Внеклассное мероприятие Этикет или основы хорошего тона
Внеклассное мероприятие «Этикет или основы хорошего тона»
Цели мероприятия:
· усвоение основных этических требований в поведении и общении с людьми, овладение навыками культурного поведения.
· формирование умений выдвигать гипотезы, обосновывать свои предположения, обобщать, делать выводы;
· расширение кругозора обучающихся;
· развитие познавательного интереса к истории этикета.
Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация с вопросами и ответами, видеоматериалы, черный ящик, житоны за правильные ответы.
Вопросы для подготовки к игре:
Что такое этикет? Каково происхождение этого слова?
Кому принадлежит высказывание « Этикет – это разум для тех, кто его не имеет?»
Сформулируйте золотое правило нравственности.
Какая страна считается родиной этикета?
Как называется свод правил поведения, по которому жила Россия в 16-17 веках? Кто его автор? О чем в нем говорилось?
Назовите первую книгу по этикету вышедшую в России, его составителя, год выпуска. О чем в ней говорилось?
Что вы знаете о правилах современного повседневного этикета?
Участники игры должны уметь:
- Показать этикетную манеру поведения;
-Правильно приветствовать, знакомиться;
- Определить авторов высказываний, имеющих отношения к этикету;
- Объяснять смысл пословиц и крылатых выражений об этикете;
- Обучающимся необходимо знать:
- Основные сведения из истории этикета (в помощь заранее предоставляются вопросы);
- Светский этикет начала 19 столетия;
- Современные этикетные нормы приветствия и знакомства;
Правила игры: Обучающиеся делятся на 2 команды «знатоков» (по 6 человек в каждой команде). Выбираются главные знатоки, по чьим именам и будут называться команды. Время для обсуждения определяет заранее и озвучивает преподаватель. В течение игры командам предлагают «занимательные» паузы, в ходе которой игрокам сообщаются интересные и неизвестные им факты из истории этикета.
Слайд 2: На экране высказывания писателей и философов:
«Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!» ( Мигель Сервантес);
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Ральф Эмерсон)
Преподаватель: Здравствуйте ребята, сегодня наше внеклассное мероприятие называется «Этикет или основы хорошего тона» и посвящено оно тому, с чем мы сталкиваемся ежедневно, но порой не обращаем на это никакого внимания, а напрасно. Это наше поведение в обществе: наш внешний вид, наше поведение за столом, общение друг с другом, с педагогами и т.д.
Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах и культурах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени Масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», древние греки говорили друг другу «Радуйся!»; арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!», индейцы навахо – фразой «Все хорошо!». А как приветствуете друг друга вы? (Ребята отвечают на вопрос).
Раз уж мы сегодня поведем речь об этикете, то давайте вспомним что такое ЭТИКЕТ? Ответ: Этике́т — правила поведения людей в обществе.
Без чего невозможен этикет (без каких понятий?) Ответ: (Без понятий нравственность, моральный долг, ответственность)
Ход игры:
Сегодня наше мероприятие пройдет в форме игры с элементами викторины и элементами игры «Что, где, когда?», в ходе игры мы вспомним все, что узнали ранее об этикете и узнаем много нового. А помогать мне сегодня будут: Преподаватель Ольга Михайловна, она будет наблюдать за тем, кто первым и из какой команды поднял руку, выдавать за каждый правильный ответ по житону. В конце игры победителем будет считаться та команда, которая наберет большее количество житонов.
Посмотрите внимательно на экран и обратите внимание на высказывания писателей и философов. Я думаю, смысл этих высказываний понятен каждому уважающему себя человеку. Я хочу настроить Вас на плодотворную игру и пожелать, чтобы Вы своим поведением показали, что знакомы с правилами хорошего тона (это значит быть вежливыми и терпеливыми, не перебивать друг друга). Представление команд:
Разминка.
Кто первый здоровается при входе в помещение? (первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)
Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым? (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному).
Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).
Если опоздали в кино или театр, куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места, а пересесть на свое место можно в антракте).
При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).
Нужно ли юноше при входе в помещение, например школы, снять вязаную шапочку? (Да)
Должен ли юноша, приветствуя другого юношу на улице, снять перчатку, используя приветственное рукопожатие? (Да)
По окончании обеда, как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стулПервый вопрос:
Вопрос задает заместитель директора по учебной работе и преподаватель русского языка и литературы Любовь Анатольевна Галыга (фото): Откуда и когда произошло слово "этикет"? (в 4 веке до н.э., Аристотель написал Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе).
Слайд 3 Ответ: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, французского названия карточек - "этикетки" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран.
Второй вопрос:
Преподаватель: Ребята, внимание на экран: Юноша подошел к нескольким девушкам. Приветствуя их, он поцеловал руку двум из них, а двум другим нет.
