Конспект психологического занятия для младших школьников «Секреты общения и сотрудничества в классе»
Конспект психологического занятия для младших школьников «Секреты общения и сотрудничества в классе»
Конспект психологического занятия для младших школьников
«Секреты общения в классе».
Цели:
-сплочение детского коллектива;
-повышение самооценки детей;
-знакомство с навыками эффективного сотрудничества;
-развитие толерантности.
Занятие проводится с учениками 4-го класса.
Приветствие:
Вводная часть.
Цель: подготовка участников к психологической работе, снятие напряжения и раскрепощения, на сокращение эмоциональной дистанции между обучающимися.
Содержание: Участники (дети) садятся в круг на стулья и выбирают у психолога значки. Далее по очереди каждый показывает значок и называет свое имя (например, «меня зовут Саша… Я люблю… »). .Время: 5минут.
Разминка: Упражнение «Поменяйтесь местами… ».
Поменяйтесь местами те, кто…
-умеет веселиться?
-у кого старший брат или сестра?
-у кого голубые глаза?
-кто любит животных?
-у кого сейчас хорошее настроение?
-кто любит играть?
-кто умеет дружить?
Детям предлагается «Сказочный конверт».
В «сказочном конверте» лежат вопросы и карта сказочной страны.
Ребята по очереди выбирают себе сказочные вопросы, с целью по ближе познакомиться друг с другом.
Педагог предлагает рассмотреть карту, которую ребята нашли в конверте, и начать путешествие в страну общения и сотрудничества. Детям предлагается выполнить упражнение. «Мостик дружбы"
Игра “Мостик дружбы”.
Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками). После упражнения детям предлагается нарисовать цвет своего настроения.
«Квадрат настроения».
Основная часть.
Время: 15 минут
Цель: дать детям представление о понятии «сотрудничество» и «Общение».
Содержание: Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе ничего не получится, уметь общаться с разными людьми, договариваться, уступать, если очевидна правота. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству… посредством общения.
Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает две надписи:
«Сотрудничество «Общение»
, Психолог: - Из каких умений складывается умение сотрудничать? :Из каких умений складывается умение общаться?
«Сотрудничество «Общение»
-умение понять другого, -умение слушать
-умение делать дело вместе -умение договориться
- из умения уступить, когда -умение учитывать
очевидна правота другого, позицию другого
-из умения разумно распределить -умение быть вежливым.
роли умение задавать вопросы
в процессе работы».
Психолог предлагает детям перейти от слов к делу, и применить все эти умения в выполнении следующих заданий».
Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Необходимо суметь украсить их узорами или рисунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга (дети работают в парах под музыкальное сопровождение). В работе можно использовать фломастеры, краски (гуашь, вырезанные картинки, которые дети сами выбирают и наклеивают на варежки. Во время задания ребятам говорить нельзя.
Представление
работ, обсуждение результатов.
Время: 10 минут.
Цель: представление и обсуждение работ детей в парах, отработка коммуникативных навыков между участниками группы. Психолог задает вопрос:- Сложно ли было делать совместное дело, не общаясь друг с другом?
Каждая пара представляет свою работу «варежку», демонстрируя ее всем участникам, рассказывает о том, как им удалось договориться, как шла работа, демонстрируют свой результат.
«Песчинки».
Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: “Представим себе, что все мы – песчинки. Песчинки выглядят так – согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Песчинки очень легкие, и когда дует ветер, постоянно перемещаются и время от времени собираются в разных местах. Число песчинок может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Когда прозвучит команда – «Ветер дует»-все начинают быстро двигаться по комнате, а когда я назову какое-либо число, например, три, два, пять- песчинки должны собраться – по три в каждой. Песчинки собираются так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.
“Картина двух художников”
Цель: умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, эмпатии.
Участники парами, держась за один карандаш, не договариваясь, должны нарисовать любую картину.
Для следующего задания нам понадобится все ваше внимание.
Проводится игра –разминка: «Ухо, нос, пол, потолок».
Психолог предлагает ребятам выполнить упражнение «Собери картину».
Упражнение: «Собери картину»
Цель: умение договориться друг с другом, работать в группах.
Ребята делятся на две группы согласно своих значков. Каждая группа получает одинаковое количество деталей, с целью собрать картину.
Инструкция: в каждой группе собрать свою картину. Проблема в том, что детали перемешались. Задача: - разумно распределить роли в процессе работы, уметь задавать вопросы, быть вежливым, уметь понять другого, делать дело вместе и суметь договориться друг с другом во время обмена.
Упражнение :«Рыбалка».
Цель: Умение совместно принимать решение, действовать сообща. В игре принимают участие четыре человека. Каждый игрок держит в руке конец веревки. В центре на веревке висит груз. Задача:– одновременно четверым игрокам опустить груз в емкость. Упражнение выполняется молча.
Упражнение повторяется, но уже с обсуждением действий выполнения упражнения.
«Общий рисунок»
Вся группа совместно на большом листе бумаги рисует один рисунок. Например: “Наш класс».”Рефлексия. Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии.
Детям предлагается выбрать цвет своего настроения и нарисовать свое чувство после занятия.
приложение
Вопросы для сказочного конверта.
Если бы у тебя появилась шапка-невидимка, какое применение ты бы ей нашел?
Если бы вылепленный тобою снеговик вдруг ожил, что бы ты стал делать?
Если бы ночью к тебе на постель присел гном, какое сновидение ты бы попросил бы у него?
Если бы ты стал обладателем ковра-самолета, то куда бы ты в первую очередь полетел?
Если бы ты на балу оказался рядом с Золушкой, о чем бы ты ее попросил?
Если бы ты случайно нашел волшебную палочку, какое желание ты бы загадал?
Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?
Если бы к тебе в гости прилетел Карлсон, как бы вы развлекались?
Если бы ты вдруг стал таким маленьким, как Дюймовочка или Мальчик-с-пальчик, как бы ты себя чувствовал?
Если бы тебе на денек посчастливилось попасть в гости к друзьям из Простоквашино, с кем бы из них и как тебе хотелось бы провести время?
Если бы ты попал на концерт Бременских музыкантов, какую песню ты хотел бы услышать в их исполнении?
Если бы вдруг стал взрослым, что бы ты стал делать?
Если бы вдруг стал самым сильным на свете, как бы ты применил свою силу?
Литература:
Большая книга детского психолога от 3до 10 лет.
О. Истратова, Г. Широкова, Т. Эксакусто.