Рабочая программа по русскому языку.4 класс.


Пояснительная записка к рабочей программе «Русский язык»
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту составлена на основе программы по русскому языку автор Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
Программа обеспечена учебником «Русский язык» 4 класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина – М.: «Баласс», 2013.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Отличие данной программы от других заключается в том, что:
Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией, навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
Предложен путь формирования орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко - буквенным анализом.
Введено понятие «орфограмма».
Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
Усилено внимание к синтаксису и пунктуации. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения
Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
В авторскую программу внесены дополнения:
Увеличено количество часов на развитие речи, за счёт уменьшения количества часов, отводимых на изучение элементов содержания программы;
Планируются уроки развития речи с использованием краеведческого материала: составление связного текста из деформированных предложений, сочинения (описание, по материалам экскурсий), составление устного рассказа по личным наблюдениям, составление текста по картинке и опорным словам; темы уроков дополнены фрагментами, содержащими краеведческий материал, что способствует формированию у детей интереса к природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю.Принципы, лежащие в основе построения программы
Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой)
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности)
Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности
русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека,
развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 4 класс
170 ч (5 часов в неделю)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (35 )Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 )Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 )Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 или 34 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);-тся, -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Наречие. (4 ч)
Значение наречия. Употребление в речи.
Повторение. (8 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков:
закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.
Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв. (6 ч)
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после оответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Таблица требований
к умениям учащихся по русскому языку 4 класс
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»
овладение функциональной грамотностью;
развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
развитие умений и навыков понимания и анализа текстов приобретение и систематизация знаний о языке;
развитие чувства языка овладение орфографией и пунктуацией
Речевые умения Учебно–языковые умения Правописные умения
-владеть типом правильной читательской деятельности;
-читать учебно-научный текст изучающим чтением;
-писать подробное изложение доступного текста-повествования;
-писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;
-использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;
-подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи -выполнять фонетический разбор доступных слов;
-выполнять разбор по составу доступных слов;
-выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;
выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);
-видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова
-писать безударные гласные в окончаниях имен существительных 1,2,3 склонения; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
-писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения; не писать ь на конце имен существительных м.р. 2 склонения;
- писать частицу не с глаголами;
-писать буквосочетание –тся, -ться в глаголах;
-писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
-ставить запятые в предложениях с однородными членами
(без союзов, с союзами и, а, но);
-ставить запятую в сложном предложении без союзов, состоящем из двух частей;
-графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;
-находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила
Календарно-тематическое планирование предметной линии «Русский язык»
№ Тема урока
Кол-во часов В том числе
теория практика контроль
1 Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» 1 1 1 2 Контрольное списывание №1 1 1
1.Повторение
3-7 Повторение фонетики и графики. Слог и ударение. 5 1 1 8-11 Повторение орфографии. 4 1 1 12 Повторение состава слова. 1 1 1 13 Повторение частей речи 1 1 1 14 Повторение синтаксиса 1 1 1 15 Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу 1 1 1 16,17 Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль» 2 1 1
18 Контрольный диктант №1 1 1
19 Работа над ошибками. 1 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ.
2. Простое предложение. Предложение с однородными членами.
20 Отличие простого предложения от сложного. 1 1 21-25 Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с союзами. 5 1 26, 27 Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» 2 1 28, 29 Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» 2 1 30 Проверочная работа №1 1 1
31 Контрольный диктант № 2 1 1
32 Работа над ошибками 1 Сложные предложения с союзами
33-37 Отличие сложного предложения от простого. Знаки препинания в предложении с союзами. 5 38 Р/р Составление текста по плану. Свободный диктант. 1 1 1 39,40 Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» 2 1 1 41 Проверочная работа № 2 1 1
42 Контрольный диктант №3 1 1
43 Работа над ошибками 1 4. Предложения с прямой речью
44 Понятие о прямой речи. 1 1 45-47 Знаки препинания в предложении с прямой речью. 3 1 48 Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». 1 1 1 49 Запись цитаты. 1 1 50,51 Знаки препинания в предложениях разных видов. 2 1 52,53 Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». 2 1 1 54 Контрольный диктант №4 1 1
55 Работа над ошибками. 1 СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Имя существительное.
5. Что мы знаем об имени существительном.
56 Признаки имени существительного. 1 1 57 Роль существительного в речи. 1 1 58 Р/р Сочинение – миниатюра «Вид из окна» 1 1 1 59 Закрепление. Многозначные слова, синонимы, омонимы. 1 1 6. Изменение существительных по падежам.
60-61 Словоизменение имени существительного. 2 1 62 Изменение по падежам во множественном и
единственном числе. 1 1 63-68 Знакомство с падежами. (21.11.2014)6 1 69,70 Обобщение. Составление устного рассказа о падежах. 2 1 71 Проверочная работа №3 1 1
7. Три склонения имен существительных.
72-75 Знакомство со склонениями. Определение склонения у существительных. Морфологический разбор. 4 1 76 Несклоняемые имена существительные. 1 1 77 Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» 1 1 1 8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.
78 -82 Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 5 1 83 Проверочная работа №4 1 1
84 Контрольный диктант №5 1 1
85 Работа над ошибками 1 1 9. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
86 Правило правописания безударных окончаний имен существительных. 1 1 87-91 Развитие умения применять орфограмму. 5 1 92,93 Р/р Обучающее изложение «Первая газета» 2 1 1 94,95 Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка» 2 1 1 96 Проверочная работа №5. Контрольный словарный диктант. 1 1
97 Контрольный диктант №6 1 1
98 Работа над ошибками 1 Имя прилагательное.
10. Что мы знаем об имени прилагательном
99 Роль прилагательных в речи. Два типа текстов. 1 1 100 Роль прилагательных-антонимов в речи. 1 1 101 Морфологический разбор. 1 1 11. Словоизменение имен прилагательных.
102,103 Изменение прилагательных по падежам. 2 1 104 Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово. 1 1 12. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
105-108 Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. 4 1 109 Свободный диктант. 1 1 1 110,111 Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие». 2 1 1 112 Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» 1 1 1 113 Проверочная работа №6. 1 1
114 Контрольный диктант №7. 1 1
115 Контрольный словарный диктант. 1 1
116 Работа над ошибками. 1 1 ГЛАГОЛ
13. Что мы знаем о глаголе
117,118 Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей не. 2 1 119-122 Грамматические признаки глагола. Морфологический разбор. 4 1 14. Словоизменение глаголов.
123,124 Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения. 2 1 125 Определение спряжения глагола по ударному окончанию. 1 1 15. Правописание безударных личных окончаний глаголов. 126-128 Определение спряжения глагола по безударному окончанию. 3 1 129 Глаголы – исключения. 1 1 130-133 Закрепление. 4 1 134 Разбор глагола как часть речи. 1 1 135 Р/р Обучающее сочинение по картинкам 1 1 1 136 Контрольный диктант №8 1 1
137 Знакомство с возвратной формой глагола. 1 1 138-141 Мягкий знак после шипящих в глаголах
2-го лица ед. числа. 4 1 142-144 Закрепление. 3 1 145,146 Р/р Обучающее изложение «Первые школы» 2 1 1 147 Контрольное списывание № 2
Работа над ошибками. 1 1
16. Разбор глагола по составу.
148-151 Знакомство с алгоритмом разбора. Безударная гласная в окончаниях глагола. 4 1 152 Р/р Обучающее сочинение 1 1 1 153,154 Работа над ошибками. Закрепление. 2 1 155 Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» 1 1 1 156 Повторение по теме «Глагол» Контрольный словарный диктант. 1 1 1
157 Проверочная работа №7 1 1
158,159 Обобщение по теме. 2 1 160 Контрольный диктант №9 1 1
161 Работа над ошибками 1 1 17. Повторение
162-164 Повторение разделов «Слово», «Предложение», «Текст» 3 1 165 Р/р Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово» 1 1 1 166,167 Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» 2 1
168 Итоговая контрольная работа 1 1
169 Итоговый контрольный диктант. 1 1
170 Работа над ошибками. Итоговый урок. 1 1 Количество уроков I четверть II четверть III четверть IV четверть
Плановые контрольные работы 7 2 6 7
Изложение 2 1
2 2
Сочинение 2 3 2 4
I - четверть II- четверть III- четверть IV- четверть
45 уроков 37 уроков 50 уроков 38 уроков
ИТОГО: 170 уроков за год
Перечень компонентов учебно-методического обеспечения,
по реализации рабочей программы
Литература для учителя:
Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2012
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. Пособия виде карточек к учебнику «Русский язык» - М.: Баласс, 2012
Литература для учащихся:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2013
Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс – М.: Баласс, 2013
Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса/Серия «Свободный ум» - М.: Баласс, 2013