Статья для родителей Роль положительного подкрепления в процессе воспитания


Роль положительного подкрепления в процессе воспитания
Сальникова Елена Петровна
МАОУ «СОШ с УИОП №3»
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
В. Г. БелинскийВоспитание ребёнка – очень ответственный процесс, требующий от родителей огромного терпения. Разные родители по – разному относятся к понятию «воспитание»: одни, желая счастья своему ребёнку, изо всех сил стараются оградить его от любых проблем; другие считают, что «продуктом» воспитания является послушный дисциплинированный человек, а третьи и вовсе уверены, что воспитанием заниматься не стоит. О проблемах воспитания написано немало научных трудов, но людям, далёким от педагогики легко «заблудиться» в таком многообразии. Огромное большинство людей хотели бы найти ответы на самые простые житейские вопросы: как сделать детей послушными и воспитанными, как создать доброжелательную обстановку в семье и на работе, как быстрее и лучше чему – то научиться.
Несколько лет тому назад мне посчастливилось прочитать книгу К. Прайор «Не рычите на собаку». Эта книга о том, как обучать людей и животных любому необходимому навыку, используя принципы обучения с подкреплением. «Эти принципы, - пишет автор, - являются такими же законами, как законы физики. При попытке изменить поведение, собственное или чужое, мы используем эти законы независимо от того, знаем мы их или нет. Чаще всего мы их применяем неправильно. Мы запугиваем, спорим, принуждаем, лишаем. Какой бы ни была задача – заставить ли четырёхлетнего малыша вести себя тихо и прилично при посторонних, … тренировать ли спортивную команду, выучить ли стихотворение, - она решается быстрее, легче, веселее, если вы знаете, как пользоваться положительным подкреплением». Всем людям, особенно родителям несовершеннолетних детей, я рекомендую овладеть навыком положительного подкрепления. Что же это такое – положительное подкрепление? По словам автора, это нечто приятное для обучаемого - пища, ласка или похвала, - совпадающее с каким – либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторения этого действия. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок самостоятельно учил уроки, похвалите его, или выразите своё удовольствие, как только он выполнит домашнее задание без вашей помощи. Это будет намного эффективнее бесконечных нравоучений, или, хуже того, криков и оскорблений по поводу невыученных уроков. Одно из главных условий эффективности положительного подкрепления – его своевременность. Слишком раннее или запоздалое подкрепление не дадут нужного результата. «Мне кажется, - пишет автор, - что иногда, желая подбодрить детей («Молодец, хорошо, ты уже почти всё сделал правильно»), на самом деле мы их излишне рано подкрепляем. Возможно, при этом мы подкрепляем попытки. Но между попыткой сделать что – то и выполнением этого есть разница. Причитания типа «я не могу» иногда отражают фактическое положение вещей, но они могут быть и признаками того, что часто подкреплялись только попытки. Вообще, подкрепление поведения, которое ещё не совершилось, подарками, обещаниями, комплиментами или чем – нибудь в этом роде ни капельки этого поведения не подкрепляет. Если при этом что – то и подкрепляется, так это поведение, совершающееся в данное время, вероятнее всего, выпрашивание подкрепления». Одним из наиболее показательных примеров замечательной своевременности положительного подкрепления, которые приводит автор, является рёв толпы на стадионе в момент забитого гола. «У артистов кино, - пишет автор, - вообще не существует своевременного подкрепления, за исключением редкого отзыва режиссёра или оператора об их работе…».
Одним из наиболее полезных приёмов подкрепления является незаслуженная награда, которая во много раз превышает обыкновенное подкрепление и является сюрпризом. Если ваш ребёнок уже долгое время не проявляет желаемого поведения, сделайте ему сюрприз просто так – ни за что. Сюрпризом может быть всё, что угодно: билет в кино, новая игрушка или поход в кафе – мороженое. Главное, что бы эта незаслуженная награда оказалась удивительно приятной для вашего ребёнка. «Когда мне было пятнадцать лет, - повествует автор, - самым большим удовольствием для меня были уроки верховой езды. Конюшни, где я занималась, продавали билеты, каждый на десять уроков. По своим деньгам я могла позволить себе один билет в месяц. В то время я жила с отцом, Филиппом Уайли, и мачехой, Рики; и хотя они относились ко мне очень хорошо, я вступила в один из тех периодов юности. Когда беспрерывно целыми днями бываешь невыносимо грубым и противным. Однажды вечером супруги Уайли, которые были любящими и изобретательными родителями, сказали, что они ужасно устали от моего поведения и поэтому решили меня наградить. Они презентовали мне ослепительно новый, дополнительный билет на верховую езду. Кто – то из них не поленился съездить на конюшни, чтобы купить его. Поразительно! Незаслуженная награда. Как мне помнится, я с ходу переменилась, и Рики Уайли подтвердила это много лет спустя, когда я писала эту книгу».
Не смотря на то, что термин «подкрепление» в этой книге относится к положительному подкреплению, поведение может быть полностью сформировано с помощью отрицательного подкрепления. Отрицательное подкрепление – это то, чего обучаемый будет стараться избегать. «Отрицательное подкрепление – это не наказание. Наказание происходит после поведения, на которое оно должно воздействовать, и избежать наказания, и избежать наказания, изменив взгляды и поступки, вы не можете: неправильное поведение уже осуществилось. Малыш, которого отшлёпали за плохой табель успеваемости, может в дальнейшем учиться лучше или хуже, но не сможет изменить табель, который он уже принёс. Напротив, отрицательное подкрепление можно остановить сиюминутным изменением поведения». Если бы на человека, который курит в неположенном месте, обрушивался холодный душ, то проблема с курением в общественных местах была бы быстро решена. Нахмуривание бровей, неодобрительный взгляд, лёгкий шлепок являются сигналами к прекращению нежелательного поведения, то есть отрицательным подкреплением.
В замечательной книге К. Прайор ещё много практических советов и действенных способов управления поведением. Если вы заинтересовались и желаете использовать методику подкреплений в повседневной жизни, обязательно прочитайте эту книгу.