Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности
30.12.2015г.
Выступление на ШМО на тему: «Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности»
Что же такое компетентностный подход?
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает овладение учащимися умениями, позволяющими действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующие средства. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы.
Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдаленного эффекта» школьного образования все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования.
Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Деятельность — это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С. Л. Рубинштейн).
Сегодня меняется взгляд на образование: « Обучение не на всю жизнь, а через всю жизнь». В Национальной образовательной инициативе « Наша новая школа», утвержденной президентом РФ, отражены главные направления образования, в которых прописан результат образовательного процесса: « Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий»
Вопрос традиционного обучения – «Чему учить?», становится сегодня менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать» или «должен уметь», а «может».
В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.
Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность
обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний. Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Компетентностный подход применяется при создании КИМов для ЕГЭ, в разработке инструментария исследования PISA. Задания третьей части ЕГЭ используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Что собственно и является (см. таблицу) основным результатом обучения в компетентностном подходе. ЕГЭ – средство проверки и оценки компетенций.
Подход традиционный:
результат обучения
примеры типичных форм контроля результатов обучения
пример контролирующего задания
Знаниевый
Владение знаниями
Экзамены по билетам
Дать развернутый ответ на вопрос
Компетентностный
Готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации
ранее не встречавшаяся задача.
Выполнение и защита исследовательского или практико- ориентированного проекта.
Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция».
Что же такое компетенция?
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсовдля эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределенности.
Компетенции можно подразделить на Ключевые и Профессиональные
-Что такое «ключевые компетенции»?
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными,
применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций:
- Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
- Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми,
формируется на основе информационной;
- Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми,
формируется на основе двух предыдущих;
- Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на
основе трех предыдущих.
Что дает компетентностный подход учителю и ученику?
Компетентностный подход позволяет:
-Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями
учащихся;
- Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или
колледже;
- Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым
законам;
- Повысить степень мотивации учения, за счет осознания его пользы для
сегодняшней и последующей жизни учащихся;
- Облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени
самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
- Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же
задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами
урочной и внеурочной деятельности.
Что должен уметь педагог?
Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:
- Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу,
самостоятельность и ответственность;
-Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те
кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их
самостоятельным пробам и ошибкам;
- Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся,
характерными для их возраста;
- Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
- Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной
работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и
индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
- Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
- В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
- Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт
деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
- Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной
характеристикой;
- Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по
предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
- Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно
компетентностным, педагог должен остерегаться:
-Привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих
учеников;
-Передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был
воспитан сам;
- Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы
«правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных
проблем;
- Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято»,
которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями
2. Цели педагогического процесса
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся на уроках химии через проблемно-исследовательскую деятельность.
Задачи :
- способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха;
- способствовать формированию навыков решения проблемных ситуаций;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- способствовать формированию устойчивой рефлексии своей деятельности;
- формировать ключевые компетенции.
3. Принципы педагогической деятельности
Для успешной реализации компетентностного подхода в обучении необходимо
владеть принципами организации педагогического процесса.
-Принцип компетентностной ориентации обучения как ориентации на
формирование обобщенных умений. Формирование познавательных,
информационно-коммуникативных и рефлексивных компетенций учащихся исходя из Государственных стандартов образования.
- Принцип доступности. По Я. А. Коменскому: от легкого к трудному, от
известного к неизвестному, от простого к сложному. Проблемный вопрос –
проблемное изложение – поисковая (эвристическая) беседа – самостоятельная
исследовательская деятельность.
- Принцип осмысленности. Осмысление проблемы, цели, задачи происходит при
самостоятельной их формулировке учащимися.
- Принцип естественности. Проблема не должна быть надуманной, а реальной,
интерес должен быть не искусственным, а настоящим.
- Принцип самодеятельности. Ребенок может овладеть ходом исследования
только через проживание его, то есть через собственный опыт.
-Принцип экспериментальности. (принцип наглядности Я. А. Коменского, И. Г.
Песталоции, Ж. Ж. Руссо).
- Принцип культуросообразности. Использование учащимися опыта, методов,
подходов, накопленных в этой области предыдущими поколениями.
- Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и
возможностями учащихся позволяет создать необходимые условия для развития
каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом их личностные особенности, их
индивидуальность.
- Принцип рационального сочетания индивидуального и коллективного
образования. Нацеливает учителя на выбор парных, групповых и
индивидуальных форм обучения в зависимости от уровня сложности изучаемого
материала для развития самостоятельности и творчества учащихся.
-Принцип активной деятельности учащихся. Освоение учениками знаний,
умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода.
- Принцип практической направленности обучения литературы. Решение заданий
прикладного, практического содержания.
