Краткосрочное планирование по теме: Зависимость сопротивления проводника от других физических величин


Краткосрочное планирование урока физики
Ф.И.О. и место работы Школа: КГУ «Ельтайская СОШ»
Учитель физики: Койшигарина Б.Б Предмет: физика Класс: 8В
Тема урока: Раздел: Электрические явления (22 часа) Урок: 7-7
«Зависимость сопротивления проводника от других физических величин»
Дата: 22.01.2015.
Цель:
(SMART, из среднесрочного планирования) формирование представления о зависимости сопротивления проводника от физических величин;
обучение умению планировать и проводить эксперимент и формулировать вывод;
формирование умения применять знания для решения прикладных задач.
использование оценивания для обучения
Ожидаемый результат:
(из среднесрочного планирования) развитие у учащихся умений:
самостоятельно определять цель своей работы;
оценивать верность гипотез с точки зрения полученной информации в ходе исследования;
самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов;
рационально использовать урочное время.
Критерии успеха: Я буду развивать самостоятельность в приобретении новых знаний о сопротивлении и практических умений;
Я буду уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Ключевые идеи/подход: Развитие критического мышления на основе взаимодействия через использование стратегий, через организацию обучения в группах и в ходе исследовательской беседы.
Организация работы самооценки и взаимооценки для повышение эффективности формативного оценивания.
Повышение интереса к изучаемому предмету через использование ИКТ.
Учет возрастных особенностей и дифференцированное обучение
Учебник:
(рекомендованный МОН РК) Физика и астрономия: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы\ Б.М.Дюсембаев и др.
Физика и астрономия: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы\ Л.Фаизова и др.
Ход урока:
Время Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Оценивание Ресурсы
Формативное (ОдО) Суммативное (ОО) 3 мин
2 мин I. Организационный момент:
- приветствие,
- создание коллобаративной среды (чтение «ПРИТЧА О ВРЕМЕНИ»)
Я думаю, что мы все сейчас примем решение, действовать здесь и сейчас, каждый поставит себе цель, не тратить зря время урока, а сэкономит минуты, чтобы потратит с пользой
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ:
ИНСТРУКЦИЯ для хранителей времени:
1.Записывать сколько времени уходило на выполнение задания в группе, сэкономили ли время (начало и конец работы) – оповещать 3-хлопками о готовности задания
2. Ребята! Соблюдайте ТБ (работа с электроприборами)
3.Вспомните правила работы в группе.
Ученики слушают
Решение учеников:
Сэкономленное время истратить на получение интересной информации.
Подходя к столу, каждый ученик выбирает линейку, знакомятся с надписью и рассаживаются по смыслу на три группы (можно назвать в честь ученых):
Команда Ампера
Команда Вольта
Команда Ома
Аффективное состояние
Большой палец!!!
ВЗАИМООЦЕНКА
Сочините желательно синквэйн о членах команды (как БУДЕТ работать команда, кто что делает)
Текст притчи
Линейки на столе учителя
Текст ТБ
Текст правила групповой работы
5 мин+
1 мин+
2мин+
2 мин+
1 мин+ II Актуализация: повторение пройденного материала. Учитель вызывает на середину 3 ученика. Приглашает сесть поочередно на
ГОРЯЧИЙ СТУЛ, класс задает по три вопроса каждому. (про силу тока, напряжение и сопротивление)
ИНСТРУКЦИЯ:
Вызываю к доске желающих уч-ся
ЗАДАНИЕ 1 всем: Что является основными элементами электрической цепи? Нарисуйте в тетради схему эл.цепи состоящей из источника тока, ключа и потребителей тока (1группе-эл.лампы, 2группе-эл.звонка, 3группе-эл.двигателя).
ЗАДАНИЕ 2 всем: Соберите эл.цепь по готовой схеме на доске (1-3 балла)
ЗАДАНИЕ 3 всем: Какими физическими величинами характеризуется электрическая цепь? Какая связь существует между этими величинами? Кто установил эту связь?
ЗАДАНИЕ 4 всем: В чём причина сопротивления проводника? Скажите, зависит ли сопротивление от напряжения и силы тока?
Подсказка: посмотрите п.40,стр.154 или стар. учебник п.38, стр 136. 3 желающих ученика с каждой команды на ГОРЯЧИЙ СТУЛ
3 желающих ученика из 3-х групп выходят к доске для рисования эл.схемы. Остальные рисуют в тетради. (индивидуальная работа у доски и в тетради)

Дополнительное задание всем учащимся: Начертите на схеме амперметр для измерения силы тока и вольтметр для измерения напряжения на резисторе с каким полюсом источника должен соединяться («+») зажим амперметра и вольтметра.
Отметьте на схеме полярность зажимов резистора знаками «+» «-»
Молодцы, смельчаки!!!
Взаимооценивание : Метод «Большой палец» (1-3 балла),
Молодцы!!! (раздавать смайлики правильно ответившим ученикам)
УЧЕНИКИ в листе самооценки отмечают
1 бал – за каждый правильный ответ
По эл.схеме-критериальное оценивание от 0-3 баллов.
Заполните на оценочном листе-кто сколько набрал баллов за это задание. и укажите сэкономленное время. Стул
Оборудование для сборки цепи:
ЛИП, ключ, нагрузку (эл.двигатель,
лампочка,
звонок),
амперметр,
вольтметр
СЛАЙД на доске с вопросами +
Бланки с вопросами каждому ученику
1 мин+
1 мин+
1 мин+
3 мин+
1 мин+
1 мин+
2 мин+
3 мин+
2 мин+
3 мин+
3 мин
2 мин
5 мин
III. Изучение нового материала.
Учитель :– Мы выяснили, что R не зависит от U и I. Попробуем вместе определить задачи нашего урока.
На доске СЛАЙД с текстом:
Сегодня на уроке ты узнаешь:
От каких _________________ зависит сопротивление проводника?Как  ________сопротивление проводника?Какое практическое _____________имеет сопротивление? Для чего нам нужны эти знания.
Учитель читает ТЕКСТ
Для передачи эл.тока на расстоянии применяют соединительные провода, которые в основном изготавливают из цветных металлов, к примеру -алюминия. Нередки случаи хищения цветных металлов. Вот что писали в областной газете «Индустриальная Караганда» в 90-е годы: «Одна из главных причин возникновения аварийных и предаварийных ситуаций на газопроводах, железной дороге и в энергетической отрасли сегодня – воровство. Ценность для похитителей представляют электрическая схема, в которой много меди и медесодержащих элементов, а также ценность составляет алюминиевые провода линий электропередач»
Учитель ставит
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
Государство тратит большие деньги на замену, охрану. Может быть эту проблему можно решить по-другому, заменив соединительные провода, изготовленные из цветных металлов, на другие, которые не привлекут внимание злоумышленников?
Как вы думаете? Хочу услышать ваши предположения. Можете посовещаться в группе и записать ваши предложения. Я читаю вслух гипотезы уч-ся.
Ставим цель исследования:
Учитель: С чего вы предлагаете начать исследование? (Какие будут ваши действия)
Экспериментальная часть (групповая работа)
Проведем эксперимент. (Приборы у нас уже соединены.)В собранной установке включайте поочередно в электрическую цепь различные резисторы и результаты измерений запишите   в таблицу:
Инструкция для группы
ЗАДАНИЕ 1-группе : Посчитайте и заполните колонку сопротивления по формуле R=U/I
Исследуем зависимость R от S: (проводники разной площади поперечного сечения)
Делаем вывод: При увеличении площади поперечного сечения проводника, сопротивление _______________________
Какой вид зависимости?____________
ЗАДАНИЕ 2-группе Посчитайте и заполните колонку сопротивления по формуле R=U/I
Исследуем зависимость R от l: (проводники разной длины)
Делаем вывод: При увеличении длины проводника, сопротивление ____
Какой вид зависимости?_______________
ЗАДАНИЕ 3-группе : Посчитайте и заполните колонку сопротивления по формуле R=U/I
Исследуем зависимость R от материала (проводники одинаковой толщины и длины)
Делаем вывод: R зависит от материала______________
Какой вид зависимости.?Сделайте обобщение, проанализировав предыдущие выводы:
Не забудьте оценить себя, поставьте себе баллы и запишите вами сэкономленное время
1) Учитель объясняет по СЛАЙДУ или можно посмотреть ВИДЕОСЮЖЕТ
R = ρ • L/S
Где ρ – коэффициент, характеризующий электрические свойства вещества, из которого изготовлен проводник. Этот коэффициент называется удельным сопротивлением вещества. L – длина проводника, S – площадь поперечного сечения проводника
               ρ = R • S/L
               [ ρ ] = Ом•мУдобнее выражать так: 
               [ ρ ] = Ом•мм2/м
Чему будут равны L и S?
L= R • S/ρ          S = ρL/R
2) Откройте учебник на странице 155 Таблицу 7.
Найдём в таблице:
1.Удельное сопротивление меди = 0,017 Ом•мм2/м, это значит, что удельное сопротивление проводника из меди длиной 1 метр и площадью поперечного сечения 1 мм2 = 0,017 Ом.
2.Удельное сопротивление никелина 0,4 Ом•мм2/м. Что это значит? (записать самостоятельно)_______________3.Какое вещество будет лучшим проводником, с большим удельным сопротивлением или с меньшим? __________________________
4.Назовите из таблицы вещества,  являющиеся хорошими проводниками ______________________________, являющиеся хорошими диэлектриками
Учитель:
1. Вернемся к началу урока кто же оказался близок к верному разрешению проблемной ситуации.
2.В чем секрет вашей уверенности в ответах
IV. Закрепление материала. (парная работа) напомнить правила работы в группе (5 мин)
Задача 1
Каково сопротивление медного провода длиной 1м и площадью поперечного сечения 1 мм2
Задача 2
Имеются две алюминиевые проволоки одинаковой толщины. Длина одной 1 м, а другой – 5 м. У какой проволоки  сопротивление меньше и во сколько раз
Задача 3
При устройстве молниеотвода использовали стальной провод сечением 35 мм2 и длиной 70 м. Определите его сопротивление.
V.Домашнее задание:
§40 учебника; вопросы 7,8(А) и 6(В), задачи (12,13) письменно
Практическое применение:
По паспортным  данным лампочек елочных гирлянд и карманного фонаря рассчитайте сопротивление нитей накаливания.
VI. РЕФЛЕКСИЯ
По вопросам на доске
Определение темы урока учащимися (с места хором отвечают)
Внимательно слушают, выдвигают гипотезы в группах, высказывают свое мнение и предлагают предположения
Ученики вывешивают на доске гипотезы (в ОБЛАКО)
Учащиеся: Установить от чего зависит сопротивление проводников, от каких физических величин.
Учащиеся: Соединяют эл.цепь
1-группа:Учащиеся презентуют результаты эксперимента и делают выводы у доски.
2-группа: Презентация постера
3-группа: Презентация постера
Экспертная группа (3 ученика отдельно выполняют работу виртуально)
Презентует общий результат по исследованию сопротивления
( ЦОР на интерактивной доске):
Делают ВЫВОД:
Сопротивление проводника прямо пропорционально _____________, обратно пропорционально ______________ и зависит от материала.
Ученики делают записи в тетради
Открывают учебник и смотрят таблицу
Уч-ся отвечают, делают вывод
по ПРОБЛЕМНОМУ ВОПРОСУ
Решают задачу в тетради и даем ответ устно.
Уч-ся записывают Д\З
Уч-ся отвечают на вопросы рефлексии на доске. Оценивают текст с критической точки зрения и выявляют проблему.
Молодцы !!!
Оцените себя по критериям, заполните оценочный лист.
Ученики оценивают свою работу, отвечая на вопросы учителя
Молодец!
1-бал за правильное решение задачи.
Подводят итоги ,подсчитывают баллы,
Критериальное оценивание
(0-3б)
1.Собрать цепь-1б
2.Снять показания U и I и вычислить R.-1бал
3.Сделать вывод-1б
Экспертная группа оценивается по критериям.
(0-3 балла)
1бал-за правильный ответ
Критерий(0-3 б)
Правильно написано:
1. ДАНО
2.Формула
3.Вычисление
4.Единица измерения
Итог собранных баллов СЛАЙД задачи урока
СЛАЙД
Текст из газеты «Индустриальная Караганда»
СЛАЙД:
Проблемный вопрос.
СЛАЙД:
От каких физических величин зависит сопротивление проводника?
Оборудование для эксперимента:
+дополнительно каждому ученику 2-резистора
Интердоска, компьютер, ЦОР (кабинет физики8)

Видеосюжет диск «videouroki»
Учебник
Листы с условиями задач каждой группе.
СЛАЙД Д\з.
Рефлексивные вопросы на бланке у групп, отвечают письменно и проговаривают
Заметки учителя/Рефлексия:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: