Программа учителя английского языка Опытно- экспериментальной работы

Программа ОЭР
на 2015-2020 годы

______________________________________________________________



Развитие субъектности учащихся на уроках английского языка
средствами интерактивного обучения Е.В. Коротаевой

Обоснование темы и актуальность её исследования.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития полиязычной личности учащихся, повышения гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета «Английский язык» применительно к индивидуальности каждого ученика. Теоретические вопросы, связанные с исследованием феномена личности как субъекта деятельности, были раскрыты в ряде работ зарубежных исследователей. Теоретико-методологические основы гуманистического направления образования представлены в работах Ш.А. Амонашвили, Р. Бернса, Л.С. Выготского, К. Роджерса. Психологическую структуру личности и условия ее развития раскрыли А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн.  Вопросы формирования личностно значимых знаний отражены в работах А.Н. Леонтьева, П.Г. Щедровицкого. Роль развивающего характера образования, зависимость развития творческих возможностей личности от способа организации педагогического процесса представлены в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Опыт личности как основной источник познания, который определяет направление личностного выбора, раскрыт К.Я. Вазиной, В.С. Ледневым, М.Н. Скаткиным. Изучению особенностей структуры интерактивного обучения посвящены исследования Е.В. Коротаевой. Теоретические вопросы, связанные с проблемой организации интерактивного обучения, раскрываются в ряде работ по проблемам совершенствования учебного процесса в средней школе. Анализ результатов исследований В.П. Кузовлева, Е.И. Пассова, Г.К. Селевко доказывают, что в настоящее время существуют возможности для развития субъектных качеств личности в ходе учебного процесса.  
Накопленный научный фонд создает определенные предпосылки для построения интерактивного обучения, обеспечивающего развитие субъектности учащегося в учебной деятельности. Однако необходимо определение условий, способствующих развитию позиции участников учебно-познавательного процесса как равноправных участников, способных осуществлять учебно-познавательную деятельность для достижения личностных и общественно значимых целей.  
Несмотря на значимость проведенных исследований, проблема организации интерактивного обучения имеет ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения. Так недостаточно раскрыты способы развития субъектности учения и критерии ее формирования; не выявлен комплекс мер, обеспечивающих развитие позиции ребенка как субъекта в условиях средней школы; не определены способы, позволяющие сочетать развитие субъектности в отношении процессуальных и содержательных характеристик знаний; отсутствуют разработки по выявлению специфики дидактических средств, используемых в преподавании иностранного языка для развития учебно-познавательной деятельности учащихся в средней школе. Развитие качеств субъектности школьников востребовано особенно на средней и старшей ступенях обучения, когда учащийся осознанно и ответственно принимает решения о профессиональном выборе и выстраивает учебную деятельность в соответствии с запросами профессионального самоопределения.  
В области предмета “ Иностранный язык” не проведено достаточно целенаправленных исследований, позволяющих создать теоретическую базу для обеспечения учебного процесса, отвечающего поставленным задачам. Существуют потенциальные возможности изменения учебного процесса в направлении, адекватном потребностям общества и отдельного ученика. Анализ существующей практики свидетельствует о низком уровне развития субъектности учащихся общеобразовательной школы, а также об отсутствии у большей части педагогов стремления в решении этой задачи, определении и создании средств, позволяющих педагогу в полной мере использовать возможности интерактивного обучения для развития субъектности учащихся.  
Таким образом, можно сформулировать основное противоречие между необходимостью развития субъектности учащихся в процессе интерактивного обучения иностранному языку и недостаточностью разработки этого вопроса в теории и практике общеобразовательной школы. Отсюда, проблема исследования заключается в выявлении совокупности необходимых и достаточных педагогических условий развития субъектности учащихся в процессе личностно значимого обучения иностранному языку, в котором учащийся выявляет особенности организации и усвоения информации и активно участвует в выстраивании учебного процесса.
Необходимость совершенствования процесса обучения школьников иностранному языку, недостаточная теоретическая разработанность проблемы развития субъектности учащихся в процессе интерактивного обучения и возможности ее практического осуществления определило тему исследования: « Развитие субъектности учащихся на уроках английского языка средствами интерактивного обучения»
Ведущая педагогическая идея программы:
Главная идея программы состоит в создании оптимальных условий на уроках английского языка для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях средствами интерактивного обучения.
Научная новизна
Состоит в том, что в современной педагогике развитие субъектности ученика находятся на описательно-методическом уровне, не имеющим достаточного практического обоснования. Теоретико-методическое значение проблемы заключается в том, что без определения значимости развития субъектности ученика в учебно-воспитательном процессе невозможно не только повысить качество обучения и воспитания учащихся, но и сформировать социально активную, творческую личность, способную принимать решения и лично нести ответственность за их реализацию.
Цель исследования - разработать модель развития ребенка как субъекта обучения, построенного на интерактивной основе. 
Объект исследования: процесс развития субъектности учащихся общеобразовательной школы в процессе интерактивного обучения.  
Предмет исследования: педагогические условия развития субъектности учащихся общеобразовательной школы в процессе интерактивного обучения.  
Проблема исследования - теоретическое обоснование и разработка методики развития субъектности ученика в условиях интерактивного обучения.
Задачи исследования  
Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы субъектности в условиях интерактивного обучения и выявить структуру и сущность субъектности ученика.
Описать интерактивную технологию обучения для повышения качества образования и для оказания помощи учащимся в реализации субъектной позиции.
Выявить теоретические и практические основания интерактивного обучения как основы развития субъектной позиции школьников.  
Уточнить сущность понятия "субъект обучения", критерии и показатели сформированности этой позиции учащегося.  
Провести диагностику для выявления личностных особенностей и имеющегося начального уровня субъектности  учащихся.
Разработать системно-функциональную модель развития субъектности ученика,
разработать методику развития субъектности ученика и проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Разработать практические рекомендации, направленные на развитие субъектности ученика.
Организовать опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности модели развития учащихся как субъектов обучения, построенного на интерактивном обучении.  
Выявить дидактические средства, способствующие  формированию   субъектной позиции на уроках английского языка.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие субъектности учащихся в процессе интерактивного обучения будет эффективным, если реализуется следующая совокупность педагогических условий:  
модель интерактивного обучения представляет собой тесную взаимосвязь этапов: аналитико- диагностического, экспериментально- апробирующего, оценочно- рефлексивного;  
сформирован стиль учебной деятельности учащихся, обеспечивающий овладение необходимыми стратегиями разного уровня мыслительной активности;  
создается комплекс педагогических средств, обеспечивающих непрерывность и преемственность в реализации индивидуальных, парных и групповых форм обучения учащихся и способствующих развитию их субъектной позиции;  
разработана методика развития субъектности ученика,
создана установка на необходимость овладения системой знаний, умений и навыков, способствующих развитию субъектности ученика,
созданы условия для формирования стиля учебной деятельности учителя и ученика, способствующие развитию их субъективной позиции,
процесс обучения организован на основе осмысления учащимися их личностных особенностей и проектирования их дальнейшего развития в целях усиления субъектной позиции школьников;  
обучение строится как ценностно-смысловой процесс межсубъектного общения, формой организации которого выступает диалог.
  В основу исследования и формулирования гипотезы были положены следующие концептуальные положения:
1. Одной из основных причин, затрудняющих внедрение в учебно-воспитательный процесс новых отношений между учителем и учеником, выступает доминирующая в образовательной системе школьного образования традиционная форма передачи знаний. Преобладающая в школе урочная система с авторитарным контролем знаний только через контрольные срезы и экзамены, не способствует развитию субъект – субъектных отношений между учителем и учеником, не позволяют сформировать полноценную личность, способную ощущать себя самостоятельным субъектом как так и общественно-практической деятельности в целом. Пока ученик будет рассматриваться как объект педагогического воздействия, нельзя ожидать того, чтобы он был готов к реализации субъект – субъектных отношений. Поэтому основным средством подготовки ученика к развитию его субъектности должно стать изменение самого учебно-воспитательного процесса по пути преодоления традиционной системы обучения и создания такой системы, где главной ценностью является субъектный диалог между учителем и учеником.
2. Существующая в педагогической системе традиционная парадигма образования создала социально-психологические барьеры в учебной деятельности ученика, что затрудняет развитие и формирование субъектности ученика. В силу устоявших стереотипов разделения ролей в учебно-воспитательном процессе традиционной парадигмы: учитель воспринимается как субъект педагогической деятельности, а ученик как объект педагогической деятельности.
Отношение к ученику как к субъекту возможно только при ощущении себя педагогом в качестве самостоятельного субъекта педагогической деятельности. В результате только замена устоявших социально- психологических стереотипов новыми: новой системой ценностей, ориентиров, убеждений, позиций, заложенных в личностных компетенциях, как учителя, так и ученика позволят развивать субъект - субъектные отношения между учителем и учеником.
3. Новая система взаимоотношений между учителем и учеником обусловливает необходимость формирования новых компетенций в области «межличностной коммуникации», т.е. знаний и умений в области построения взаимоотношений в направлениях: учитель - ученик, учитель – администрация, учитель - родители, отдельный ученик - группа учеников. Поэтому естественным будет предположить, что подготовка к построению субъект - субъектных отношений должна включать в себя формирование коммуникативных компетенций.
Методологической основой исследования являются философские принципы научности, системности; психологические учения о развитии личности, общая теория деятельности, психологическая теория деятельности личности и ее продуктивной активности, теория психологической структуры личности, идеи гуманизации образования. Исследование построено на содержании понятия субъект, разработанного на философском уровне М.С. Каганом,  В.С. Лекторским, и понимании ученика как субъекта собственного развития и учебной деятельности, которое нашло отражение в работах В.В. Давыдова, А.К. Марковой , а также использование возможностей реализации индивидуального подхода в процессе обучения иностранному языку, изложенный И.А. Зимней, В.П. Кузовлевым, С.Ю. Николаевой, Е.И. Пассовым.
Внедрение любой концептуально новой системы деятельности требует процесса ее верификации в виде наблюдения, оценки, контроля результатов деятельности с целью формулирования научно обоснованных выводов и адекватной коррекции используемых инновационных средств и приемов процесса обучения и воспитания. Следовательно, в процессе развития субъектности как учителя, так и ученика специальное место должно быть отведено развитию исследовательских компетенций
Критерии и индикаторы
Задача
Критерии
Индикаторы

1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы субъектности и выявить сущность и структуру субъектности ученика.


Овладение теоретическими подходами по изучению проблемы субъектных отношений.
Модель структуры субъектности ученика.

IIодборка научно-методической литературы по исследовательской теме;
Наличие модели/структуры субъектности ученика



2. Овладение учителями теории и методики формирования
субъектности ученика с целью подготовки учителей к
работе и применению теоретических знаний в
педагогической практике
Внедрение теории и методики формирования субъектности ученика в практическую деятельность.
Готовность учителей к работе с применением теоретических знаний

Уровень сформированности ключевых компетенций труда учителя.
Уровень социально- психологической адаптации.


3. Создание экспериментальной лаборатории для проведения исследований по научно- обоснованному развитию субъектности ученика
План по экспериментальной работе по изучению развития субъектного взаимодействия всех участников УВП.
Замена устоявшихся социально- психологических стереотипов новыми: новой системой ценностей, ориентиров, убеждений, позволяющих развивать субъектный диалог.
Наличие научно-
экспериментальной лаборатории.
Наличие плана по
экспериментальной деятельности

4. Создать условия и
установка на необходимость овладения системой знаний, умений и навыков, способствующих развитию субъектности ученика.
Овладение всеми участниками
Образовательного пространства системой знаний, умений, навыков в сфере развития субъектности ученика.
Методические рекомендации по созданию условий и овладению системой ЗУН способствующих развитию субъектности.
Условия (материально-техническая база и методическая база)
Оценка
профессиональной
направленности
личности учителя.
Уровень развития познавательной сферы учащихся

5. Разработать концепцию
профессиональной деятельности учителя по развитию субъектности ученика.
Концепция профессиональной
деятельности учителя.
Осознание себя субъектом своей образовательной деятельности.

Профессиональная карта педагога.
Компоненты педагогической
компетенции (гностическая
деятельность) конструктивная
деятельность, коммуникативный
компонент.

6 Разработать содержание, формы и методы, способствующие эффективному развитию субъектности ученика в образовательной деятельности.
Методика развития субъектности ученика в условиях интерактивного обучения
Наличие методики.
Построение взаимоотношений:
Учитель-ученик, учитель-администратор, учитель-родитель

7. Построить процесс обучения как ценностно-смысловой процесс межсубъектного общения, формой организации которого выступает диалог.
Овладение ценностно-смысловым процессом, как формой межсубъектного общения.
Система УВП построенного на субъектном диалоге.
Построение взаимоотношений: учитель-ученик, учитель-администратор, учитель-родитель.
Стиль взаимоотношений всех участников УВП.
Степень ценностно-ориентированного единства коллектива.
Формирование коммуникативных компетенций учителя, ученика.

8. Организовать опытно-экспериментальную работу по выявлению эффективности модели развития ученика, как субъекта образовательной деятельности
Методы эффективного овладения моделью развития субъективных отношений.
Субъективный подход к образовательной деятельности
Наличие пакета методов и приёмов, направленных на изучение уровня субъектных отношений.
Мониторинг образовательной деятельности по формированию субъектных отношений.

Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы;
теоретический анализ проблемы и предмета исследования;
педагогический эксперимент;
наблюдение;
анкетирование;
беседы;
тестирование;
анализ продуктов учебной и учебно-профессиональной деятельности учителей и учеников
математическая статистика.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в обоснованной необходимости развития субъектности ученика в условиях интерактивного обучения, направленного на повышение качества современного образования в организационном, содержательном и технологическом планах.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что выявленные и экспериментально проверенные психолого-педагогические основания и методические аспекты, обеспечивающие развитие субъектности ученика, окажут непосредственное влияние на качество учебно-познавательной деятельности ученика. Разработанная методика развития субъектности ученика будет способствовать приобщению ученика к осознанию личностной значимости учения и необходимости овладения учебной деятельностью в процессе развития ими важнейших качеств субъекта учебной деятельности, таких как планирование, самомониторинг, творческая активность, способность контролировать и оценивать ход и результат деятельности с точки зрения эффективности и личностной значимости;
Этапы исследования:
Аналитико- диагностический: (2015-2016 учебный год)
Изучение состояния проблемы, анализ психолого-педагогической литературы и опыта развития субъектности ученика в Казахстане и за рубежом.
Изучение мнения педагогического коллектива МК о необходимости создания условий для развития ученика как субъекта образовательного процесса.
Изучение уровня готовности учащихся к развитию субъектности в условиях интерактивного обучения.
Проведение разъяснительной работы и согласование со всеми участниками образовательного процесса.
Ознакомление с нормативно-правовой базой, составление плана работы, подготовка материально-технического обеспечения для реализации программы.
Изучение современной практики по данной теме.
Проведение психолого-педагогических диагностик.
Разработка программы деятельности.
Организация опытно-экспериментальной работы по данной проблеме на уровне методической комиссии, творческой группы и учителя.
Обобщение опыта традиционных видов учебной деятельности в развитии ученика как субъекта образовательного процесса.
Экспериментально- апробирующий: (2016- 2019г.г.)
Провести проверку гипотезы посредством разработки модели развития субъектности ученика.
Организовать сбор фактического материала, оценку и анализ опытно-экспериментальных данных в динамике.
Разработать методические рекомендации по реализации развития субъективности ученика.
Организовать обсуждение накопленного опыта и результатов опытно-экспериментальной работы на конференциях и семинарах.
Фиксация исходного состояния.
Моделирование комплекса подпрограмм и их реализация, соотношения факторов и результатов.
Обсуждение промежуточных результатов и корректировка действий.
Оценочно- рефлексивный: (2019-2020 учебный год)
Проанализировать, обработать, обобщить и обсудить результаты исследования, провести их измерения в количественных и качественных критериях.
Осуществление рефлексии деятельности участников программы по результатам его реализации.
Осуществить теоретическую интерпретацию выводов и положений исследования, конкретизировать методические рекомендации по организации развития субъектности ученика.
Определение перспективных направлений совершенствования данной программы.
Состав участников ОЭР, распределение функциональных обязанностей:
Экспериментальный класс 6 «А»
Учитель:
обучает и воспитывает учащихся с учётом специфики преподаваемого предмета;
содействует социализации обучающихся, формирует у них общую культуру;
в своей работе по предмету использует разнообразные приёмы, методы и средства обучения;
реализует образовательные программы и региональный компонент;
обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
Условия проведения ОЭР
работа в режиме общей поисковой проблемы;
полная реализация государственного образовательного стандарта;
всемерное развитие отношений между педагогами и учащимися как субъект – субъектных.
Характер и границы изменений существующей практики обучения, воспитания и развития учащихся
Эти изменения будут касаться:
- целей, содержания, педагогических технологий и средств обучения, воспитания и развития детей;
- форм и содержания работы по повышению квалификации и профессиональной компетентности педагогов, их исследовательской культуры
Ожидаемые результаты:
Изменение учебно-воспитательного процесса в соответствии с современной парадигмой образования, обеспечивающей развитие ученика как субъекта образовательного процесса средствами интерактивного обучения.
Создание условий, способствующих развитию позиции учителя и ученика как равноправных участников учебно-познавательного процесса, способных осуществлять учебно-познавательную деятельность для достижения личностных и общественно значимых целей.
Определение способов развития и влияния субъектности и критерии ее формирования в условиях интерактивного обучения.
Выявление комплекса мер, обеспечивающих развитие позиции ученика как субъекта образовательного процесса.
Определение способов, позволяющих сочетать развитие субъектности в отношении процессуальных и содержательных характеристик знаний.
Обеспечение ученику осознанно и ответственно подойти к принятию решения о профессиональном выборе через учебную деятельность, отвечающую запросам профессионального самоопределения.
Возможные негативные последствия ОЭР
Трудности, связанные c поиском ресурсов: людских, материальных, финансовых, временных.
Возможность конфликтных ситуаций в процессе введения изменений (инноваций).
Отсутствие необходимой квалификации (знаний и умений) у педагогов.
Молчаливое сопротивление новшествам.
Перегрузка учащихся из-за интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Предполагаемые компенсации:
Разъяснительная работа в педагогическом коллективе о необходимости перемен в условиях модернизации образования, актуальности разработки инновационных образовательных программ.
Настойчивость, терпение в процессе достижения поставленной цели, наличие ясного плана всех действий, направленных на реализацию программы ОЭР.
Организация мониторинговых процедур с целью предотвращения нежелательных эффектов в процессе реализации программы.
Объективную оценку результатам работы даст разработанный диагностический материал:
Педагогические методики
Психологические методики

1. Диагностическая карта «Наши умения»
1. Диагностическая карта класса с целью обработки критериев личностного роста учащихся

2.Карта сформированности ЗУН по предметам ГЭЦ
2.Индивидуальная карта развития школьников

3. Диагностическая карта учащихся «Умею ли я учиться»
3.Психолого-педагогическая карта личности учащихся

4. План-программа наблюдения за развитием учащихся
4. Изучение поведенческих особенностей учащихся

5. Анкета для учащихся о применении на уроках педагогических технологий
5.Психологическая диагностика (инвариантный блок)

6. Матрица изучения позиций субъекта в педагогическом общении
6. Личностный опросник ИСН

7. Тест на выявление готовности к обучению в интерактивном режиме



Формы предоставления результатов:
Выступления на научно – практической конференции школы по итогам ОЭР.
Организация семинаров для педагогической общественности школы, города.
Представление опыта работы на городских конференциях, педчтениях.
Оформление комплекта методических материалов по итогам ОЭР: педагогические и методические разработки
Публикации на страницах школьной газеты «ИМИДЖ».
Выпуск буклета «Адреса педагогического опыта МК ГЭЦ» по итогам ОЭР.
Документы, регулирующие осуществление ОЭР:
Закон Республики Казахстан «Об образовании»;
Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации»;
Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 г.»;
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020тт.;
Закон «О языках в Республике Казахстан»;
Постановление Правительства Республики Казахстан «О расширении сферы употребления государственного языка в государственных органах»;
Государственная Программа «Развитие и функционирование языков в Республике Казахстан»;
Государственный стандарт среднего общего образования Республики Казахстан;
Резолюция Ш Съезда работников образования и науки Республики Казахстан;
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании основ наук в 2015-2016 учебном году»;
Решения Советов ГорОО и совещаний при заведующем последних трех лет;
Рекомендации методических советов 2013-2015 гг.;
ГОСО-2012, учебные программы по предметам ГЭЦ;
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях РК».
Тематика методических практикумов по содержанию и организации ОЭР:
Методология субъектности и субъектного подхода в психологии и педагогике
 Субъектность как феномен психологических и педагогических исследований
Условия становления субъектности в современном образовательном пространстве
 Развитие личности как субъекта в собственной жизнедеятельности
 Формирование субъектности в условиях социальных трансформаций
Субъектность ученика: теория и практика
  Проблема диагностики успешности педагогического процесса
Список литературы
Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. – М.: Наука, 1973, с. 104.
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001, с.369.
Братусь Б.С. Аномалия личности. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.
Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения. – В кн. Психология индивидуального и группового субъекта /Под ред. А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой. – М.:ПЕРСЭ, 2002, с.40
. Горбенко З.П. Направления индивидуализации учебного процесса обучения иностранному языку // Актуальные проблемы переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях обновления образовательной практики: Тезисы докладов научно-практической конференции, 25 марта 1999г. - ч.2. - Барнаул: Изд.-во АКИПКРО, 1999. - С. 10-12.  
Горбенко З.П. Использование приемов развивающего обучения в процессе переподготовки учителя иностранного языка // Педагогические взгляды К.Д. Ушинского и современная образовательная практика: Тезисы докладов научно-практической конференции, 20-21марта 2000г. - Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2000. - С. 158-161.  
. Горбенко З.П. Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательных технологиях США // Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога: Межвузовский сборник научных трудов. - Барнаул, 1999. - С. 116-119.  
Горбенко З.П. Лингвистическое обучение в рамках современных образовательных тенденций или личностное смысловое инновационное обучение // Планируем урок иностранного языка. Из опыта работы учителей иностранного языка. - Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2001. - С. 8-13.  

КГУ «Меновновская средняя школа»














Программа
опытно-экспериментальной работы
на 2015-2020 годы





«Развитие субъектности учащихся
на уроках английского языка средствами интерактивного обучения».


Учитель: Торохова Н.В.










2015- 2020 гг.



15