Доклад: «Повышение качества знаний обучающихся через использование проектной деятельности».
«Повышение качества знаний обучающихся
через использование проектной деятельности».
Качество образования и проектная деятельность
Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Учитель – главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей.
Качество знаний – это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность, то над чем предстоит работать, постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти “в ногу со временем”.
Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение способностей школьников. Проектная деятельность-среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.
Появившись в начале прошлого века, пройдя этап массового увлечения, попав под репрессии 30-х годов, но продолжая спокойное уже существование за рубежом, в конце века она снова пожаловала к нам на волне перестройки, и охватившей страну свободы. И сейчас она находится на пике моды: проводится огромное количество ученических конференций, выставок и ярмарок проектов. Хотя, конечно, проектная деятельность не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, существующий уже более века, думаю, приживется и на ниве российского образования. Есть в нем хорошо понятная педагогическая идея, содержательное методическое начало, есть привлекательные психологические моменты. Выделю два «плюса» метода проектов.
«Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны, они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные различного рода в телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Жизнь диктует перемены. Так и с методикой. Надо учить по-новому. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.
«Плюс» второй. Не будем сбрасывать со счетов, что в ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, значим для самих открывателей.
Каждый, наверное, сталкивается в своей работе с тем, что учащиеся практически не читают книг. Это вызывает тревогу не только у учителя, но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. Проектная деятельность в начальной школе способствует привить у детей интерес к чтению; расширять читательский и культурный кругозор учащихся; развить самостоятельность и инициативу, сформировать практические умения. Содействует развитию творческой, познавательной деятельности учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время, а необходимость работать в группах, выполняя разные социальные роли, способствует формированию коммуникативных навыков.
Участвуя в проектной деятельности, ученики учатся:
находить источники информации;
извлекать информацию, относящуюся к теме;
планировать работу над проектами;
сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
доводить начатое дело до конца.
Решение этих задач поэтапно ведет к достижению не только предметных, но и метапредметных результатов. Учебная деятельность становится оптимально целесообразной.
Надо отметить, что проектная деятельность основывается на принципе добровольности. Ребята, которые не участвуют в одном проекте, могут принять участие в следующем.
Для того, чтобы каждый ребёнок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
видом деятельности;
количеством участников;
продолжительностью;
количеством этапов;
набором и иерархией ролей;
необходимостью привлечения взрослых.
Начинается работа с предложенной в учебнике темы и выбора детьми интересующих их аспектов темы. Затем проводится планирование этапов работы, реализация проектов и их презентация.
В течение двух лет учащиеся участвовали в двух десятках коллективных проектах по темам:
1. «Моя Родина».
2. «Зима» по разделу «Люблю природу русскую»
3. «Живи, лес!» по разделу «Люблю природу русскую»
4. «Сказки А.С.Пушкина» по разделу «Русские писатели»
5. 3 проекта по разделу «Писатели детям».
«Произведения Н.Н.Носова», «Стихи С.В. Михалкова, С.Я. Маршака, А.Л. Барто»,
«Произведения В.Ю. Драгунского»
Работу над проектами начали с первого класса.
6. Сборник проектов по теме «Звук [щ], буквы Щ,щ»
7. «Большая книга загадок»
8. «Загадки от А до Я».
Проектная деятельность осуществляется и на внеурочных занятиях.
9. «Моя семья»
10. «Каргопольская игрушка».
12. «Витражи. А сможем ли мы своими руками?»
13. «Ягоды Югорского края»
14. «Сходство и отличие игрушек разных ремесленных центров»
Учебная деятельность становится оптимально целесообразной. Кроме того, положительные эмоции, вызванные у детей удовлетворением результатами их проектной деятельности, образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе обучения.
Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.
Главным результатом проектов является то, что ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.