- Принцип полного усвоения знаний. Система организации дополнительных
занятий с учащимися.
- Принцип полного контроля. Применяются три типа контроля: внешний
контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль.
Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно систематически
выполнять учебную работу. Значимость функций взаимоконтроля определяется
более ответственным отношением учащихся к оценке деятельности своих
одноклассников, нежели своей. При проведении самоконтроля осознается
правильность своих действий, что выражается в его направленности на
предупреждение ошибок.
- Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с
помощью приемов обратной связи.
- Принцип систематической рефлексии. Лучший способ учиться – периодически
анализировать свою работу, отмечать продвижение, выявлять затруднения,
реагировать на неудачи.
–Принцип систематической рефлексии хода учебной
работы гласит: всякий цикл работы должен завершаться рефлексией.
Обучение рефлексии позволяет ученикам учиться на своем опыте, так как допущенные ошибки не страшны, если их учитывают и исправляют.
4. Методы педагогической деятельности.
Выбор методов осуществляется на основе целевых установок урока, содержания изучаемого материала и задач развития учащихся в процессе обучения. Для реализации основных принципов компетентностного подхода и рационального сочетания индивидуального и коллективного образования, отбираются наиболее эффективные методы организации обучения.
Классификация методов по Ю. К. Бабанскому:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
- Перцептивные методы (передача и восприятие учебной информации):
-Словесные методы.
- Проблемная беседа, диспут, дискуссия. На дополнительных занятиях дети
знакомятся со спецификой монолога-выступления на научно-практической
конференции.
- Наглядные методы.
- Демонстрация способов деятельности. Формируя образовательные
компетенции учащихся, учитель сам показывает, как нужно делать, дает
алгоритм действия (способы решения проблемы, алгоритм размышлений, правило в простой схеме и т.д.).
- Практические методы.
- Самостоятельное выполнение творческих упражнений разноуровневого
характера, прикладной направленности.
- Самостоятельное проведение учащимися исследовательской деятельности.
-Логические методы (организация осуществления логических операций):
-Индуктивные.
- Дедуктивные (имея общую формулу, составить алгоритм решения однотипных
конкретных задач).
- Аналитические.
- Синтетические.
- Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных
операций):
- Проблемно-поисковые методы (формируются проблемные компетенции).
-Проблемное изложение знаний. Применяется, когда учащиеся
не имеют достаточного запаса знаний, чтобы активно участвовать в
решении проблемы.
- Эвристический метод. Поисковая (эвристическая беседа).
Проводится на основе создаваемой учителем проблемной ситуации.
Например, во что превращается водород, когда забирает электроны у лития? 8 класс. «Степень окисления».
- Исследовательский метод. Применяется, когда учащиеся обладают достаточными знаниями, необходимыми для построения научных предположений.
- Методы управления учебными действиями:
- Учащиеся приобретают навыки (информационные или информационно коммуникативные компетенции) работы с дополнительной литературой, с
учебником, с ИНТЕРНЕТ,
(решение учебной проблемы, проверка гипотезы, выполнение исследовательской деятельности,
составление презентации и ее защита).
-Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Методы эмоционального стимулирования:
- Создание ситуации успеха в обучении – обязательное условие компетентностного обучения.
- Методы формирования познавательного интереса («хочу»):
- Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг
учебного материала игрового приключенческого сюжета, стимулирование
занимательным материалом.
-Методы формирования ответственности и обязательности («могу»):
Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных
требований, оперативный контроль. Организация содеятельности: совместно-
индивидуальной, совместно-последовательной, совместному взаимодействию.
-Методы организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта
-Организация работы учащихся - консультантов. Работа консультантов
используется при подготовке и проведении практических работ, при проведении
демонстрационного эксперимента.
- Временная работа в группах. В проблемно-исследовательской деятельности
предпочтение отдаѐтся групповой работе. При этом формируются
коммуникативная и кооперативная компетенции.
- Организация работы по решению прикладных задач.
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
- Творческие задания. Создание презентаций.
-Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. На основе
прочитанного материала учащиеся сами составляют проблемный вопрос.
- Дискуссия.
Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся
-Методы контроля (осуществляет учитель):
- Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся:
- устный контроль,
- письменный контроль,
- проверка домашних работ учащихся,
- лабораторно-практический контроль.
Методы самоконтроля (осуществляет ученик):
- Методы устного самоконтроля и взаимоконтроля.
Контрольные, ЕГЭ, ответы
- Методы письменного самоконтроля и взаимоконтроля.
- Методы практического самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Приемы педагогической деятельности.
Основными приемами педагогической деятельности являются:
-Прием эвристических вопросов. Разработан древнеримским педагогом
и оратором Квинтилианом. Для отыскания сведений о каком-либо событии
задаются восемь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как?
когда? почему?
- Прием развития речи учащихся. Успехи учащихся в русского языка и литературы
находятся в прямой связи с культурой их устной и письменной речи, с
умением грамотно использовать словарный состав языка. Если ученик
отвечает грамотно, красиво, в темпе, то он облегчает работу всего класса.
Организуя проверку домашних заданий, проведение устных упражнений и
защиты проектов, перед учащимися ставится задача грамотного обоснования каждого этапа.
- Прием конструирования, моделирования. Используется при решении
проблемной ситуации или в исследовательской деятельности.
Исследования проводятся по схеме, предложенной учителем или
выбранной самим учащимся.
- Прием комментированного решения задач. При
отработке навыков класс выполняет одно и то же упражнение, но к доске
никто не выходит, учащиеся поочередно вслух комментируют,
обосновывают выполняемое задание. Учитель в любой момент может
прервать отвечающего ученика и предложить продолжить ответ другому.
Такое решение нацеливает школьников на то, что главное не быстрота
преобразований, а их обоснование.
-Прием проверки домашних задач. К началу урока на доске готовятся
необходимые схемы к домашним заданиям. На занятии к доске вызывается ученик для изложения решения,
который может быть в любой момент остановлен, а продолжить пояснение
выйдет следующий.
-Прием развития навыка составления, решения проблемного
вопроса, навыка выдвижения рабочих гипотез. Любое исследование,
любое творчество начинается с постановки проблемы, т. е. умения ставить
вопрос. Учащиеся приучаются при чтении текста ставить перед собой
скрытые вопросы, при этом их внимание сосредоточивается на логике
рассуждений, выполняются основные мыслительные операции: анализ,
синтез, сравнение, обобщение.
-Прием намеренных ошибок. При объяснении материала учителем
намеренно допускаются ошибки. Сначала ученики заранее
предупреждаются об этом. Постепенно школьники учатся мгновенно
пресекать ошибки условным знаком и пояснением. Происходит отыскание
взаимосвязей ошибки с правильным ответом. Внимание к ошибке может
быть не только с целью ее исправления, но и для выяснения причин и
способов ее получения.
При организации взаимодействия учащихся и учителя, учащегося и класса
выделяют такие формы работы как коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
-Индивидуальная применяется при выполнении контрольных,
самостоятельных, домашних контрольных работ, написании реферата,
творческой работы, выполнении заданий по индивидуальным траекториям
(используется для работы, как со слабоуспевающими детьми, так и при
работе с одаренными).
-Парная используется при выполнении практических работ, при
взаимопроверке.
- Групповая используется при решении проблемных ситуаций, она
позволяет каждому ребенку чувствовать себя более комфортно на уроке,
чувствовать сопричастность к происходящему действу. Групповая форма
работы дает больше возможностей создания ситуации успеха.
- Коллективная работа всего класса проходит на этапах актуализации
знаний, умений, навыков, способов деятельности во время лекционной
подачи материала.
Формирование компетенций осуществляется по 4-м уровням.
Компетенции формируются на учебном занятии деятельностного типа.
Структура учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе:
1.Самоопределение к деятельности
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации
4. Организация положительного самоопределения ученика к деятельности
на учебном занятии:
- Создание условий для возникновения у учащихся потребности
включения в деятельность («хочу»)
- Выделение содержательной области («могу»)
-Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий
-Тренировка соответствующих мыслительных операций
-Создание проблемной ситуации, фиксация затруднений учащихся в индивидуальной деятельности
-Соотнесение учащимися своих действий с имеющимсяалгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического
материала, его структурирование, выполнение практического задания
- Выявление учащимися и фиксация ими причин затруднения
- Организация учителем коммуникативной деятельности учащихся
по исследованию возникшей проблемной ситуации
- Определение цели деятельности и формирование темы урока
5. Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения
6. Первичное закрепление учебного материала:
- Выполнение учащимися в форме коммуникативного взаимодействия
типовых заданий на новые способы действия с обсуждением шагов
действий и полученных результатов
- Выдвижение и проверка гипотез
- Организация коллективной деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий
- Фиксация нового способа действий в устной и письменной форме
7. Самостоятельная работа
8. Включение новых знаний в систему и повторение
- Отработка ранее изученных алгоритмов
- Подготовка к введению новых знаний на последующих уроках
Использование индивидуальной формы работы:
- Самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового способа действия
- Осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом
- Оценивание своей самостоятельной работы
9. Рефлексия деятельности (итог урока).