вспоминает об освобождении Освенцима
… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза, руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное…как - бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера на руке. Слез у них не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими… Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг… Маленькие старички… Их заставляли работать по 15-20 часов - на лямках возить груженные разным грузом повозки. Часто им приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали и обливали холодной водой, били палками.
На фоне музыки Шопена Нежность ….
Чтец 6: Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.
Чтец 7: В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.
Чтец 8: Наверное, не только материнское сердце - само небо разрывалось над этим предместьем...
Чтец 5: Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как вооружённые фашистской идеологией палачи уничтожали детей.
Чтец 6: Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулезом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не удалось.
Чтец 7: Тем, кто остался в Теберде, досталось горя еще больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.
Чтец 8: 11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудных и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля еще долго шевелилась.
На сцену выходит чтец
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла.
Там были женщины и дети,
и эта девочка была…
Сперва велели им раздеться и стать
Затем ко рву спиной.
Но прозвучал тот голос детский,
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя? –
Не осуждая, не грозя,
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза.
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
В смятении на миг эсэсовец обмяк,
Рука сама собой с волненьем вдруг
Опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
И, кажется, он в землю врос:
-Глаза, как у моей Неминьи, -
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа,
Нет! Её убить, её не сможет…
И дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках, снять
Не успела, не смогла,
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот так бы здесь легла?
Вот это маленькое сердце пробито
Пулею твоей.
Ты человек, не только немец,
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз.
Впервые, может, эта дума в мозгу
Отравленном зажглась?
И всюду взгляд ее светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
- Чулочки тоже, дядя, снять?…
Музыка затихает. Чтецы уходят за кулисы
Чтец 1: В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.
Чтец 2: Что есть у матерей, дороже своих детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.
Чтец 3:
Не рожден, не рожден в сорок первом,
Не рожден, не рожден в сорок третьем,
Не рожден, не рожден в сорок пятом,
Не кричат нерождённые дети.
Нет ни плит, нет ни ветров над вами,
Нет ни солнечных дней, ни туманных.
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,
Нужно имя, чтоб стать безымянным.
Чтец 4:
Чтоб письмо в треугольном конверте,
Чтобы слезы тяжёлые стыли.
Нужно жить хоть минуту для смерти,
Ну а вы и того не прожили.
Не рожден, не рожден в сорок первом,
Не рожден, не рожден в сорок третьем,
Не рожден, не рожден в сорок пятом,
Вечная память этим ребятам.
Чтец 1: Вот уже 71 год отделяет нас от окончания Второй мировой войны, но чтобы никогда не повторились преступления немецко-фашистских захватчиков, мы должны помнить о зверствах, которые они чинили на земле.
Чтец 2: 11 апреля 1945 года записано в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Вспомним о тех, кто был замучен в застенках. В память всех погибших в страшные годы войны объявляется минута молчания.
Минута молчания. Звук метронома.
Чтец 3: В нашем городе сегодня проживает 4 бывших несовершеннолетних узника концлагерей. Это
Смирнов Иван Михайлович
Недельская Мария Сафроновна
Виноградова Александра Николаевна
Макаренко Нелли Ивановна
Чтец 4: Это люди героические, интересной судьбы. Война закалила их характер. Много трудностей было на их жизненном пути, но не сломились, не сдались и сегодня в строю продолжают нести память о трагических днях своей биографии и истории нашей страны.
Чтец 1: Нам посчастливилось познакомиться с Александрой Николаевной и Нелли Ивановной, узнать много интересного и поучительного из их биографии. Приветствуем уважаемых гостей в нашем зале.
Вручение цветов ветеранам.
Чтец 2: Представляем вашему вниманию небольшой памятный фильм о наших почетных гостях.
Просмотр видеоролика с воспоминаниями ветеранов.На фоне музыки все участники выходят на сцену (Оборванные струны)
Чтец 5: И еще, в этот день мы хотим сказать тем, кто выдержал муки фашистского ада, что никогда не забудем эти страшные события. А память поможет нам понять, какой ценой завоёван мир на нашей земле.
Чтец 6: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Чтец 7: Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Чтец 8: Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как раковая опухоль земли.
Чтец 1: Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с собою унесли.
Чтец 2: Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
Чтец 3: От гари пепелищ и от хатынской боли.
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Чтец 4: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой.
Пусть мир взорвется криком:
Все: "Нет! Не надо! Мне нужен сын не мертвый, а живой! "