урок физики в 8 классе по теме Электрические явления


Урок-конкурс в 8-м классе по теме: "Электрические явления"
Задачи урока: научить работать в коллективе,
показать свои знания и умения при объяснении эксперимента,
реализовать творческие способности.
Ход урока
Сегодня у нас урок повторения темы “Электрические явления”. Каждый из нас немного углубит свои знания и покажет то, что он уже знает и умеет по этой теме. Сначала мы просмотрим кинофильм “Чудесная сила” (5 минут).
– Итак, электрическую энергию можно превращать во многие виды энергии: механическую, тепловую, световую, и т.д. Для этого человек создал специальные устройства: электродвигатель, электрическую печь, электрическую лампочку и т.п.
1 кВт·час электроэнергии позволяет выпечь 36 кг хлеба, добыть 30 кг нефти, 15 кг железной руды или 40 кг угля, изготовить 2 пары резиновой обуви и т.д.
Но на сегодняшний день многие колхозы, совхозы и другие организации задолжали миллионы рублей за электроэнергию. Наш колхоз (будем называть по привычке) должен государству 879000 рублей – это значит, что надо сдать 88 откормленных быков в мясокомбинат или вырастить 40 гектаров сахарной свеклы и сдать около 1100 мешков сахара.
Прошу вас не включать без необходимости электроприборы!
А теперь я предлагаю классу разделиться на 2 команды и поработать. Какая же из команд “Электрон” или “Протон” разбирается больше в электричестве, и кто главный эрудит в нашем классе по теме “Электрические явления”. Результаты своей работы вы сразу увидите на доске по каждому конкурсу. (На доске в готовую таблицу члены жюри записывают фамилии членов команд).
Команды Ф.И. участника Дальше, дальше..Экспер. тур Задачи Схемы Ты мне, я тебе Эл. нагр. приборы Загадки
“Электрон” 1.2.…              
“Протон” 1.2.…              
I задание – “Дальше, дальше…”
Я задаю команде вопросы, отвечают те, кто знает. Вопросы задаются в течении 2 минут. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Если не знают ответа, говорят “дальше, дальше…”, задаю новый вопрос. (см. вопросы к I заданию).
II задание – экспериментальное.
Составить электрическую цепь последовательного (“Электрон”) и параллельного (“Протон”) соединений 2-х лампочек, чтобы они горели – собирают цепь по одному ученику из команд.
Чертят на доске схему своей цепи (два ученика).
Начертить дополнительно к схемам приборы для измерения силы тока и напряжения и измерить.
Что будет с другой лампочкой, если одну из них выкрутить?
Привести пример параллельного (“Протон” – розетки дома) и последовательного (“Электрон” – гирлянда) соединений в быту.
Командам составить свою “живую электрическую цепь” (взявшись за руки).
III задание – по 4 карточки – задачи.
Карточки со схемами решают на доске, решения расчетных задач отдают членам жюри. Работают под тихую музыку.
IV задание – найти ошибки в схемах, вывешенных на доске (по 2 схемы).
V задание – “Ты мне, я тебе…”
Какие сопротивления можно получить из четырех сопротивлений по 2 Ом, соединяя их разными способами. “Электрон” чертит схему, “Протон” считает, “Протон” чертит схему, “Электрон” считает. Несколько примеров (по времени) на доске. То, что осталось на листочках, в черновиках сдают жюри для проверки.
VI задание.
На обратной стороне доски члены команд пишут электронагревательные приборы – каждая команда свой список. Чей список длиннее?
VII задание – разгадать загадки.
По очереди соперникам задаю загадки. Оценивать по 1 баллу каждый правильный ответ.
Жюри подводит итог.
В это время я обобщаю урок.
Многое, о чем мечтали люди с древних времен, писали, рассказывали друг другу в сказках, сегодня стало былью, благодаря ученым-физикам, инженерам, техникам. И работа многих из этих приборов возможна благодаря электрическому току. Например:
чудо-зеркальце – телевизор;
перо Жар-птицы – прожектор;
золотой петушок – радиолокатор;
белка умница, считает орехи – ЭВМ;
конек-горбунок – космическая ракета;
ковер-самолет – воздушный лайнер и т.д.
Итак, жюри, сообщите итог нашей работы…
Спасибо всем!
Об электрическом токе мы продолжим в 10-м и 11-м классах.
Тем кто наберет не меньше 5 баллов, ставлю оценку “отлично”, кто 4 балла – “хорошо”.
Вопросы к заданию I.
Вопросы для первой команды:
Заряженная частица, имеющая наименьший заряд. (Электрон)
Кто экспериментально доказал существование электрона. (Иоффе и Милликен)
Строение атома лития .(3 электрона, 3 протона, 4 нейтрона)
Количество теплоты, выделяемое проводником с током. (Закон Джоуля-Ленца: Q=I2Rt)Каким зарядом обладает тело, с которого ушли несколько электронов? (Положительным)
Чертежи, на которых изображены соединения электрических приборов. (Электрическая схема)
Каким прибором измеряют силу тока? (Амперметром)
Какое напряжение в бытовой сети? (220 В)
От каких величин зависит сопротивление проводника? (От материала проводника, от длины и площади поперечного сечения)
Прибор, который применяется для регулирования силы тока. (Реостат)
Какая величина одинакова при последовательном соединении? (Сила тока)
Каким прибором измеряют работу электрического тока? (Счетчик)
Основная часть лампы накапливания? (Спираль)
Причина сильного увеличения силы тока в цепи. (Короткое замыкание)
Какая связь между общим напряжением и напряжениями в отдельных участках при последовательном соединении? (U= U1 + U2 +…)
Вопросы для второй команды:
Что означает слово “электричество”? (Электрон – янтарь)
Прибор для измерения заряда. (Электрометр)
Какие действия оказывает электрический ток? (Тепловое, магнитное, химическое)
Какой закон устанавливает связь между силой тока и напряжением? (Закон Ома: I=U/R)
Направленное движение заряженных частиц. (Электрический ток)
Работу по разделению зарядов выполняет... (Источник тока)
Направление электрического тока принято... (от “+” к “-”)
Какая величина силы тока опасна для человека? (Более 100 мА)
Работа тока по перемещению заряда. (Напряжение)
Какая величина характеризует проводимость проводника? (Сопротивление)
Какая величина одинакова при параллельном соединении? (Напряжение)
Что измеряют ваттметром? (Мощность)
Чтобы избежать пожаров в электрическую сеть устанавливают… (Предохранители)
Чему равна сила тока в цепи при параллельном соединении? (Сумме токов отдельных ветвей)
Как называется универсальный прибор для измерения силы тока, напряжения и сопротивления. (АВОметр - тестер)
Задачи, используемые на карточках (III задание).
Для первой команды:
В какую сторону нужно передвинуть ползунок реостата, чтобы увеличить яркость лампочки.
Как нужно выполнить проводку, чтобы одним звонком можно было воспользоваться из двух мест?
Электрическая лампа мощностью 100 Вт рассчитана на напряжение 110 В. Какое добавочное сопротивление и как надо присоединить к этой лампе, чтобы можно было подключить ее к сети напряжением 220 В.
Какое количество теплоты выделяется за 20 минут в электрическом чайнике сопротивлением 100 Ом, включенном в сеть напряжением 220 В.
Для второй команды:
Показание амперметра равно 2 А, показание вольтметра – 6 В. Какова сила тока в резисторе R?
Начертите схему включения в осветительную сеть с напряжением 220 В трех ламп, из которых одна требует для нормального накала 220 В, а другие две одинаковые – по 110 В каждая.
Как можно осветить елку 6-вольтовыми лампами, если напряжение в сети 127 В? Начертите схему включения.
Плавкий предохранитель рассчитан на силу тока 6 А. Можно ли при наличии такого предохранителя включить в сеть напряжением 220 В потребитель мощностью 2,4 кВт?
Схемы к IV заданию.
Для первой команды: Для второй команды:


Электронагревательные приборы (VI задание):
“Электрон”
Утюг
Фен
Плитка
Лампочка
Кипятильник
Паяльник
Микроволновая печь “Протон”
Электропечь
Плитка
Лампа накаливания
ТенЭлектробигудиЗагадки (VII задание):
К далеким селам, городамКто идет по проводам.Светлое величествоЭто – (электричество).
Два соседних колесаСобирают голоса,Друг от друга тянут самиПоясочки с голосами. (Магнитофон)
Как солнце горит,Быстрее ветра летит,Дорога в воздухе лежит,По силе себе равных не знает. (Молния)
Горит ясно, если знаешь правила, то безопасно. (Электричество)
Без ног бежит, без огня горит. (Электричество)
Вострушка – вертушка уперлась в винт ногой,потерял болтун покой. (Отвертка)
Итог урока. Домашнее задание.