Эссе «Как я реализую компетентностный подход на учебных занятиях»

Эссе «Как я реализую компетентностный подход на учебных занятиях»
Черепанова Татьяна, гр. МУИ-1502
Одним из приоритетных направлений образовательной политики государства, в настоящее время, является переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу.
Компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности ученика выстроить собственное образование с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности.
Главная задача компетентностного подхода - усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений знаний, умений, навыков.
В Концепции модернизации российского образования, четко прописана цель современного профессионального образования - подготовка конкурентоспособных специалистов, способных системно мыслить и действовать, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью, то есть обладающих ключевыми или как их еще называют «гибкими» компетенциями. В этой связи, термины «компетентность» и «компетенция» приобретают все более широкое распространение в образовательной среде.

Существует множество различных определений понятий «компетенция» и «компетентность», разные авторы выдвигают свои идеи и подходы на этот счет.
Компетенция – способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания, порождая новые (Д.А. Иванов).
Компетентность – обобщенная характеристика, включающая когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этническую, социальную и поведенческую составляющие личности. Морально-психологический настрой на работы, направленные на расширение компетенций (креативная педагогика).
Под «компетентностью» обучаемых С.Е. Шишов и И.Г. Агапов понимают «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [6, с. 59]. В.С. Безрукова под компетентностью понимает – «овладение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [1, с. 46]. В рамках образовательного процесса В.В. Краевский и А.В. Хуторской под образовательными компетенциями понимают знания, умения и способы действия.
Следовательно, компетентность обучающегося понимается, как способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении. Эту способность можно только сформировать, передать ее, как знание, невозможно.
Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время, сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности обучающегося в мире.
Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [3, с. 1].
Основная задача над которой я работаю – это формирование профессиональных компетенций и (особо хочу подчеркнуть) коммуникативной и рефлексивной компетенций в рамках освоения ФГОС СПО 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей). Последние, на мой взгляд, являются значимыми не только в профессиональной деятельности выпускников, но и в повседневной, общественной жизни человека.
Коммуникативная компетенция заключается в умении: поддерживать контакт в общении; выражать свои мысли в форме монолога и диалога; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Рефлексивная компетенция проявляется в: самоанализе деятельности, проводимом каждым обучающимся по итогам занятия или работы; оценивании того, в какой мере достигнуто решение проблемы; обсуждение дальнейшей перспективы; рефлексия процесса мышления; осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний; комфортность, психологическое состояние обучающихся в процессе работы.
Считаю, что реализация поставленных мною задач невозможна и без осознания обучающимися факта, что педагог и студенты в процессе занятия являются равноправными партнерами и участниками учебной деятельности. Поэтому практически все мои занятия проходят в режиме учебного диалога, часть занятий направлена на решение производственных ситуаций. Лекции проходят чаще в традиционной системе, на некоторых из них применяются презентации, что позволят «сжать» объем выдаваемой информации, больше времени уделяю беседе, обсуждению с обучающимися представленного материала занятия, стараюсь опираться на их «производственный» опыт, который они получили во время практики, их личное мнение, видение той или иной ситуации. Иногда очень сложно бывает «расшевелить» студентов на общение, да, не всегда всё получается, приходится менять методы, использовать другие приемы, чтобы занятие прошло интересно, с пользой для обучающихся.
Трудности, с которыми сталкиваюсь в своей работе: как преподаватель я являюсь совместителем, поэтому ощущаю нехватку времени для подготовки и разработки практико-ориентированных заданий на каждый урок; часть студентов не повторяют дома материал, пройденный на уроке; некоторые из них не выполняют домашнего задания - приходится уделять актуализации знаний больше времени; студенты не готовы и стесняются высказывать свое мнение и свои чувства, боятся ответить неправильно, это обусловлено тем, на мой взгляд, что большинство из них пришли в техникум с недосточным уровнем сформированности коммуникативной и рефлексивной компетенций. Первые занятия строим, таким образом, учимся «говорить» без страха, объясняю, что решений данного вопроса может быть несколько и т.д. Через 10-20 занятий появляются «плоды» нашего совместного труда и это радует нас, мы выходим на следующий уровень нашего общения.
Педагог должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием. Каждый из нас должен постоянно совершенствоваться, и «расти»  на высоком уровне, тогда и обучающиеся будут успешными и востребованными в современном обществе.
 Переход от традиционной парадигмы к компетентностному обучению у меня не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен не просто «получить знания», а уметь «применить» их в практическое деятельности, в жизненных ситуациях».
Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 101 с.
Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).   М.: Буки-Веди, 2012.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №393/ Учительская газета № 31, 2002.
Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» [Текст] / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. 2011. №12. Т.2. С. 102-104.
Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. – Самара, 2001.
Шишов C.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002, март-апрель. С.58–62.
15