Учебно-исследовательский проект «Исследую и реализую»(программа работы с одаренными детьми)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
ЯНАО, г. Надым, ул. Заводская 7а, 52-12-80
Учебно-исследовательский проект
«Исследую и реализую»
(программа работы с одарёнными детьми)
Автор:
Кержаева Е.Н..,
учитель русского языка и литературы
Надым – 2014Содержание
Учебно-исследовательский проект «Исследую и реализую».....3
Тематическое планирование занятий....4
Ожидаемый результат..6
Приложение 1...8
Приложение 2...9
Приложение 3.............10
Приложение11
Учебно-исследовательский проект «Исследую и реализую»
Понятие «исследовательский» в применении к школе связывается с научным поиском обучающихся; исследовать – значит подвергнуть научному познанию.
Исследовательский метод, по мнению И. Я. Лернера, предполагает такую познавательную деятельность обучающихся, когда они используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования.
В приобщении обучающихся к исследовательской работе невозможно обойтись без овладения определенной суммой знаний, используя обычные приемы воспроизведения. И только на высшем уровне, когда обучающийся в своей работе не ограничивается усвоением новых, предлагаемых учителем знаний, а привносит в этот процесс нечто свое, оригинальное, раскрывает новые стороны изучаемых проблем, использует более широкий круг источников знаний, в этом случае деятельность обучающихся основными своими чертами сближается с исследовательской.
Проект «Исследую и реализую» предназначен для обучающихся всех ступеней обучения и направлен на формирование исследовательских навыков обучающихся. В данном проекте обучающиеся не только исследуют темы из разных предметных областей, но и осваивают и реализуют свои знания, с помощью информационных технологий создавая Мультимедийные презентации, сайты, видеофильмы, открытки, редактируют фотографии (см. приложения).
В нашем проекте информационные технологии и исследовательское содержание подкрепляют друг друга, что усиливает мотивацию обучающихся к знаниям.
Проект связан практически со всеми учебными предметами. Занимаясь данной деятельностью во внеурочное время, обучающиеся выбирают тему из той учебной дисциплины, которая ему ближе, что дает дополнительную мотивацию обучающему.
Целями данного проекта являются:
Образовательная – активации мыслительной деятельности обучающихся, формирование дополнительных знаний в ходе проведения исследования на основе новых технических возможностей и внедрения информационных технологий, а также обучение их структуре исследования по интересующей теме;
воспитательная – формирование самостоятельности и ответственности, в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность;
развивающая – развитие творческого потенциала обучающихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.
Данный проект решает следующие задачи:
знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности обучающихся;
формировать у обучающихся исследовательские умения и навыков в процессе работы над литературой;
формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
развивать познавательную самостоятельность и активность обучающихся;
формировать у обучающихся потребность к целенаправленному самообразованию;
развивать и закреплять навыки рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
развивать самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности;
формировать навыки презентации результатов собственной деятельности.
Курс проекта рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Методы обучения – самостоятельная, индивидуальная и групповая работа, исследовательская деятельность.
Деятельность обучающихся предполагает индивидуальное консультирование учителя, педагогов дополнительного образования, учителей других учебных предметов, родителей.
Для работы в данном проекте используется программное обеспечение, которое предназначено для общеобразовательных школ. Дополнительно используется и чисто компьютерные технологии создания фильмов в различных общедоступных средах.
Тематическое планирование занятий
№ занятия
Тема занятия
Содержание занятия
1.
Исследовательская деятельность: понятие, возможности, перспективы. Диагностика обучающихся.
Сущность исследовательской деятельности, методы научного исследования. Изучение интеллектуального потенциала школьников (тестирование).
2.
Проблема исследования, тема, объект и предмет исследования, цель и задачи (памятка №1).
°Проблема как «знание о незнании». Выявление и формулировка проблемы. Тема и её актуальность. Практическая и научная актуальность. Цель, задачи, логика исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования.
3.
Методы научного познания.
Понятие метода, классификация методов познания по различным критериям, выбор метода исследования в соответствии с поставленными задачами.
4.
Практическая работа «Выбор темы исследования».
Выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, подбор методов исследования.
5.
Виды исследовательских работ. Этапы работы над исследованием (памятка №2).
Основные формы исследовательских работ, их структура; основные этапы работы над исследованием.
6.
Структура исследовательской работы (памятка №3).
Структурные элементы исследовательской работы.
7.
Организация работы с литературными источниками.
Чтение учебной и научной литературы. Организация чтения. Работа с текстом. Письменная организация материала.
8 – 9.
Введение. Выбор компьютерной среды.
Обоснование актуальности темы, формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Выбор компьютерной среды для реализации.
10 – 15.
Практическая работа.
Работа над проектом. Структура проекта. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
15– 21.
Индивидуальные консультации по исследовательской деятельности и написанию основной части работы.
Работа над проектом.
22 – 23.
Оценка исследовательских работ учащихся. Самодиагностика: рефлексивный отчет о проделанной работе.
Рефлексивный анализ проделанной работы.
24.
Культура выступления.
Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи: дикция, интонация, пауза. Искусство отвечать на вопросы.
25 – 26.
Индивидуальные консультации.
Подготовка к выступлению по теме исследования.
27.
Защита результатов исследования.
Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.
28 – 32.
Презентация результатов проведенного исследования.
Представление и защита проекта.
33– 34.
Защита исследовательской работы.
Выступление.
Ожидаемый результат
Обучающийся имеет представление о:
понятиях проблемы, цели и задачи исследования, методы исследования;
правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
использование цифровых образовательных ресурсов во внеурочное время;
росте творческой активности и положительной мотивации к знаниям дополнительного образования;
эффективных способах презентации результатов исследования.
И умеет:
работать в библиотеке;
находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
ставить цели и задачи исследования;
подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам;
оформлять результаты своего исследования в виде презентаций, фильмов, фотографий, создании сайтов по различным предметным областям, тем самым создавать фонд видеоматериалов, систематизировать материал на электронных носителях; размещать их на школьном сайте, сделав доступными для широкой общественности.
Приобретает опыт:
работы с различными информационными ресурсами;
анализа и конспектирования литературы;
постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;
определения целей и задач исследования;
самостоятельной организации исследовательской деятельности;
рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;
оформления результатов исследования на электронных носителях в любой из выбранных форм;
публичной защиты результатов собственного исследования.
Педагогический эффект от внедрения проекта в практику являются показатели:
развитие личностных интересов обучающихся;
роста мотивации к учению через использование информационно-коммуникационных технологий;
развитие самостоятельного мышления обучающихся, умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования современных технологий;
систематизированная коллекция презентаций к урокам по различным предметным областям, находящаяся в доступном пользовании. Коллекция видеофильмов, творческих отчетов классов.
Итоговый контроль осуществляется в виде презентации результатов проведение творческих отчетов, открытых мероприятий, защиты творческих работ на Школьной научно-практической конференции «Ведай неведомое». Публикация сайтов, мультимедийных презентаций и фильмов в Интернете, участие в различных конкурсах детского творчества.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715