Компетентностный подход на уроках технологии.


Компетентностный подход на уроках технологии.В свете современных требований к школьнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай ,как я» . Американский ученый Джон Дьюи сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом личными целями. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. В современном образовании решать проблемы позвояет компетентностный подход
Компетентностный подход в образовании- подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование ключевых компетентностей.
Ключевые компетентности- универсальные компетенции ( круг вопросов, способности, умения), применяемые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных ролей: гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Принципы методики обучения
1. Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение , которых является результатом обучения.
2. Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым
3. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать.
4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний».
5. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.
6. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.
7. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе
-Передача информации:
-Комплексные методы:
Методы формирования коммуникативной компетенции.
- Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
- Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
- Методы и приёмы в рамках групповой работы:
- Методы и приёмы в рамках индивидуальной работы:
Методы формирования проблемной компетенции.
Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности. Формирование ключевых компетенций на уроках технологии.
Компетенция Характеристика компетенции Формирование компетенции
учителем учеником
Коммуникативная Поведение в обществе – Этикет. Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях. Защита сообщений по выбранной теме, сервировка стола, поведение за столом
Работа в группах бригадах Руководство во время кулинарных работ и практических занятияхРаспределение обязанностей в группах и бригадах, оценка друг друга и самооценка
Социокультурная Применение на практике и в жизни ЗУНов: Умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту, определять потребности, навыки при приготовлении пищи, применять основы конструирования и элементов пошива (пришить пуговицы, наложить декоративную заплатку, штопка), рукоделие (вязание, вышивка и т.д.), ремонтные работы в быту, уход за домом. Профориентационная работа, связь с училищем. На теоретических занятиях – умение рассчитывать семейный бюджет, правила и последовательность приготовления пищи. Обучение основам конструирования, моделирования и элементам пошива . Контроль и помощь во время практических занятий. Ведение кассовой книги семьи, составление семейного бюджета, пирамиды Маслоу. Уборка кабинета, приготовление пищи. Во время кулинарных работ – отработка полученных навыков на практических занятиях.
Ценностно - смысловая Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность. Помощь при выборе темы проекта и при его создании Исследовательская деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах
Информационная Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира. Выработка навыков работы со справочной литературой Умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов.
Культуроведческая и природоведческая Знакомство с культурой своего народа, края (ХКК ГОС), с культурой других стран и народов, уход за растениями, в том числе экзотическими. Использование краевого компонента в преподавании Поисковая деятельность, выполнение эскизов костюмов, приготовление различных национальных блюд и т. п.
Учебно - познавательная Межпредметная связь: география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов изделий.Инструктаж по построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, тканей. Использование демонстрационного материла Умение пользоваться инструкционной картой, оформление сообщений и творческих проектов, выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору материалов для выбранного изделия.
Здоровье- сберегающие Знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, ухаживать за ребёнком, владеть способами оказания первой медицинской помощи. Инструктаж по технике безопасности санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи Соблюдение правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в швейном цехе и при проведении кулинарных работ. Оказание первой медицинской помощи.
Важнейшей задачей для нас являлась создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по технологии, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического образования.
Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
Результатом этого является стабильный уровень качества знания – 94%. Ежегодные победители и призёры технологических олимпиад:
2005 – 2006 уч. год
В области «Технология» ярким примером решения этих задач является метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно- технологической цепочке- от идеи до ее реализации в модели, изделии.
Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”. Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой.
Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.
Поэтому в первую очередь необходимо:
- развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность;
- научить разрабатывать идеи, при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
- воспитывать коммуникативные качества личности.
Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, я использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:
- прием “Банк идей” Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия.
- приём «Морфологические матрицы». Позволяет создать конструкцию нового изделия выбрав две важные характеристики .Предлагаются все возможные варианты каждой характеристики и рассматриваются все сочетания.
- «Фокальных объектов». В нём признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получают необычайные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления.
- метод «Гирлянд случайностей и ассоциаций». Этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследования.
Учитывая разную степень подготовки , дети получают задания, соответствующие их уровню. Приведенные методы применяю на уроках, причем на разных этапах ( в виде разминки, в практической части, как домашнее задание), также в кружковой и внеклассной работе. Упражнения могут быть не только учебной тематики , но и более широкой социальной деятельности. Их можно использовать как дополнительные индивидуальные задания или в рубрике «Подумай и предложи решение».
Данные методы и приемы позволяют развивать творческие способности, что способствует наиболее эффективно применять компетентностный подход к обучению на уроках технологии.