Тематическое планирование по предмету Чтение и развитие речи 5 класс 8 вида.
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Примерная тематика курса
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.
Литература для внеклассного чтения
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».
В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Структура курса
Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 137 часов, 4часа в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№
Тема раздела
четверти
Итого:
1
2
3
4
1
Устное народное творчество
4ч.
4ч.
2
Сказки
17ч.
17ч.
3
Картины родной природы:
Лето
Осень
Зима
Весна
9ч.
2ч.
6ч.
9ч.
18ч.
9ч.
8ч.
9ч.
18ч.
4
О друзьях-товарищах
11ч.
11ч.
5
Басни И. Крылова
4ч.
4ч.
6
Спешите делать добро
10ч.
3ч.
13ч.
7
О животных
10ч.
5ч.
15ч.
8
Из прошлого нашего народа
13ч.
13ч.
9
Из произведений зарубежных писателей
16ч.
16ч.
Итого:
32ч.
31ч.
40ч.
34ч.
137ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 стихотворений.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Литература:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.: ил.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Чтение и развитие речи (136ч.)
№
п/п
Дата
Кол-во
часов
Тема урока
Стр.
Коррекционная работа
1четверть
Устное народное творчество
1
1
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.
3-4
Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.
2
1
Пословиц
·ы и поговорки.
5-6
Развивать память, внимание, мышление.
3
1
Загадки.
6-8
Коррекция умения рассказывать считалки, потешки.
4
1
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»
8-10
Заучивать пословицы, поговорки и загадки.
Сказки
1
1
«Никита Кожемяка» (Русская сказка)
11-13
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
2
1
Внеклассное чтение «Русские народные сказки»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
3
1
«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)
14-15
Коррегировать навык чтения целыми
словами, без ошибок, выразительно.
4
1
«Золотые руки» (Башкирская сказка)
15-18
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
5
1
«Морозко» (Русская сказка)
18-23
Развивать умения пересказывать отрывки из текста.
6
1
«Два Мороза» (Русская сказка)
24-27
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.
7
1
«Три дочери» (Татарская сказка)
27-28
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
8
1
Внеклассное чтение «Сказки народов мира»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
9
3
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
29-39
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
10
5
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»
41-50
11
1
Обобщающий урок по теме «Сказки»
51-52
Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
Картины родной природы
1
1
Лето. Г. Скребицкий «Июнь»
53-54
Соблюдение пунктуации.
2
1
И. Суриков «Ярко солнце светит»
54-55
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
3
4
А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)
55-61
Развивать связную речь.
4
1
А. Прокофьев «Берёзка»
61-62
Расширять словарный запас.
5
1
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»
62
Соблюдение пунктуации.
6
1
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»
63
Развивать познавательную деятельность
1
1
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»
64-65
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
2
1
По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»
66-67
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
2 четверть
3
1
К. Бальмонт «Осень»
68
Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
4
1
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»
69-71
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
5
1
По В. Астафьеву «Осенние грусти»
72-73
6
1
И. Бунин «Первый снег»
73
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
7
1
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»
74
Развивать познавательную деятельность
8
1
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
О друзьях-товарищах
1
2
Ю. Яковлев «Колючка»
75-79
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.
2
1
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
80-82
3
1
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)
83-87
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
4
1
В. Медведев «Фосфорический» мальчик»
88-91
5
3
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
92-96
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
6
1
Я. Аким «Твой друг»
96-97
7
1
Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»
98
Развивать познавательную деятельность
8
1
Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
Басни И. Крылова
1
1
И. Крылов «Ворона и Лисица»
99-100
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
2
1
И. Крылов «Щука и Кот»
101-102
3
1
И. Крылов «Квартет»
102-104
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
4
1
Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова»
104
Развивать познавательную деятельность
Спешите делать добро
1
1
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
105-108
Развивать связную речь через пересказ.
2
1
О. Бондарчук «Слепой домик»
108-109
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
3
4
В. Осеева «Бабка»
110-117
4
2
А. Платонов «Сухой хлеб»
118-124
5
1
В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»
124-127
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
6
1
В. Брюсов «Труд»
127-128
3 четверть
7
1
Р. Рождественский «Огромное небо»
129
Развивать связную речь через пересказ.
8
1
Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»
130
Развивать познавательную деятельность
9
1
Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
Картины родной природы
1
1
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»
131
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
2
1
Г. Скребицкий «Декабрь»
132-133
3
1
К. Бальмонт «К зиме»
133-133
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
4
2
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
134-137
5
1
С. Есенин «Поёт зима – аукает»
137-138
Развивать связную речь через заучивание.
6
1
С. Есенин «Берёза»
138
Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.
7
1
А. Пушкин «Зимняя дорога»
139
8
1
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»
140
Развивать познавательную деятельность
1
1
Весна. Г. Скребицкий «Март»
141-142
Развивать связную речь.
2
1
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»
142-143
Расширять словарный запас.
3
1
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
4
1
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)
143-144
Развивать артикуляционный аппарат.
5
1
Г. Скребицкий «Весна - красна»
145-147
Развивать связную речь через заучивание.
6
1
Г. Скребицкий «Грачи прилетели»
147-148
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.
7
1
Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
148-149
Совершенствовать словесную систему мышления.
8
1
Г. Скребицкий «В весеннем лесу»
149-151
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
9
1
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)
152-153
10
1
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами»
154
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
11
1
А. Блок «Ворона»
155
Развивать связную речь через заучивание.
12
1
Е. Серова «Подснежник»
156
Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
13
1
И. Соколов – Микитов «Весна»
156-157
14
1
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном»
158
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
15
1
С. Есенин «Черёмуха»
159
16
1
Я. Аким «Весна, Весною, о весне»
159-160
Развивать артикуляционный аппарат.
17
1
Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна»
161-162
Развивать познавательную деятельность
18
1
Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
О животных
1
2
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)
163-169
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.
2
3
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)
169-175
Развивать связную речь через пересказ.
3
1
К. Паустовский «Кот Ворюга»
176-179
Развивать зрительное восприятие, память.
4
3
Б. Житков «Про обезьянку»
180-186
Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.
5
1
Э. Асадов «Дачники»
187-189
4 четверть
6
1
Э. Асадов «Дачники»
187-189
Развивать внимание, воображение, память.
7
1
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»
189-191
Расширять словарный запас.
8
1
С. Михалков «Будь человеком»
192-193
Развивать связную речь через пересказ.
9
1
Обобщающий урок по теме «О животных»
193-194
Развивать познавательную деятельность
10
1
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
Из прошлого нашего народа
1
1
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»
195-196
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.
2
1
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»
197-199
Развитие волевых качеств, познавательных интересов.
3
1
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»
200
Развитие волевых качеств, познавательных интересов.
4
1
По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»
201-203
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.
5
1
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
204-207
Развивать диалогическую речь.
6
4
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)
207-216
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
7
1
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»
217-221
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
8
1
Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»
222-223
Развитие волевых качеств, познавательных интересов.
9
1
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»
Развивать диалогическую речь.
10
1
Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»
223
Развивать познавательную деятельность
Из произведений зарубежных писателей
1
2
В.Гюго «Гаврош» (отрывки)
224-229
Развивать связную речь.
2
5
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)
229-238
Развитие волевых качеств, познавательных интересов.
3
4
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
239-247
Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.
4
3
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)
247-251
5
1
Обобщающий урок по теме
251-252
Развивать познавательную деятельность
6
1
Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
15