Выступление на МО Новые подходы к обучению математики в начальной школе

Новые подходы к обучению математики в начальной школе.
Тезисы выступления.
Негру С.А. учителя нач. классов
МБОУ СОШ №80 г. Владивостока

Стандарт второго поколения в математической подготовке младших школьников не предполагает революции. Он поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач.

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:
- вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов)
- понимать значение величин и способов их измерения;
- использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;
- работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений;
- проявлять математическую готовность к прдолжению образования.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседненвной жизни.

В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Содержательный компонент программы («Чему учить?) существенно не меняется. Он представлен разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры.», «Геометрические величины». К перечисленному добавляется раздел «Работа с данными (информацией)» .


Итак, как учить?
«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата,» -- писал Шота Руставели.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен для реализации нового социального заказа. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы в передаче молодому поколению системы культурных ценностей.

Технология «деятельностного метода обучения» не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Объяснительно-иллюстративный и деятельностный способы обучения в организации учебного процесса.

Объяснительно-иллюстративный
Компоненты учебной деятельности
Деятельностный

Задается учителем.
Цель- предполагаемый результат.
В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели.

Используются внешние мотивы.
Мотивы- побудители к деятельности.
Опора на внутренние мотивы.

Выбираются учителем.
Средства- способы осуществления деятельности.

Совместный с учащимися выбор.

Инвариантные, предесмотренные учителем.
Действия- основной элемент деятельности.
Вариативные, возможность индивидуального выбора.

Уровень усвоения знаний.
Результат- конечный продукт.
Позитивные внутренние личностные изменения.

Сравнение результативности с эталонами.
Оценка-критерий достижения цели.
Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения


Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности. Как организовать такое обучение?

Очевидно, что любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими и «открытие» нового знания. Таким оброазом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит 4 звена научного творчества.

Цель урока
Этапы урока
Творческие звенья деятельности учащихся



З


Н


А



Н


И

Я

В
В
Е
Д
Е
Н
И
Е
Постановка учебной проблемы- формулирование вопроса или темы урока.




Поиск решения- открытие субъективно нового знания.






ВОС
ПРО ИЗ
ВЕ
ДЕ
НИЕ
Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме




Реализация продукта- представление продукта учителю и классу



Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Самоопределение деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7.Включение в систему знаний .
8. Рефлексия деятельности.

Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики.

Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формамибс величинами , с возможностями различных исходов событий и др).
Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения , операции и др).
Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация , сравнение (чисел, тел, форм ,объектов, закономерностей и тд).
Конструирование и создание (моделей,математических выражений, схем , несложных таблиц и диаграмм и тд.)
Ежедневный счет, вычисления, решение задач


Подготовка проблемного урока занятие непростое,но во многих образовательных моделях проблемная технология уже заложена. Учебник математики выстроен так, что обеспечивает открытие знаний учащихся. Методические рекомендации для учителей предполагают готовые разработки проблемных уроков. От педагога требуется точно понять и грамотно воплотить авторский замысел.


Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой работы на занятиях и уроках является групповая работа , так как она позволяет :

А) детям:
Получить эмоциональную содержательную поддержку , без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
Попробывать свои силы в ситуации , где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
Приобрести опыт выполнения важнейших функций , составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование;

Б) учителю:
Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
Сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
Вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формирование учебного сотрудничества в классе.

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху. 
Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности. При создании условий для формирования познавательного интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у школьников действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.

15