Конспект занятия кружка по математика Занимательная математика
Сценарий открытого занятия кружка по математике для 4 класса
Цель: Повышение интереса к изучению школьного курса математики.
Развитие личностных качеств учащихся. Сотрудничество учителя и ученика.
Занятие подготовлено учащимися 6 класса кружка «Занимательная математика»
Сценка «Трудная задача»
На сцену выходят две девочки- Катя и Люда
Катя (пританцовывая):
Я танцую руки в боки,
Приготовила уроки,
Тра-ля-ля, тра-ля-ля.
Люда( за сценой): А задачу ты разве решила?
Катя: Задачу я уже читала, задача очень легкая, и я сейчас ее решу.
Люда: Скорей решай, а потом будешь отплясовать.
Катя садиться за стол, берет ручку, задачник, начинает читать задачу. Пишет, смотрит, снова пишет, и чем дальше ее движение становится быстрее. В конце концов девочка опускает голову на стол и громко плачет. Входит Люда.
Люда: Катя, что случилось? Что с тобой?
Катя: ( всхлипывая): Задача не выходит.
Люда: Как не выходит? Трудная она, что ли? Не знаешь как ее делать?
Катя: Нет, знаю, да не выходит.
Люда: Как же так? Знаешь, как делать, а не выходит? Если не выходит, значит, делаешь неверно. Ну показывай, что за задача такая? Читай условие.
Катя: ( читает): За 8 метров заплатили 40 рублей, то за 1 метр заплатили в 8 раз меньше. Я делила 40 на 8.
Люда: Верно, верно! Как же не выходит? Должно выйти. Сколько ты получила
Катя: 41
Люда: Что? 41! Ха-ха-ха. Ну и разделила, нечего сказать! А ну-ка, дели снова.
Катя: 40 делим на 8, получаем 4.Четырежда 8-32. Из сорока вычтем 32, будет 8. 8 разделим на 8, получим 1. Один метр будет стоить 41 рубль!
Все эти вычисления Катя показывает на доске
Люда: Да ты сама пойми, 8 м шелка стоят 40 рублей, а 1 м- 41 рубль. Разве это может быть?
Катя: Этого-то я и не понимаю. Объясни мне, Люда!
Люда: Как проверить деление?
Катя: Умножением. Нужно делитель умножить на частное.
Люда: Вот и умножай
Катя: ( начинает умножать на доске) 8 умножить на 1, будет8. Четырежды 8-32. *на2- равно 10, 0 пишем, а 1 в уме. 3 да1- равно 4, всего 40. Верно.
41
Ч 8
8
32
40
Люда: Интересно! Ведь цифры ты получила верные!
Катя: Ну вот, верные! В ответе 5, а у меня 41! Как же это- верные?
Люда: А вот после того, как ты получишь 4 и 1, сложи их, и у тебя получится 5! Если непонятно, тебе ребята объяснят ( показывает в зрительный зал). А мне некогда : надо уроки готовить
Катя: Ребята, объясните, почему можно 4 и 1 сложить? ( Ребята указывают ей ошибки в делении и умножении
Катя и Люда предлагают учащимся выполнить тест.
Тест Математика 4 класс.
В каком из этих чисел отсутствуют сотни числа:
А. 542543;
Б. 243000;
В. 3456;
Г. 32890.
Расположи в порядке убывания: 10385, 1335, 13803, 10853, 8003.
А. 10385, 1335, 13803, 8003, 10853;
Б. 13803, 10853, 10385, 1335, 8003;
В. 13803, 10853, 10385, 8003, 1335;
Г. 1335, 8003, 10835, 10385, 13803.
Какое число состоит из 1 ед. пятого разряда, 2 ед. четверного разряда, 3 ед. третьего разряда, 6 ед. первого разряда?
А. 10236;
Б. 12306;
В. 123006;
Г. 60321.
Выбери такую запись примера, которая соответствует задаче:
Разность числа 40 и разность чисел 16 и 8 умножить на произведение числа 12 и суммы чисел 6 и 3
А. (40 : 16 – 8) (12 6 + 3);
Б. (40 : 16 – 8) 12 (6 + 3);
В. (40 – (16 – 8) (12 (6 + 3));
Г. 40 : (16 – 8) 12 (6 + 3).
Самая крупная единица измерения времени:
А. час;
Б. секунда;
В. год;
Г. век.
В каком ряду единицы измерения расположены в порядке возрастания?
А. грамм, килограмм, центнер, тонна;
Б. тонна, центнер, килограмм, грамм;
В. центнер, грамм, тонна, килограмм;
Г. килограмм, тонна, грамм, центнер.
Какое из утверждений верное?
А. ј часа – 12 минут;
Б. Ѕ суток – 12 часов;
В. 1/12 года – 3 месяца;
Г. Ѕ месяца – неделя.
Чтобы найти скорость движения, нужно расстояние . на время.
А. увеличить;
Б. уменьшить;
В. умножить;
Г. разделить.
Периметр прямоугольника равен 22 см. Его длина 7 см. Найдите ширину прямоугольника.
А. 15 см;
Б. 8 см;
В. 4 см;
Г. 29 см.
Найди ответ к примеру: 7009 4:
А. 2836;
Б. 280036;
В. 28036;
Г. 28360
·0.
Отметьте правильный ответ к задаче:
Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины. Скорость первой – 60 км/ч, скорость второй – 80 км/ч. Через сколько часов машины встретятся, если расстояние между городами 280 км?
А. 1 час;
Б. 2 часа;
В. 3 часа;
Г. 45 мин.
Перед тобой пример: 1698 : 6. Сколько цифр будет в частном?
А. 4;
Б. 3;
В. 2;
Г. 5.
Какое число записано суммой разрядных слагаемых
5 д.т. + 7 т. + 6 с. + 5 ед.?
А. 5765;
Б. 507765;
В. 57605;
Г. 57506.
Какое из утверждений является неверным?
А. Число, которое делят, называется делимое.
Б. Число, на которое делят, называется делитель.
В. Число, которое получается в результате деления, называется делитель.
Г. Число, которое получается в результате деления, называется частное.
Решением какого уравнения является число 5?
А. 65 + х = 70;
Б. х : 3 = 75;
В. 75 : х = 3;
Г. 65 – х = 15.
(Подводятся итоги, учащимся предлагается посмотреть сказку)
Сказка в трех частях «Нулик Восьмеркин»
Часть I
Рассказчик: В школе , что стояла на Числовой площади, повторяли в репродуктор: Внимание! Внимание! Пропал Нулик! Пропал Нулик, тот самый Нулик, про которого иногда говорят, что он ничего не значит. Но это совсем не так! Спросите его маму –Восьмерку, и она вам расскажет, что означает ее Нулик можно ли без него обойтись.
Восьмерка: Сегодня утром я отпустила моего дорогого сыночка к детям. И вот он попал в одну школу. И надо же было, чтобы он попал к самому плохому ученику 5 класса, которого позвали Незнайкой. Вот этот Незнайка и потерял моего Нулика. Да, да, потерял! Будто это иголка! Учительница дала очень простенькое задание: 1836:18. Разве трудно его выполнить? Конечно, нет! И ответ будет 102. А у этого Незнайки вышло 12.
( Демонстрируется деление)
( Сквозь слезы) О Цифры, помогите разыскать моего Нулика. Ведь если Нулик станет правее любой цифры, ее значение сразу увеличиться в 10 раз. Подумайте только, что значит для всех вас Нулик! Помогите разыскать его!
Рассказчик: И все цифры во главе с мамой- Восьмеркой отправились на поиски.
Часть II
На руинах Рима
Рассказчик: Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Долго шли, но Нулика не было. Вот, наконец, очутились они перед наполовину разрушенными стенами крепости Древнего Рима. Перекошенные ворота заперты, и их охраняет старая волчица. Ворота им открыл седой дед, фигура которого напоминала букву М.
Цифры: (хором) Извините, нет ли у вас здесь Нулика?
Дед: Это такого кругленького, который ничего не означает? Нет, нет, у нас нет и никогда не было нуликов. Мы их считаем лишними.
Цифры: А как же вы изображаете 10, 100, 1000?
Дед: А для этого у нас есть соответствующие знаки. ( Показывает карточки)
10-Х, 50- L, 100-C, 500-D. 1000-M. Число 5- V , а если поставить палочку впереди (слева)- будет 4- IV , сзади (справа) – будет 6- VI , дальше 7 - VII , 8 - VIII .
Четверка: Понятно, а вот 9 будет VIIII
Дед: Нет, 9 легче писать как десять без одного- IX , а 90- как 100 без десяти- XC
Единица: А как записать число 1388
Дед: ( показывает) Вот как- MCCCLXXXVIII
Двойка: О как длинно и неудобно! Теперь понятно, почему нынче не используются римскими цифрами.
Дед: Вы ошибаетесь, только вчера нас пригласили на девяностолетний юбилей профессора. Весь вечер там красовалась надпись нашими цифрами ХС, а профессору в честь юбилея подарили книгу, в которой все главы были обозначены римскими цифрами, и часы, на циферблате которого тоже римские цифры
Рассказчик: Цифры поспешили дальше на поиски Нулика.
Часть III
Нулик нашелся.
Рассказчик: Не найдя Нулика, цифры, усталые вернулись в школу, где был потерян ,,, И что бы вы думали1 В учительской на столе лежала раскрытая тетрадь Незнайки, и в ней на своем месте гордо стоял такой красивенький, записанный учительской рукой красной пастой, Нулик. Тут Мама- восьмерка не выдержала, крепко обняла своего сыночка и даже прослезилась. И только, теперь посмотрев на исправления учительницы, Мама-Восьмерка поняла, почему потеряли Нулика. ( Показывает тетрадь). А. вы дети поняли?
Далее объявляются результаты теста. Награждение победителей.
15