Вопрос: Соблюдает ли он этикетные нормы? (Нет, руку следует поцеловать всем присутствующим девушкам).
Третий вопрос-это Блиц-вопросы:
Наступило время блиц вопросов (командам задаются по 3 вопроса, на каждый отводится по 20 секунд).
1-ая команда
1. Предмет, при помощи которого джентльмены вызывают друг друга на дуэль.(Перчатка)2. Что едят на завтрак леди и джентльмены? (Овсянку)
3. Как раньше называли парикмахеров? (Цирюльниками)
2-ая команда
1. Что носит на голове джентльмен? (Цилиндр)
2. Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. В центре возвышается белая накрахмаленная салфетка. Что вы станете с ней делать? (Развернете и положите на колени)
3. Древние римляне ели руками. Обо что они вытирали руки? (У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды).
Четвертый вопрос:
Против знатоков играет преподаватель химии Владислав Александрович Пепеляев. Внимание, вопрос.
Уважаемые знатоки этикета. У меня вопрос о правилах древнего этикета, в которые могли быть включены и правила, которые кажутся просто самодурством.
Однако особым самодурством отличился персидский царь Кир II. История произошла недалеко от реки Гинд. В водах Гинда утонула его любимая лошадь, которую считали священной. Кир II отдал приказ казнить реку.
Вопрос: Как Киру II удалось осуществить свою бредовую идею?
Слайд 4 Ответ: Он приказал воинам изрыть реку многочисленными каналами, после чего она прекратила свое существование.
Пятый вопрос:
Против знатоков играет преподаватель Наталья Александровна Мандрикова Внимание, вопрос.
Какой русский царь лично составил свод правил хорошего поведения, в который входили следующие пункты: «в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…». Также запрещалось за столом облизывать пальцы, сморкаться в скатерть, плевать в свою тарелку и бросать кости под стол».
Слайд 5 Ответ: (Петр Первый)
1 Занимательная пауза:
Помощник 2: Правила этикета складывались столетиями. Этикет может существенно различаться в пределах различных культур и наций. В Китае человек, который забирает последний предмет с общего блюда, например, последний ломтик сыра, не предложив его прежде своим соседям по столу, будет воспринят как ненасытный обжора, который не уважает хозяев. В Австралии в женском кругу особу, которая забирает последний кусок зовут презрительно старой девой, в Европе же принято, чтобы тарелки после гостей были чистыми, так как это указывает на высокую оценку кулинарных способностей повара. В некоторых, мусульманских, обществах считается неприличным кушать при помощи левой руки, и даже тем, кто является прирожденным левшой, приходится переучиваться. Люди связаны были с традициями, обычаями той или иной страны, понятиями о добре и зле, с законами, которые принимало общество.
А потом эти правила стали записывать. Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: "Инструкция по поведению". Она до наших дней не сохранилась.
Шестой вопрос:
Преподаватель: Внимание, черный ящик.
Слайд 6 Этот овощ был известен уже в древние времена. Египтяне, например, всячески его обожествляли. Им клялись при заключении договоров и различного рода соглашений. В Средние века считалось, что он предохраняет воинов от стрел, ударов алебард и мечей. Рыцари, закованные в стальные латы, носили его на груди в качестве талисмана. А в России он был настолько популярен, что Петр Первый был вынужден запретить его употребление в некоторых случаях.
Вопрос: Что лежит в черном ящике?
Ответ: (Чеснок)
Седьмой вопрос:
Против знатоков играет преподаватель истории Марина Шайхуловна Мусифулина. Внимание, вопрос. Основоположником западных манер этикета в России стал Петр I. Для просвещения дворянских детей царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу, которая была издана при нем и содержала в себе правила поведения. Многие из правил этого издания не утеряли актуальности и сегодня.
Вопрос: Как называлась эта книга?
Слайд 7 Ответ: («Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов")
Группам выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало")“Переводчики” №1
… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…
…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…
“Переводчики” №2
… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…
(Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения).
Восьмой вопрос:
Против знатоков играет преподаватель Ирина Владимировна Снопкова. Внимание, вопрос (Фото).
Прослушайте притчу. У нас один рот и два уха, значит, мы должны больше слушать, чем говорить. Но пара глаз расположена выше ушей, поэтому мы должны видеть, а не верить слухам. Над всем этим есть мозг, поэтому мы обязаны сначала думать, прежде чем, увидев отрывок и услышав слухи, «выливать» все через рот.
Вопрос: Как вы понимаете эту притчу?
Слайд 8 Ответ: (Мы должны увиденное и услышанное обдумать и осмыслить и только потом использовать речь)
Девятый вопрос:
Против знатоков играет Марина Шайхуловна Мусифулина. Внимание, вопрос. Шестого августа 1698 года, на следующий день после возвращения из заграничной поездки, Петр на своем Преображенском дворе принимал явившихся к нему с поклоном подданных. Их лица раздражали молодого царя, успевшего за два года жизни в Европе отвыкнуть от вида растительности на лице и длиннополой русской одежды. Петр привык действовать радикальными методами: он немедленно принялся за работу, и действия его привели в ужас многих бояр. Вопрос: Так что же такого сделал Петр Первый?
Слайд 9 Ответ: (Петр Первый начал стричь бороды боярам).
Десятый вопрос:
Против знатоков играет преподаватель Ольга Леонидовна Лупекина. Внимание, вопрос. "Здоров ли ваш скот?" Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: "Я тебя вижу". В Китае спрашивают: "Ели вы сегодня?" И все это означает одно и то же.
Вопрос: А как звучит это по-русски?
Слайд 10 Ответ: (Здравствуйте).
Помощник 2: Практически любое мало-мальски знаменательное событие в средние века сопровождалось пиром, поэтому трапезные правила поведения имели довольно важное значение. В эпоху раннего средневековья обращали особое внимание на место расположения за столом: чем выше положение и значение гостя, тем ближе сидит он к хозяину. А вот о сервировке стола, также как и о правилах пользования столовыми приборами, понятий практически не было: ели тогда в основном руками, накладывая еду на ломти хлеба, заменявшие индивидуальные блюда. Стол во время пира располагался в форме букв «Т» или «П». Место во главе стола занимал хозяин. Так как пища вплоть до XVI века употреблялась в основном руками, то их приходилось часто вытирать. Для этого служили всё те же хлебные мякиши и, как ни странно, полы скатерти (несмотря на то, что они обычно делались из довольно дорогих тканей). Салфетки в те времена тоже существовали, но служили они для другой цели: в них можно было завернуть угощение, которое гость желал забрать с собой (это не считалось зазорным). На стол мясные блюда подавались в основном целиком, а порцию отрезали своим собственным ножом или кинжалом. Не менее важным атрибутом пира, который обычно продолжался в течение нескольких часов, была застольная беседа между гостями. Первоначально все гости размещались в общем зале за одним столом, что осложняло возможность разговора. В XV-XVI веках распространяется обычай, когда хозяин и почетные гости пировали отдельно в небольшой гостиной. За столом обычно не обсуждали слишком серьезные темы.
Одиннадцатый вопрос:
Против знатоков играет Тамара Павловна Брюханова (Фото).
Внимание, вопрос. Японцы предпочитают не произносить это слово. Если им задали вопрос, они вполне могут ответить «да», но означать это может и отказ.
Вопрос: Назовите слово, которое так не любят произносить японцы.
Слайд 11 Ответ: (слово «нет»)
Двенадцатый вопрос:
Внимание, черный ящик. Этим предметом пользовались с незапамятных времен. Он был известен еще в Древней Греции: им служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своим хозяевам. В эпоху Средневековья этот предмет получил распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью он пользовался в тех странах, где мужчины носили бороды и усы. В России он обязательно входил в приданное любой девушки, и бедной, и богатой.
Вопрос: Что лежит в черном ящике?
Слайд 12 Ответ: (Салфетка)
Рефлексия:
Подведение итогов игры. Выделение наиболее активных игроков. Обсуждение наиболее интересных на взгляд обучающихся вопросов. Написание пожеланий друг другу и озвучивание командам-соперникам.
Ребята, Вы сегодня были очень активными, всем своим поведением показывали друг другу и нашим уважаемым гостям, как правильно нужно вести себя в обществе. Какую бы Вы не освоили профессию, знание правил хорошего тона необходимо везде, это характеризует Вас как личность. Я благодарю Вас за игру и хочу пожелать Вам от себя лично, чтобы Вы всегда и везде были эталоном достойного поведения и своё умение и воспитанность в будущем передали своим детям.
Заключение:
Я ставила перед собой цель: повторить основные этические требования в поведении и общении с людьми, и овладение навыками культурного поведения через расширение кругозора обучающихся об этикете.
Данное мероприятие направлено на развитие УУД (универсальные учебные действия):
1.Включенность обучающихся в активную деятельность.
2.Групповая форма работы; обучающиеся сами определяют единые пути решения.
3.Включенность обучающихся в открытие новых знаний.
4. Обучающиеся в игровой форме получают знания, которые им пригодятся в дальнейшем в жизни.
5. Обучающиеся учатся различным способам выражения своих мыслей, искусству спора.
6. Обучающиеся организует форму деятельности, где они могут усвоить нужные знания и определенный ценностный ряд.
7.В данном мероприятии прослеживается педагогика сотрудничества.
Считаю, что на данном внеклассном мероприятии указанные цели достигнуты.
“Переводчики” №1
… У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…
…Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…
…Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…
“Переводчики” №2
… Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…
… Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…
… Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…
(Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения).