Обобщающий урок по физике на тему Электрические явления (8 класс)
Обобщающий урок по теме: Электрические явления.
Образовательные цели урока:
Формирование интереса и познавательной мотивации при обучении физики;
Развитие навыков теоретического мышления;
Развитие коммуникативных способностей;
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Электрические явления”
Основные задачи:
Расширение и углубление знаний по физике
Развитие умения моделировать и творчески мыслить
Развитие коммуникативных навыков общения и индивидуальных свойств личности учащихся.
Продолжать развивать навыки решения расчетных и качественных задач.
Воспитывать позитивное отношение к интеллектуальным достижениям одноклассников.
Оборудование:
компьютер;
мульти- видеопроектор;
презентация
Тип урока: обобщение и систематизация учебного материала.
Ход урока
1. Организационный момент урока
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы повторим и обобщим тему “Электрические явления”, подготовимся к контрольной работе
2. Повторение материала с использованием презентации
Вопросы:
Что такое электрический ток?
Назовите условия существования тока? (слайд 2)
Что такое сила тока?
Обозначение, единицы измерения, формула для расчёта силы тока?
Прибор для измерения силы тока и способ его подключения? (слайд 3)
Что такое напряжение?
Обозначение, единицы измерения, формула для расчёта напряжения?
Прибор для измерения напряжения и способ его подключения? (слайд 4)
Что такое сопротивление?
Обозначение, единицы измерения?
От чего зависит сопротивление проводника?
От каких величин не зависит?
Каким прибором можно регулировать силу тока? (слайд 5)
Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
Сформулируйте закон Джоуля-Ленца. (слайд 6)
Продолжим повторение. Воспользуемся методом незаконченного предложения.
Задание 1 (5-6 мин) закончить предложения и вставить пропущенные слова По истечении времени правильные ответы будут спроектированы на экран. (приложение 1)Продолжить предложение…….
Вариант 1
1. Единица электрического сопротивления …………….
2. Формула закона Ома для участка цепи…………….
3. Мощность равна отношению работы ко …………….
4. Закон о тепловом действии тока принадлежит…………….
5. Как найти общее сопротивление проводников, соединённых параллельно?. …………….
6. Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и …………….
7. Электрическое напряжение измеряют… который включается в цепь…………….
8. Формула работы электрического тока…………….
9. Силу тока измеряют …………….
10. При параллельном соединении сила тока в неразветвленной части цепи равна…………….
11. Отрицательный ион-это атом……..
Вариант 2
1. Электрическое напряжение измеряется…………….
2. Амперметр включается в цепь…………….
3. Положительный ион - это атом…………….
4. Единица силы тока…………….
5. Формула сопротивления проводника…………….
6. Одноимённые заряды…………….
7. В ядре атома находятся…………….
8. Мощность электрического тока измеряется…………….
9. Формула закона Джоуля-Ленца…………….
10. Честь открытия закона о тепловом действии тока принадлежит…………….
11. Электрическим током называется …………….
Учащиеся меняются листочками и проверяют задание друг у друга (в парах).
Ответы выводятся на экран (слайд 7)
Оценки:
“5” – 10-11 правильных ответов,
“4” – 8-9 правильных ответов,
“3” – 5-7 правильных ответа,
“2” – 4 или меньше правильных ответа. (слайд 8)
Графические задачи (слайд 9)
Вопросы:
Рассчитайте электрическое сопротивление проводников 1 и 2.
Сопротивление какого проводника больше 3 или 4?
Составь формулу (слайд 10)
В рамочке перечислены несколько физических обозначений, необходимо составить формулы. После выполнения задания ответы выводятся на экран. (проверка в парах)
Найди соответствие (слайд 11)
Соедини стрелками каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием.
Соединение проводников (слайд 12)
Повторение законов последовательного и параллельного соединения проводников.
Найди ошибку (слайд 13, 14,15,16)
1.
2.
3.
4.
Решите устно (слайд 17,18,19,20)
1.
2
3.
4.
5. Как изменятся показания амперметра, если ключ из положения 1 перевести в положение 2? (слайд 21)
6. Как изменится показания амперметра после замыкания ключа? (слайд 22)
“Если умеешь решать задачи по физике, значит знаешь физику”.Проверим это!
№ I U R t Q
1 50 мА1,2 кВ ? 2 0,4 А? 20 Ом 3 5 А? ? 30 мин 1080 Дж
Проверь себя!
1.Дано СИ Решение
U = 1,2кВ 1200 В I= U\R
I= 50 мА 0,05 А R=U\I
R-?
R=1200 В\0,05 А= 24000 Ом
Ответ: 24 кОм
2. Дано Решение
R=20 Ом I=U\R
I=0,4 А U=I*R
U-? U=20 Ом*0,4А=8 В
Ответ: 8В
3. Дано СИ Решение
I=5А Q = I2 Rtt= 30 мин 1800 c R = Q/I2t
Q = 1800 кДж 1800000Дж U = I*R
R-? U-?
R=1080000 Дж\5А*1800с=24Ом
U=5А*24Ом=120В
Ответ:24Ом, 120В.
МОЛНИЯПричудливое поведение молнии бывает неожиданно и непонятно. Молния может убить человека, не коснувшись его одежды, может раздеть человека догола, не причинив ему вреда и уничтожив его одежду. Бывает, что молния сжигает только белье, верхнее же платье остается нетронутым. Имеет значение не столько высота дерева, сколько строение корневой системы, состав почв. Наиболее часто поражаются молнией деревья, имеющие развитую и глубокую корне вую систему, т. е. представляющие относительно меньшее сопротивление. Кроме того, молния предпочитает, лучшие проводники, т. е. деревья, больше пропитанные влагой.
Молния обычно проскакивает там, где имеется скопление проводящих частиц. Однажды молния ударила в низкую трубу, находящуюся вблизи высокой трубы. Это случилось потому, что низкая труба дымила, а дым - хороший проводник электричества. Молния может попасть в летящий самолет, выпускающий выхлопные газы вблизи грозового облака Поражение молнией земной поверхности зависит от проводимости слоев почвы, от ее состава и влажности. Например, молния чаще ударяет в глину, чем в песок, так как у глины проводимость выше. Часто ударяет молния в ущелья и овраги, потому что на дне их скапливается влага, а иногда протекают ручьи.
Найди правильные формулы
A=Uq I=u/R N =AtA =NtQ=I2 RtI =g/tq =PmF =AtF =maF =m/g
F1 F2 = l1 l 2H =Iu« Безопасность человека».
Учитель: В жизни имеем дело с множеством электрических приборов.
Каждый, встречающийся с электрическими установками должен ясно представлять опасность, связанную с электрическим током, неуклонно выполнять требования правил безопасности труда и поражения током, уметь оказывать пострадавшему помощь.
Какая сила тока считается безопасной для человека? (около 1 мА)
Какая сила тока приводит к серьезным поражениям? (10 мА)
Какая сила тока опасна для человека? (более 100 мА)
Высокое напряжение опасно для жизни.
Какое напряжение считается безопасным в сыром помещении? (до 12 В),
И какое напряжение считается безопасным в сухом помещении в сухом помещении? (до 36 В) .Выдели в ответе букву
Вопрос Ответ № буквы ответа
Прибор для измерения напряжения
О 2 буква____
Единица измерения мощности
Т 3 буква_____
Единица измерения мощностииЛ 3 буква____
Металл, используемый в аккумуляторах
И 3 буква_____
Устройство для размыкания и замыкания цепи
Ч 4 буква_____
Величина, характеризующая способность тела совершать работу
Н 2 буква_____
Единица измерения мощности
О 3 буква_____
Задание “Реши задачи” (слайд 23,24), карточки (приложение 2)Вариант 1
Определите силу тока в проводнике, если через его сечение за время 2,5 мин прошел заряд 420 Кл
Напряжение на концах проводника 0,2 кВ, а сила тока в нем 10 А. Каково сопротивление проводника?
Чему равна площадь поперечного сечения манганиновой проволоки длиной 6 м, если при напряжении на ее концах 1,5 В сила тока в ней составляет 400 мА? Удельное сопротивление манганина 0,43 Ом мм2/м.
Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.
Нарисовать схему соединения резисторов R1 = 2 Ом, R2=4 Ом, R3=6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.
Вариант 2
Какой заряд был перенесен по проводнику за время 22 мин при силе тока 800 мА?
Напряжение на концах проводника 0,15 кВ, сопротивление проводника равно 0,2 кОм. Определите силу тока в проводнике.
Чему равна длина железной проволоки с площадью поперечного сечения 0,6 мм2, если при напряжении на концах проволоки 12 В сила тока составляет в ней 2,5 А? Удельное сопротивление железа 0,1 Ом мм2/м.
Электрическая плитка при силе тока 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление плитки.
Нарисовать схему соединения резисторов R1 = 2 Ом, R2=4 Ом, R3=6 Ом, в которой общее сопротивление цепи равно 3 Ом.
Рефлексия. Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Подведём итог урока, закончив его фразой:
Знание законов электричества даёт мне… (пусть каждый из вас продолжит фразу самостоятельно).
(Ученики продолжают фразу на листочках и прикрепляют листок к магнитной доске. Учитель зачитывает несколько фраз и благодарит учащихся за работу на уроке.)
Итог урока.
Царство науки не знает предела-
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – физике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры!