Технологическая карта урока физики Испарение и конденсация
Технологическая карта урока физики 8 класс
Тема урока: Испарение и конденсация.
Тип урока: урок-лекция с элементами исследования.
Цель урока: создать условия для знакомства с процессами перехода из жидкого состояния в газообразное состояние (прямого и обратного).
Задачи урока:
а) дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; выяснить зависимость скорости испарения от внешних факторов: температуры окружающей среды, наличия ветра и внутренних свойств вещества; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы. (предметный результат).
б) развивать интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли) и коммуникативные способности, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов географии, биологии, литературы.
(метапредметный результат).
в) воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе, способствовать формированию эстетического вкуса
(личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки-задания, вата, стеклянные пластины- 8 шт., пипетка, сосуды с маслом, водой, спиртом, электрическая лампа, бумажный веер, лепестки ромашки с вопросами.УМК: А.В. Пёрышкин Физика 8 класс, учебник. Дрофа. Москва 2013г. А. Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы Физика 8. Дрофа 2013г.
Дидактическая структура урока Время Деятельность учителя Деятельность учеников Задания учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент
6 мин Направление хода мыслей учащихся по формулировке темы урока и формированию цели. Постановка проблемного вопроса. Погружение в тему.
Попробуйте отгадать название стихотворения английского поэта Перси Шелли.
“Я землёй рождено, я водой вспоено,Взращено средь небесной равнины,Отдыхаю в горах, исчезаю в морях,Я меняюсь, но нет мне кончины”
(Облако)
Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимания смысла физических законов раскрывающих связь изученных явлений, умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, выполнять эксперимент. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание
Регулятивные: осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения
Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать
Изучение нового материала 14 мин
Контролирующая и направляющая Поисково-исследовательская.
Выполнение эксперимента Эксперимент 1: смочите ватку спиртом и протрите ладошку. Что ощущаем? (холод)
Работа в группах: ребята получают карточки с экспериментальным заданием
Цель работы в группах: определить факторы от которых зависит скорость испарения
1 группа: зависимость от рода жидкости
2 группа: от площади свободной поверхности
3 группа: от температуры жидкости
4 группа: от наличия или отсутствия ветра
Экспериментальное задание 1
Оборудование: стеклянные пластинки(1-2 шт). сосуды с жидкостями: масло, вода, спирт. Ход работы: на две чистые пластины нанесите при помощи ватки пятна в следующей последовательности: масло, вода, спирт.
Наблюдая за процессом испарения данных веществ, сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости
Научиться работать с лабораторным оборудованием.
Регулятивные:
прогнозирование результатов.
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Изучение нового материала 14 мин
Контролирующая и направляющая Поисково-исследовательская.
Выполнение эксперимента Экспериментальное задание 2
Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, электрическая лампа
Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, одну из пластин поместите под электрической лампой
Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры
Экспериментальное задание 3
Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, бумажный веер
Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле. Обмахивайте веером одну из пластин.
Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра
Научиться работать с лабораторным оборудованием.
Регулятивные:
прогнозирование результатов.
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Изучение нового материала 14 мин
Контролирующая и направляющая
Поисково-исследовательская.
Выполнение эксперимента Экспериментальное задание 4
Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд со спиртом, эл. лампа
Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта, вращая одну из стеклянных пластин в слегка наклонённом положении, распределите каплю спирта на максимальной площади. Обе пластины поместите под электрическую лампу. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади свободной поверхности
Учащиеся записывают определение и выводы в тетрадь. Научиться работать с лабораторным оборудованием.
Уметь давать
Определение: явление превращения жидкости в пар называется парообразованием
Определение:
явление перехода пара в жидкость называется конденсацией
Регулятивные:
прогнозирование результатов.
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Закрепление нового материала 7 мин Учитель задаёт вопросы. Направляет ответы учащихся
Аналитическая. Отвечают на заданные вопросы 1.Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу. Это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
2. Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните почему?
3. Почему для определения направления ветра жители степей окунают руку в воду и поднимают вверх?
4. Почему большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания?
5. Почему температура воды в открытых водоёмах в летнюю пору почти всегда ниже температуры окружающего воздуха?
6. Зачем покрывают попоной вспотевшую лошадь после длительных скачек зимой?
7. Почему в холодную погоду виден выдыхаемый нами пар?
8. Почему роса обильнее после жаркого дня?
9. Почему бельё сохнет медленно, если оно сложено в кучу?
10. Почему наши бабушки предпочитали пить чай из блюдца? Сформировать представление о процессах испарения и конденсации.
Показать от чего зависит скорость испарения жидкости.
Объяснить, что при испарении жидкости происходит поглощение энергии, а при конденсации пара – её выделение.
Познавательные:
умение структурировать знания, умение преобразовывать модели с целью выявления общих законов, построение логической цепи рассуждения
Контроль знаний 10 мин Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. Задачи обдумывают и обсуждают в парах Задания из дидактических материалов А.Е. Марон.
ТЗ – 7, № 5, 6, 10, 12. Сформировать умение решать качественные задачи по данной теме Личностные: умение понимать личную ответственность за результат.
Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности, и не боятся сделать ошибку.
Познавательные: умение применять знания в новой ситуации
Домашнее задание 2 мин Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник 1) Обязательный уровень: § 16,17, упр.13 (устно)
2) Подготовить доклады:
«Роль испарения в жизни животных и растений» и
«Роль испарения в жизни человека» (по желанию)
Коммуникативные:
умение слушать учителя.
Познавательные:
выделение существенной информации из слов учителя
Рефлексия 1 мин Учитель предлагает оценить своё отношение к уроку, выражая смайликами. Оценка изученного материала по собственному усвоению и пользе Выбор своего отношения к уроку и изученному материалу Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение
Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования