Педагогический совет Формирование гражданского самосознания учащихся в условиях современной школы
Педагогический совет
«Формирование гражданского самосознания учащихся в условиях современной школы»
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н. Карамзин
Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении последнего десятилетия 20 века, она все больше деформировалась, обрастая идеологическими и политическими наслоениями.
Сегодня стало очевидным, что в обществе поглощенном проблемами неосвоенных рыночных отношений, политических сложностей, разрушаются социальные связи, нравственные устои, что ведет к нетерпимости и ужесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа, решая задачи образования, должна опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому ученику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.
Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека. Так как формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами за многонациональное Отечество. Российский патриотизм как высшая духовная ценность передается от поколения к поколению. Своеобразная «размытость» этнического самосознания русского народа, терпимость, добродушие, милосердие – это глубокая духовная основа российского феномена толерантности, не встречающегося ни в одном полиэтническом государстве.
Согласно государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» основными субъектами гражданского и патриотического воспитания обозначены: семья, ближайшее социальное окружение молодого человека, школа, профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, военно-спортивные клубы, производственные коллективы, СМИ, религиозные организации, государственные органы, осуществляющие патриотическое воспитание.
В Концепции модернизации гражданского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников правового самосознания, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, активной жизненной позиции, гражданской ответственности и гражданской компетентности.
Понятия «гражданское образование» и «патриотическое воспитание» взаимозависимы, их цели и задачи реализуются через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы.
Содержание гражданского образования включается в ряд школьных дисциплин начальной, основной и средней (полной) школы. В начальной школе ведущей формой деятельности по патриотическому воспитанию является игровая, знания учащихся об окружающем мире носят ознакомительный характер.
Вторая ступень, основная школа, продолжает формировать систему ценностей подростка. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность, из их числа назначаются ответственные за мероприятия. Тем самым ученики получают возможность для построения разнообразных отношений со сверстниками и обеспечивают признание взрослых. Обязанности родителей, активный образ жизни, причастность к делам общества, могут способствовать формированию у подростков гражданского идеала.
На третьей ступени, в средней полной школе, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Этому возрасту свойственно стремление к самостоятельности поступков, независимости суждений, нетерпимость к мнениям, обратные процессы – замкнутость, конформизм. Педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию базируется на доверии, сотрудничестве и ответственности учеников, прежде всего перед классным коллективом, который коллегиально определяет направления деятельности и ответственности за нее.
Система средств патриотического и гражданского воспитания включает три основных компонента: материально-технический; учебно-воспитательный; организационный.
К материально–техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, произведения литературы и искусства.
Учебно-воспитательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общего мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе, т.д.
Организационные средства патриотического и гражданского воспитания – это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и учебно-воспитательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота. Все три группы средств воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику учащихся. Ежегодно составляется план по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся. В план включаются как мероприятия уже ставшие традиционными («Урок мира», «День матери», «Уроки мужества», единые классные часы, посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Побед, правовому воспитанию учащихся), так и мероприятия, приуроченные к календарным датам (День народного единства, контрнаступление нашей армии под Москвой, Сталинградская битва, день вывода советских войск из Афганистана, День славянской письменности и культуры).
В этом учебном году в рамках года Российской истории и в рамках проведения городской акции «Славы предков достойны» составлен план мероприятий, в которых смогут принять участие не только учащиеся 1-11-х классов, но и педагоги, родители. Поэтому где, как не в школе или семье, уделять значимое внимание воспитанию гражданина, патриота.
Каждый из присутствующих наверняка задумывался, почему проблема гражданского воспитания – проблема общероссийского масштаба? Но мы, пожалуй, смотрим на эту проблему в глобальном масштабе, а ее истоки, корни, часто лежат на поверхности. Мы озабочены происходящим в стране, стараемся передать наши чувства детям, но, однако, нельзя закрывать глаза на то, что происходит рядом с нами.
Перед вами данные статистики на начало 2011 года.
В стране
А в школе?
80% старшеклассников стремятся уехать из страны
Выпускники школы не возвращаются работать в родной город
Безразличие к судьбе Родины
Безразличие к школе, одноклассникам, учителям, родителям
Забываются традиции и обычаи своего народа
Утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям
Не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе
Не соблюдаются правила поведения в школе
Падение культуры школьников
Не читают газеты, книги, не посещают выставки, музеи, театры.
Процветает сквернословие, курение, мусор в школе, порча стендов
Отсутствие компетентности по вопросу гражданско-патриотического воспитания
Не все родители достаточно компетентны в данном вопросе, отсутствие данной темы в планах воспитательной работы у ряда классных руководителей
Предлагаю обобщить опыт ряда педагогов нашей школы по вопросу формирования гражданского самосознания. Но для начала хотелось бы представить вашему вниманию результаты опроса учащихся 7-11-х классов нашей школы, а также анализ рисунков учащихся 1-6-х классов.
АНКЕТА
РИСУНКИ
Наиболее часто повторяющиеся рисунки: береза, Кремль, храмы, дом, герб Липецка.
Сегодняшним школьникам предстоит жить и действовать в условиях усиления глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития. И хотя в настоящее время мы имеем дело с самым образованным (по мнению социологов) поколением за все время российской истории, ни качество отечественного образования, ни состояние здоровья, ни имеющиеся сегодня возможности для самореализации не обеспечивают российской молодежи достаточных преимуществ, гарантирующих ее глобальную конкурентоспособность и успешность в обретении Россией статуса ведущей мировой державы.
Современные школьники ориентированы на позитивную деятельность, гораздо свободнее в своих устремлениях, лучше ориентируются в современном коммуникативном пространстве, готовы к освоению нового, ощущают себя частью мирового общества. Вместе с тем размывание гражданской идентичности, к сожалению, свойственно, прежде всего, самой образованной и активной части молодежи, которая острее других ощущает свою невключенность в практику социальных действий. При этом общество хочет видеть детей нравственными, ценящими свою Родину и историю, высококультурными, образованными, инновационными, предприимчивыми и здоровыми.
Важнейшими признаками реального проявления патриотизма личности (общности, группы) являются:
Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним, с тем, что составляет его: природой, историей, культурой, народом, языком, образом жизни, т.д.
Постоянное углубление знаний о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, изучение трудов отечественных мыслителей, произведений и творений деятелей литературы, искусства, народных талантов, для понимания роли, места и значения России в мировой цивилизации.
Социальное и духовно-нравственное саморазвитие личности как гражданина и патриота России, возвышение ее понимания до осознания приоритетных ценностей и интересов Отечества перед индивидуальными, групповыми, национальными ценностями и интересами.
Конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судьбе Отечества в плане проявления активности, небезразличного, лично заинтересованного отношения к своей Родине, гражданской и патриотической позиции и личной ответственности за результаты своей деятельности и поведения, за вклад в дело развития общества.
Уяснение и личная оценка роли и значения высшего руководства страны, органов государственной власти, правящей элиты на основе результатов и последствий проводимого ими курса, внутренней политики в важнейших сферах жизни общества, а также в плане преемственности исторической линии развития, проводимой на протяжении многих веков верховными правителями, государственными и верховными деятелями, т.д. во имя спасения, укрепления Российского государства, обеспечения военно-политического и экономического могущества России как великой державы.
В зависимости от сферы и содержания своей деятельности, социального статуса и возможности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России; формировать последовательную, твердую и аргументированную гражданскую позицию, открыто проявлять честь и достоинство человека, любящего Россию и болеющего за нее.
Всеми своим силами, жизненным примером способствовать возрождению и развитию истинных духовно-нравственных ценностей; помогать развитию национального самосознания, уважения к историческому прошлому.
Решительно противостоять русофобии и сионизму; использовать любые возможности для того, чтобы все основные сферы нашей жизни и деятельности были пронизаны патриотизмом и развивались на его основе.
Особое значение приобретает борьба за подрастающее поколение, за будущее России. Использовать все возможности для усиления благотворного влияния на молодежь в семье, в школе в процессе взаимодействия с различными группами молодых людей, с отдельными личностями.
Принимать активное участие в подготовке и проведении любых крупных акций, мероприятий, инициируемых различными слоями населения, оппозицией, направленных на решение кардинальных проблем, от которых зависит возрождение и развитие России, улучшение жизни большинства людей (обеспечение территориальной целостности страны, укрепление обороноспособности и национальной безопасности Российского государства, улучшение здоровья народа и медицинского обслуживания, повышение уровня жизни, предотвращение деградации культуры, борьба с преступностью, обеспечение равенства перед законом, создание условий для реальной возможности трудиться и т.д.).
Можно с уверенностью утверждать, что реальная основа для консолидации граждан, являющихся истинными патриотами России, безусловно, имеется. Только приобщение к большим, важным делам, сосредоточение здоровых, лучших сил нашего общества, от которых зависит дальнейшая судьба Отечества, ведет к появлению истинного патриотизма. Особую роль в его возрождении, безусловно призвано сыграть патриотическое и гражданское воспитание.
Для того, чтобы создать условия для совершенствования и развития системы гражданского и патриотического воспитания учащихся школы, для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей; сделать историко-культурное наследие достоянием как можно большего круга учащихся школы, любящих родной край, неравнодушных к его судьбе в прошлом и настоящем, воспитать эту заинтересованность через активную деятельность учащихся, администрацией школы разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Истоки», которая сегодня представлена вашему вниманию.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Среди образовательных стандартов второго поколения в школьном образовании выделена задача социокультурного развития учащихся – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик, а также начинает свое внедрение программа духовно-нравственного развития школьник. О том, как формируется чувство гражданственности и патриотизма в начальной школе расскажет заместитель директора по УВР Найденова Надежда Владимировна.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
Педагогическому коллективу школы продолжить совершенствование форм и методов работы по формированию патриотизма и гражданского самосознания учащихся.
Утвердить программу гражданско-патриотического воспитания школьников на 2012-2017 у.г.
Классным руководителям 1-11-х классов предоставить сценарную разработку внеклассного мероприятия, классного часа, часа общения проведенного в рамках городской акции «Славы предков достойны» (апрель-май; ответственные – руководители МО классных руководителей).
Учителям-предметникам при отборке материалов к урокам руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность (руководители предметных МО).
Педагогическому коллективу использовать возможности музеев, театров, выставочных залов, библиотек по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся (зам. директора по ВР).
Продолжить внедрение воспитательной программы «Я – липчанин» в 1-11-х классов, используя дополнительный методический, исторический материал (рук. МО классных руководителей).
Активизировать участие в тематических конкурсах различного уровня, направленных на формирование гражданского самосознания и воспитание чувства патриотизма (рук. МО учителей истории и обществознания).