Компетентностный подход в изучении русского языка


МКОУ «Рождественско-Хавская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Компетентностный подход в изучении русского языка
в условиях реализации ФГОС(из опыта работы учителя русского языка и литературы
Горячевой Светланы Сергеевны)
Современное развитие общества вызывает необходимость воспитать личность, которая способна к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей её; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из путей воспитания такой личности является компетентностный подход к оценке достижений обучающихся в образовательном процессе.
Я работаю по ФГОС уже второй год и считаю, что именно такой урок развивает и формирует все компетенции: и ключевые, и специальные. На всех этапах урока, начиная с мотивации и заканчивая рефлексией, обучающиеся находятся в постоянном поиске, им приходится что-то выбирать, принимать решения.
На первом этапе формируется социально-трудовая компетенция, т.к. обучающиеся учатся выполнять роль наблюдателя, гражданина.
На этапе актуализации и пробного учебного действия обучающиеся овладевают приёмами действий в нестандартной ситуации (это развитие учебно-познавательной компетенции), а также учатся видеть и понимать окружающий мир, при этом развивается ценностно-смысловая компетенция. Наряду с этим формируется и языковая компетенция.
На этапе выявления места и причины затруднения обучающиеся учатся осознавать свою роль и предназначение, учатся принимать решения – это ценностно-смысловая компетенция. А также учатся отличать факты от домыслов, а это уже учебно-познавательная компетенция.
Во время целеполагания и построения проекта мы развиваем почти все компетенции: обучающиеся самостоятельно ищут информацию – это информационная компетенция; выбирают цели – ценностно-смысловая; овладевают навыками социальной активности – социально-трудовая компетенция. Развивается и компетенция личностного самосовершенствования, т.к. обучающиеся осваивают эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Здесь же можно рассматривать и учебно-познавательную компетенцию, т.к. обучающиеся пользуются эвристическими методами решения проблем.
Даже во время разминки у обучающихся вырабатывается способность видеть и понимать окружающий мир (ценностно-смысловая); обучающиеся заботятся о собственном здоровье (компетенция личностного самосовершенствования).
На протяжении всего урока обучающиеся постоянно общаются, взаимодействуют с окружающими людьми, приобретают навыки работы в группах, учатся владеть различными социальными ролями в коллективе – а это коммуникативная компетенция.
Уроки по фГОС формируют ключевые и специальными компетенции обучающихся, а это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности.