Совместная художественная деятельность на уроках изобразительного искусства

Совместная художественная деятельность на уроках изобразительного искусства

Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение
жизненной энергии людей,
результат, которого определяется не сложением,
а умножением их усилий. К. Маркс

Совместная коллективная деятельность на уроках искусства перестает быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Совместная художественная деятельность – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношение общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Она является важнейшим структурным компонентом, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности:
1. Фронтальная (индивидуально-коллективная), при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, соединённых с учётом поставленной учителем задачи или со знанием замысла общей композиции
2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате
3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строиться по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.
В основе этой классификации лежат три основные формы совместной деятельности, выделенной психологами:
1. Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что на начальном этапе участники работают индивидуально и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становиться частью общей композиции
2. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находиться в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего
3. Совместно-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности
Формы коллективной деятельности могут быть самые разнообразные. Важно, чтобы коллективная деятельность способствовала эстетическому общению, содействовала сплочению детей, имела познавательное значение, активизировала творческую деятельность, обеспечивала мыслительную активность участников, создавала условия для детского творчества.
Использование технологии коллективного обучения на уроках изобразительного искусства имеет следующие цели:
1. Развитие коммуникативных способностей учащихся и потребности эстетического общения.
2. Активизация познавательного процесса и расширение возможностей реализации знаний.
3. Активизация изобразительного творчества на уроках.
4. Упрощение процесса систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.
Художественно - творческая деятельность в коллективе способствует учиться видеть других, видеть себя и преодолевать себя в общении, открыть красоту окружающего мира, развить способности к эстетическому восприятию и творчеству.
Работа по технологии коллективного обучения осуществляется через:
1. Работу в парах
2. Работу в малых группах
3. Коллективную работу
Основные этапы урока по технологии коллективного обучения:
1. Ознакомление с учебными целями
2. Каждый ученик изучает свой фрагмент учебного материала (фрагменты заданий составляются с учётом уровней усвоения материала разными учениками)
3. Каждый ученик работает индивидуально, в паре, группе (с учётом уровней учеников)
4. Систематизация и обобщение учителем пройденного материала, коррекция знаний и умений учащихся.
Урок ИЗО позволяет трудиться и познавать играя, что является эффективным методом обучения. Во-первых, игра доставляет ребенку радость. Во-вторых, в игре есть такая же большая ответственность, как и в работе.
Эмоциональное сопереживание другому человеку, первоначально формируется исключительно в игре (я умею - я помогаю тому, кто еще не умеет).
Примером служит анализ работ в конце урока. Желательно, чтобы дети находили достоинства в своих работах и в работах своих товарищей самостоятельно, мало того, эти достоинства необходимо обсудить. Тогда, опираясь на знания товарищей и на свои собственные, ребенок сможет самостоятельно найти и свои ошибки.
Пример второй. Проведение урока-игры, когда функции учителя берет на себя ученик данного класса, либо из параллельного класса, либо ученик из старшего класса.
Пример третий. Ребенок хочет получить более высокую оценку своей работы. Надо предоставить ему этот шанс. Пусть постарается объяснить, что это не просто желание, а что в его работе есть что - то интересное, что я просмотрела.
Пример четвертый. Иногда необходимо давать детям возможность ставить себе оценки самостоятельно, учитывая при этом: как выполнено задание, аккуратность в работе, была ли помощь взрослого и т. д.
Пример пятый. Учитель нашел погрешности в работе своего ученика и исправил их. Это необходимо. Однако не секрет, что рисунки детей младшего возраста привлекают и восхищают нас обычно больше, чем старшего. Работы первых отличаются пусть и неправильностями, но свежестью восприятия, оригинальностью.
Творчество - это некое преодоление нормы, выход за ее пределы. При характеристике коллективной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления класса, сцены, школьных коридоров и холлов. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если результат имеет общественную ценность.
Результат совместной работы значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из учеников. В совместной деятельности два плюс два не всегда четыре, а может быть и пять, и шесть, у совместной деятельности "своя арифметика". А потому работа, сделанная коллективно, как правило, получается значительно содержательнее, более привлекательной, выразительной, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально. В коллективной деятельности оценивают не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Дети хотят заслуженной положительной оценки. Восхищение должно быть искренним, непринужденным, естественным, «непроизвольным», как бы «невозможно удержаться от восхищения».
Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное время в группе продленного дня композиция может дополняться, обогащаться, расширяться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной.
Например, тема «Древний город и его жители». По мере готовности детали собираются на общем листе, и мне остается деликатно руководить созданием общей композиции. Каждый ребенок изображает русский дом, храм, человека в народном костюме, а затем происходит сборка всех деталей, которую можно провести не на уроке, а во второй половине дня.
При выполнении коллективных работ следует поощрять стремление детей обратиться за помощью друг к другу. Например, если кто-то из детей испытывает затруднение в изображении, необходимо помочь найти ему помощника среди членов его группы и особенно оценить факты проявления помощи такого рода без моего прямого участия.
Педагогом на уроках изобразительного искусства должны быть использованы различные методы:
· интегрированные: музыка, художественное слово;
· наглядные: мультимедийное оборудование, рассматривание и обсуждение произведений искусств, использование собственных наблюдений;
· словесные: беседа, дидактическая игра, игры с правилами;
· практические: показ приемов работы на столе, доске; фронтальная работа учителя: постановка задач, знакомство с материалом, инструктаж, индивидуальная, групповая работа по 2-3 человека с выбором главного художника, коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного художника;
· творческие: творческая работа учеников, исследование;
· формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты;
· экскурсии.
Таким образом, коллективная деятельность определяется педагогом как равноправные личностные взаимодействия учащихся, направленные на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворённости.
Совместная художественная деятельность рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному искусству сравнительно надолго.
Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то нового, интересного, захватывающего, доставляющего ему радостную тревожность. Ребенок должен радоваться трудностям познания, овладения и присвоения знаний и умений, чувствуя, что рядом есть учитель, товарищи, которые немедленно придут ему на помощь. Он должен радоваться участию в коллективной творческой деятельности, видя, как внимательно, серьезно расцениваются его соображения, точки зрения, умения, как коллектив нуждается в нем. Ученику должно доставлять радость эстетическое общение с учителем и товарищами, их уважение к его личности. Он должен переживать как большую радость успехи своих товарищей, видя в этих успехах результат и своего участия и свои перспективы.
Коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом. В процессе работы каждый становится источников знаний для других участников.



Антоненко И.В., методист
ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр
г.о. Сызрань Самарской области»
15