Урок по теме Кипение. Конденсация. Удельная теплота парообразования


Технологическая карта урока
Предмет: физика
Класс: 8 класс
Уровень образования: общеобразовательный, базовый
Тема: Кипение. Удельная теплота парообразования Конденсация
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма проведения урока: урок-исследование
Автор УМК ПерышкинУчитель: Мелентьева Т.Г.
Цель: изучить явление кипения, конденсация; познакомиться с новой физической величиной- удельной теплотой парообразования; объяснить процесс кипения и конденсации с молекулярной точки зрения; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью; продолжить формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов; совершенствовать навыки групповой работы.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно, планирование, оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы
Личностные УУД: смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: испарение,кипение,конденсацияМежпредметные связи: литература, история,географияРесурсы
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.
компьютер, проектор, Интернет
Учебный диск «Библиотека наглядных пособий 7-11 класс» под редакцией Н.К.Ханнанова. Марон А.Е., Марон Е.А. «Сборник качественных задач по физике 7-9», М.: Просвещение, 2006Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ З.В. Александрова и др., - М.: Издательство «Глобус», 2010. – 313 с.
Технолгоическая карта урока

п/пЭтапы урока Содержание учебного материала. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УДД
1 Организационный Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к занятию. Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника, задачника, технических средств). Коммуникативные:умение слушать учителя;
Регулятивные: умение настраиваться на занятие
2 Проверка домашнего задания Мотивация изучения нового материала Учитель: -Какой раздел мы изучаем?
-Назвать фазовые переходы и чем они сопровождаются? – Что называется испарением и от чего зависит скорость испарения? Учитель:  Подышите на стеклышко,зеркало.Что вы наблюдаете?
Как и почему меняется картина на стеклышке? Как называется происходящие явления?
Назовите второй способ парообразования? (слайд 1)
-Какова тема урока? (слайд 2) Отвечают на вопросы.
Анализируют рисунки, делают вывод, сообщают тему урока Регулятивные определение темы урока
Личностные: смыслообразованиеКоммуникативные:умение выражать свои мысли
3 Постановка целей и условий их достижений Учитель: - Исходя из темы урока, какую цель мы перед собой поставим? – Какие задачи необходимо решить? (слайд 3) Формулируют цели и задачи урока Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование целей и задач; умение обобщать, делать выводы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.4 Изучение нового материала
Класс разбивается на группы и выполняет задания;
1 группа-кипение (определение, объяснение с молекулярной точки зрения, условия протекания процесса) (Слайд 4)
2 группа – конденсация (определение, объяснение с молекулярной точки зрения, условия протекания процесса) (слайд 5)
3 группа – удельная теплота парообразования(обозначение, единица измерения, таблица(анализ, сравнение) (слайд 6)
4 группа – построение и анализ графика нагревания и кипения, графика конденсации и охлаждения жидкости (слайд 7)
5 группа - решение задач качественных (слайд 8)
6 группа – решение расчетных задач (слайд 9)
7 группа – зависимость температуры кипения от давления (примеры),примеры кипения и конденсации в природе, технике и жизнедеятельности человека (слайд10)
Учитель создает благоприятную обстановку для решения поставленных задач
Работают в группах, самостоятельно изучают учебник, дополнительнуюлитературу, интернет ресурсы
Анализируют, делают выводы, решают задачи, защищают свои работы
Познавательные : установление причинно-следственных связей, анализ истинности утверждений,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; оценка р установление
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способов взаимодействия с учителем и с одноклассниками
5 Закрепление изученного материала Беседа с учащимися по определению итоговых знаний
Вопрос№ 1
Снежная королева (сказка Х.К.Андерсена). «Герда начала читать Отче наш; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман».Вопрос: Объясните это явление с точки зрения взаимного превращения жидкостей и газов.Вопрос №2Пастушок - малый росток (Итальянская сказка). «Сидел там на берегу человек и собирал в мешочек вечерний туман. Пастушок и у него спросил про прекрасную принцессу. Незнакомец тоже ничего о ней не знал, но подарил юноше пригоршню густого тумана».Вопрос: Как образуется вечерний туман?Вопрос№ 3: В котельной перестали топить. Вода в отопительной батарее, стоящей в холодном коридоре, замерзла. Слесарь паяльной лампой отогрел батарею, и из нее потекла вода. Когда лопнула батарея: при замерзании воды или нагревании ее лампой. Ответ поясните.
Самостоятельно определяют итоги урока, определяют свои результаты, обсуждают свою работу Личностные : смыслообразованиеРегулятивные: контроль, коррекция и оценка промежуточного результата с целью обнаружения отклонений в усвоенном материале и осознание качества усвоения
Познавательные:
установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами выбора правильного ответа.
6 Контроль Решение качественных и расчетных задач Лукашик. Сборник задач Самостоятельно решают задачи Регулятивные: оценка своей работыЛичностные: самоопределение
7 Рефлексия Беседа. Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, в целях повышения эффективности учебной деятельности
Осмысливают свою деятельность на уроке, проводят самооценку своего образования 8 Домашнее задание