Урок. «Образ театрального героя. Силуэт — загадка.»

Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд»
3 класс, III четверть, урок 3
Раздел: “Художник и зрелище”
Тема урока: “Образ театрального героя. Силуэт - загадка”
Задачи урока:
познакомить с принципами работы театра теней;
учить выделять главные, характерные признаки персонажа при выполнении силуэта;
воспитывать интерес к театральному искусству.
Литературный ряд: загадки.
Зрительный ряд: силуэтные образы: колобок, заяц, лиса, кошка, петушок, мышь, карандаши для силуэтов-образов; скотч; видеоролик «Театр теней», презентация «Театр теней».
Музыкальный ряд: аудиозапись Моцарт «Ближе к мечте»
Оборудование для учащихся: картон черного цвета, ножницы, скотч, простой карандаш, ластик, трубочки для коктейля
Оборудование для учителя: картонная коробка, белая ткань, настольная лампа
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Организационный момент.
(Медитационная техника выполняется для мотивации перед интенсивной работой под музыку Моцарта)
- Вытянутые руки перед собой, локти вниз, кисти вверх. На вдох – руки в плавном полете к себе, на выдох – от себя. Сосредоточьтесь на своих ладонях, в них много силы, энергии, тепла.
Представьте себе, что ладонями вы захватываете воздух, который хотите вдохнуть. Дышите ровно.
Почувствуйте, что между руками и грудью появилось что-то теплое, в виде мягкого потока, который обтекает и вливается в вас.
Ваше тело становится бодрым, сильным, активным, а ум - светлым. Эта энергия поможет вам быть любознательными, внимательными и наблюдательными.




(следуют указаниям учителя, выполняют упражнения)

II. Вводная беседа (эмоционально-художественное вхождение в тему)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. И прежде, чем мы его начнем, я бы хотела задать вам вопрос – вы когда-нибудь бывали в театре?
- А какие театры вы знаете?

- Верно – на свете существует очень много театров и сегодня на уроке мы создадим свой собственный. А каким он будет, вы узнаете, посмотрев видеоролик на экране.
(просмотр видеоролика «Театр теней»)
- Ребята, какой же театр мы с вами сегодня создадим?
- (Слайд 1) Верно. Я предлагаю вам познакомиться с историей возникновения театра теней.
(слайд 2, учитель читает историю возникновения театра теней)
Театр теней – форма визуального искусства, зародившаяся в Азии свыше 1500 лет назад. Местом рождения театра теней считается Китай, так как именно там театр достиг самого высокого уровня по своим силуэтам и технике.
Ко второму тысячелетию, театр теней имел широкую популярность в Китае и Индии. С войсками Чингиз-хана распространился также в другие регионы Азии. Наивысшей формы в Турции достиг в XVI ст., был популярен в Османской империи. В 1767 году, из Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. В 1776 году теневой театр стал известен в Великобритании. В настоящее время театр теней наиболее распространен в Индонезии.
Сообщение темы и задач урока.
- Сегодня наш урок будет связан с графическим понятием «силуэт». (слайд 3) Силуэт – простой вид тонового рисунка, проще говоря, контурный рисунок, заполненный одним цветом. Тема нашего урока «Образ театрального героя. Силуэт - загадка». Каждый из вас создаст персонаж для теневого театра – силуэтный образ.
В конце урока мы посмотрим небольшие мини-сценки с участием вас и ваших персонажей, и будем угадывать героя и сказку.
Подготовка к восприятию нового материала
-Предлагаю отгадать для начала загадки. В загадках самые характерные признаки, по которым мы узнаем героя-отгадку. (Дети отгадывают загадки. Учитель показывает силуэт-образ отгадки и вывешивает на доску).
1. Сдобный, пышный, круглощекий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовется .
2. Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтёт,
Белого найдёт.
3 Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
4. Мягкие лапки,
А в лапках – цап-царапки.
5. Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
- Молодцы! Все справились с этим заданием.
- А теперь посмотрим на экран и познакомимся с принципами работы теневого театра. (Слайды 4-9)
- Техника театра теней. Начнем с ширмы. В качестве рамы можно использовать большую картонную коробку, с вырезанным окном или багет (рама) для картины. Натягивается на раму прозрачная калька или светлая ткань. Ширма готова!
Следующий шаг – освещение. Подойдет обычный торшер с направляемым источником света. Располагают его за ширмой так, чтобы свет падал за экран под прямым углом.
И, наконец, самое главное – куклы. Легче всего их изготовить из плотной бумаги или картона темного цвета. Карандашом или мелом наносим контур, рисуем детали. Куклы теневого театра делаются по принципу трафарета – значимые детали вырезают, оставляя на их месте отверстия нужной величины и формы. Приклеиваем с помощью скотча с обратной стороны куклы палочку. Кукла готова!
Выключаем верхний свет и включаем подсветку экрана – можем начинать представление!!!





- Да.
- Кукольный, театр юного зрителя, драматический театр и т.д.





- Театр теней.





(смотрят на экран, слушают)











































- Колобок



- Заяц, лиса

- Петушок

- Кошка




- Мышка




(смотрят)
























III. Практическая часть
Задание на практическую часть
(на слайде 10)
- Вам необходимо создать персонаж для теневого театра.
Последовательность работы:
1) Придумать героя, выделить характерные признаки, можно их даже усилить.
2) Наметить фигуру, достаточно крупно на темном картоне, расположенном вертикально. Расположение листа зависит от особенностей силуэта: высокий, стройный (вертикально) или низкий, широкий, длинный (горизонтально).
3) Прорисовать изображение простым карандашом, усиливая линию контура, силуэта.
4) Вырезать силуэт – образ
5) Прикрепить к трубочке с помощью скотча
6) По желанию показать в паре мини – сценку за ширмой со своими персонажами.
- Для работы нам необходимо взять фантазию, дружбу, взаимовыручку, веселое настроение.
изготовление силуэтов-образов
- Можете приступать к выполнению задания.
Учитель помогает, советует, подсказывает ученикам.

























Дети выполняют самостоятельную работу

IV. VII. Итог урока
а). Демонстрация работ



б). Рефлексия.
- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
- Что вы сегодня для себя нового узнали?
- Чему новому вы научились на уроке?



Ученики в парах по очереди и по желанию показывают мини-сценки со своими силуэтами – персонажами, которые изготовили самостоятельно на уроке.


V. Домашнее задание
- Дома я предлагаю вам написать сценарий собственной сказки с использованием персонажей, которые были представлены на уроке.
- Мне хочется вам пожелать:
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прикладывайтесь к родникам, -
Ничто не повторится.
Урок окончен. Всего доброго!

(записывают домашнее задание в дневник)