ВЫСТУПЛЕНИЕ Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников нарушением интеллекта
Мелякова Елена Евгеньевна
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Донецка
учитель трудового обучения
Влияние профессионального обучения на социальнуюадаптацию школьников нарушением интеллекта
Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в обществе индивида необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система образования. Особое значение образование имеет в процессе социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
Для специальной (коррекционной) школы VIII вида воспитание и обучение – это, прежде всего, повышение социального статуса выпускников, широкое вовлечение их в трудовую и общественную деятельность, создание реальных предпосылок их социально – психологической реабилитации и интеграции в обществе. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям.
Однако коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют подготовить большинство выпускников школы VIII вида к квалифицированному труду. До 1991 года трудоустройство выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида составляло ежегодно до 90 – 95% от их общего числа. За последние годы этот показатель сократился до 15 – 20%. Причиной данного положения стала ликвидация системы базовых предприятий, на которых ранее старшеклассники специальных школ проходили производственную практику и затем, как правило , трудоустраивались.
В настоящее время для лучшей социальной адаптации воспитанников увеличиваются сроки их обучения до 10 – 12 лет, открываются специальные группы в учреждениях начального профессионального образования по строительным (штукатур – маляр, столяр – плотник, плиточник, каменщик, слесарь) и сельскохозяйственным (озеленитель, овощевод, животновод) специальностям, по специальностям сферы обслуживания (обувщик, полиграфист, швея, вязальщица, кожгалантерейщик). Профессиональная ориентация в школе VIII вида – это система психолого – педагогических и медицинских мероприятий, помогающих выпускнику школы в выборе профессии с учетом его способностей и потребностей общества. По мнению С.Д. Мирского, «умственно отсталые учащиеся очень редко сами выбирают профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществляется их подготовка в школе. Многие ученики школ не хотят работать по этой специальности», поэтому перед школой VIII вида стоит задача – помочь учащимся в выборе профессии, которая соответствовала бы их возможностям.
Одним из решающих условий социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта является правильно организованное профессионально – трудовое обучение, которое состоит из нескольких этапов.
Первый этап – 1 – 3-й классы. Он включает изучение трудовых возможностей в целях предварительного отбора для обучения определенному виду труда, соответствующему профессии. На этом этапе происходит профессиональное просвещение обучающихся воспитанников – ознакомление с видами труда, изучаемыми в данной школе.
Второй этап – 4-й класс. Уточнение трудовых возможностей обучающихся воспитанников и завершение профнабора в рамках определенного вида труда. Начало работы по воспитанию положительного отношения к выбранной профессии.
Третий этап – 5 -8-й классы. Пропаганда той профессии, по которой ведется обучение. Изучение способностей и наклонностей, обучающихся воспитанников сочетается с ориентацией на труд по конкретной узкой профессии (специальности).
Четвертый этап – 9-й класс. Адаптация обучающихся воспитанников к условиям труда и к труду на производстве.
Увеличение сроков профессионального обучения, изменение учебного плана и программ служит необходимыми, но не решающими факторами совершенствования профессиональной подготовки воспитанников школы VIII вида. Особое место отводится коррекции недостатков, присущих умственно отсталым воспитанникам.
Задачи индивидуальной коррекции решаются путем дифференцированного подхода к обучающимся воспитанникам. Г.Д. Дульнев выделил принципы, на основе которых осуществляется дифференцированный подход, определяются его цели и способы педагогического воздействия.
Всестороннее изучение учебно – трудовой деятельности ребенка и учет ведущих качеств личности (темперамента, характера, нейродинамических нарушений).
Ориентация на особенности и личности обучающихся воспитанников.
Опора на сохранные качества обучающихся воспитанников и возможности их развития, восстановление наиболее нарушенных процессов трудовой деятельности.
Применение методов и приемов дифференцированного обучения во фронтальной работе учителя со всей учебно – трудовой группой.
Дифференцированный подход в процессе выполнения учебных заданий для предупреждения ошибочных действий, обусловленных особенностями обучающихся воспитанников.
Принцип прочности усвоения учебного материала.
Положительное отношение обучающихся воспитанников к профессионально – трудовому обучению.
Таким образом, от динамики исправления индивидуальных недостатков трудовой деятельности обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта зависит продуктивность, их обучения, а также степень их социально – трудовой адаптации в дальнейшем.
Говорить об эффективности профессиональной подготовки обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии можно, опираясь на данные о трудоустройстве выпускников нашей школы – интерната VIII вида г. Донецка.
Нет сомнения, что среди факторов, характеризующих степень социализации выпускников, ведущими являются самостоятельность при первичном поступлении на работу и выборе профессии, близость места жительства родителей к месту работы выпускника. А эффективность школьной подготовки во многом определяется адекватностью избранного вида труда направлениям профессионально - трудового обучения в школе VIII вида.
Существенным фактором, влияющим на трудоустройство выпускников, является учет особенностей психофизического развития обучающихся школы VIII вида. Так, наибольшая роль в трудоустройстве выпускников принадлежит родителям. С их участием и под воздействием в нашей школе – интернат трудоустроены за последние три года 8,2% выпускников. С помощью школы – интерната, через центр занятости 4 человека. С помощью ПУ (профессионального училища) – ни одного человека. Самостоятельно – 8 человек. Значит ли это, что родители глубже, чем специальная школа, знают особенности своих детей? Безусловно, нет. Здесь срабатывают несколько факторов.
Во-первых школа – интернат не имеет возможности осуществлять планомерное трудоустройство выпускников из – за отсутствия единой системы, координирующей основные направления профессиональной подготовки обучающихся воспитанников таких школ с потребностями работодателей., в работниках по обучаемым профессиям. Во- вторых, не имеет достаточной материальной базы профессионально – трудового обучения. В-третьих подготовка преподавателей профессиональных училищ оставляет желать лучшего (а в основном они вообще ее не имеют, а профессиональные училища вообще не хотят получать лицензию, на право ведения образовательной деятельности детей, с отклонениями в развитии). Все это побуждает родителей трудоустраивать своих детей
Большинство выпускников школы – интерната независимо от профиля подготовки в специальной школе трудоустраиваются по месту жительства родителей. В процессе исследования было установлено, что умственно отсталые выпускники, работающие под постоянным контролем близких, лучше адаптируются в трудовых коллективах, увереннее чувствуют себя, сознавая, что рядом с ними находятся родные, готовые дать совет и оказать помощь в любой ситуации.
На данный момент по профессии школьной трудовой подготовки трудоустроены всего два человека от общего числа выпускников. Все это свидетельствует о том, что достигнуть единства между профилями профессионально – трудового обучения и потребностями в рабочих кадрах удается пока в незначительной степени. Педколлективом школы еще слабо учитывается немаловажный фактор «горизонтальной мобильности», т.е. влияния профессии (рода занятий) родителей, имеющий в ряде случаев определяющее место работы. Хотя об этом можно сказать двояко, так как большинство родителей из асоциальных семей и сами перебиваются случайными заработками. Процент выпускников достигнувших высокой квалификации очень незначителен - практически равен нулю. Это объясняется тем, что своеобразие психофизического развития умственно отсталых детей, происходит на дефектной основе, при самых действенных формах и методах коррекции, не дает возможности полностью снять негативные последствия, особенно в эмоционально – волевой сфере, имеющей определяющее значение для успешной социализации личности.
Достигших средней квалификации, тоже довольно малый процент, около 10% выпускников. В основном это выпускники с менее выраженными дефектами развития, которые легче корректировать в условиях специального обучения.
И, наконец, малоквалифицированные ( в основном это инвалиды детства и дети получившие группы инвалидности в процессе обучения), с более глубокими нарушениями интеллекта и сопутствующими дефектами, где о каком – либо квалифицированном труде, не может быть и речи. В данном случае, сказываются не только сниженные интеллектуальные возможности выпускников, но и несовершенство системы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки в школе – интернате; отсутствие специализированной помощи после выпуска из школы (аналогично той, которую получают от своих обществ выпускники школ для детей с недостатками слуха и зрения); крайне слабая ( а порой полностью отсутствующая) разъяснительная работа специалистов – дефектологов в трудовых коллективах об особенностях психофизического развития и состоянии трудоустроенных выпускников.
Исследования уровня взаимоотношений в трудовом коллективе позволяют еще раз убедиться в том, что выпускники школы – интерната VIII вида, несмотря на особенности психофизического развития, восприятия окружающей среды, коммуникабельности, оценки и самооценки на общем положительном фоне, по разному относятся к своему руководителю. Аналогично проявляется отношение руководителей к ним.
При изучении и анализе степени социализации выпускников получили информацию, характеризующую и такой важный вопрос, как наличие семьи и состояние внутрисемейных отношений.
Таким образом, в процессе исследования получена информация, позволяющая провести сравнительный анализ различных сторон жизни, трудовой и общественной деятельности выпускников специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида, судить об эффективности их подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Анализ специальной педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме позволил сделать следующие выводы.
Профессионально – трудовое обучение обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта должно строится с учетом их индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей.
В процессе формирования трудовой профессиональной направленности старшеклассников с отклонениями в развитии, необходимо добиваться взаимодействия школы, семьи и общественности.
Профессионально – трудовое обучение решает задачу всестороннего раз – вития обучающихся воспитанников. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Основная задача профессионально – трудового обучения – вооружить обучающихся воспитанников профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.
Литература
1.Власенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся / Г.В. Власенков// Дефектология. 1998. №4 С.40 – 44
2.Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекцион – ных) образовательных учреждений и профессиональное образование инвалидов /Т.В. Волосовец// Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2002. №4 С. 4 – 9
3.Дульнев Г.М. Основы трудового обучения по вспомогательной школе /Г.М. Дульнев// М ; Просвещение, 1969. С. 186
4.Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями. /С.А. Завражин, Л.К. Фортова, М. ; Акад. Проект; Триста, 2005. С. 239 – 256.
5.Замский Х.С. Совершенствование процессов социально – трудовой адаптации учащихся и воспитанников вспомогательной школы /Х.С. Замский. Кишинев; Штиинца. , 1990.
6.Мирский С.Л. Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе /С.Л. Мирский, М., 1988. 223 с.
7.Мирский С.Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы / С.Л Мирский// Дефектология. 1997. №4. С.16 – 18.
8.Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики / В.М. Мозговой. М., 2006.
9.Электронный научно – образовательный журнал ВГПУ «Грани познания» №2(3). Май 2009г. www/grani.vspu.ru
10.Е.П. Хвастунова Волгоградский педагогический университет.