Методическая разработка открытого занятия Законы сохранения в механике
МИНОБРНАУКИ РОССИИп
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)
РАССМОТРЕНО
На заседании ПЦК МиИНД
Протокол заседания
№___ от «__» _________ 2015г.
___________ Р. Х. Шакирова
УТВЕРЖДЕНО
Председатель Методического совета ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»
_____________ Р.И.Хайбулина
«__» _________ 2015г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Законы сохранения в механике
по дисциплине «Физика»
Преподаватель - Кутов Айрат Хасанович
Нижневартовск
-2015-
Цели занятия:
Образовательные:
создание условий для глубокого усвоения системы знаний по законам сохранения в механике;
закрепление навыков решения физических задач.
Развивающие:
развитие коммуникативных компетенций в процессе групповой деятельности;
формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики,
развитие познавательных интересов в процессе приобретения знаний и умений по теме.
Воспитательные:
воспитание понимания необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания;
воспитание чувства личной ответственности за результаты совместной деятельности.
Оборудование: листы ватмана, маркеры, доска.
Дидактический материал: карточки-задания для групповой работы.
Задачи занятия:
изучить основные теоретические положения по теме “Законы сохранения в механике”;
учить работе в группах;
развивать навыки выступления перед аудиторией;
закрепить навыки решения задач.
Ход занятия
1. Организационный этап
2. Изучение закона сохранения в механике
Групповая работа:
1. Студенты делятся на несколько подгрупп (в зависимости от количества студентов), каждой подгруппе даётся карточка с заданиями.
2. Студенты в каждой подгруппе изучают новый материал, обсуждают, объясняют друг другу и основные моменты выписывают на плакате, готовят по 3-4 вопроса.
3. Один студент из группы объясняет материал у доски. Остальные студенты делают записи в тетрадях.
4. После выступления, данный студент задает несколько вопросов.
5. После изучения материала, студенты выходят к доске и объясняют готовый материал.
6. Каждой подгруппе выдаются карточки с задачами (механическая работа, мощность, импульс, энергия).
7. Проверка решения задач, корректировка решения (по необходимости).
8. Подведение итогов занятия по пунктам, выставление оценок
9. Домашнее задание. Конспект, № 314, 315 Рымкевич
Приложение к занятию
Карточки-задания для групповой работы даются на отдельных листках
Импульс. Закон сохранения импульса
1. Найдите импульс грузового автомобиля массой 10 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.
2. Легковой автомобиль и грузовик движутся со скоростями 30 м/с и 20 м/с соответственно. Масса автомобиля 1000 кг. Какова масса грузовика, если отношение импульса грузовика к импульсу автомобиля равно 2?
3. Электровоз массой 180 т, движущийся со скоростью 1 м/с, сталкивается с неподвижным вагоном массой 60 т, после чего они движутся вместе. Определите скорость их совместного движения
4. Найдите массу легкового автомобиля, движущегося со скоростью 90 км/ч. Импульс равен 900 кг м/с.
Механическая работа
1. Электровоз тянет вагоны на расстоянии 100 метров ,прикладывая силу в 120кН. Какую работу совершает электровоз?
2. Муравей тянет гусеницу в свой муравейник, прикладывая силу 0,02Н. Путь до муравейника 100 метров. Чему равна работа муравья?
3. Какая работа совершается при погрузке 25 тонн металлолома на высоту 6 метров?
4. Высота плотины гидроэлектростанции 11 метров. Мощность водяного потока 4 МВт. Найдите массу воды, подающей с плотины за 5 минут.
Мощность
1. Подъемный кран с двигателем мощностью 5 кВт равномерно поднимает груз со скоростью 0.1 м/с. Какова масса груза?
2. Трактор на пахоте преодолевает силу сопротивления 10 кН, развивая полезную мощность 36 кВт. С какой скоростью движется трактор?
3. Насос поднимает с глубины воду в течение 5 минут, совершая работу 150 кДж. Найти мощность насоса.
4. Трактор тянет плуг со скоростью 6 м/с, прикладывая силу 50кН. Чему равна мощность трактора?
5. Стиральная машина мощностью 3кВт стирает белье в течение 20 минут. Какую работу она совершает?
Энергия. Закон сохранения энергии
1. Какова кинетическая энергия космического корабля массой 6600 кг, движущегося по орбите со скоростью 7800 м/с?
2. На какой высоте потенциальная энергия груза массой 2000 кг равна 10000 Дж?
3. Какова потенциальная энергия ударной части свайного молота массой 300 кг, поднятого на высоту 1,5 м.
4. Какую работу надо совершить, чтобы растянуть пружину жесткостью 40 кН/м на 0,5 см?