Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 1 курсов техникума профессий СПО Занимательная математика,математика в нашей жизни
Внеклассное мероприятие: «Занимательная математика. Математика в нашей жизни»
Цель: развитие познавательного интереса, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию знаний по математике, показать необходимость математических знаний в различных сферах жизни и профессиях.
Задачи: изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики. Ответить на вопросы: зачем нужна математика? что может дать математика каждой отдельной личности? Продемонстрировать творческие навыки, работу в команде.
Актуальность: в нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?». Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть все виды своей деятельности и доказать, что без математики не обойтись в быту.
Гипотеза: математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в различных профессиях. Математика служит во благо человеку. Всё в окружающем нас мире соответствует определённым математическим законам.
Подготовительная работа: пригласить гостей; оформить помещение; подготовить и распечатать тексты для выступлений и цветные карточки; изготовить подарки-сувениры, обеспечить техническое оснащение; подготовить выступления учащихся; рекомендовать литературу по теме для выступающих; провести консультации и репетиции; подготовить наглядный материал.
Участники: учащиеся 1-х курсов техникума, преподаватели, классные руководители, гости.
Форма проведения: познавательный урок- игра.
План проведения мероприятия.
I. Устный журнал «Математика в нашей жизни. Зачем она нужна?».
II. Игра- «Знатоки».
III. Подведение итогов, награждение.
Ход внеклассного мероприятия:
(Ведущая приветствует всех собравшихся на встречу и представляет участников и гостей.)
Эпиграф:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобой молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Устный журнал. Выступления учеников по теме: «Зачем нужна математика?»
Комментарии презентации устного журнала.
1-й ученик. 1) Явления всей Вселенной подчинены определенным числовым соотношениям. Число – это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными. Все упорядочивается в соответствии с числами. Вы слышите звуки музыки. Благозвучные, гармоничные аккорды не случайны. Важнейшие, гармонично звучащие музыкальные интервалы могут быть получены при помощи отношений чисел 1, 2, 3, 4.
2) Числовая гармония мира проявляется, например, и в том, как покрывается плоскость правильными многоугольниками. Было установлено, что возможны только три случая таких покрытий. А именно: вокруг одной точки плоскости можно плотно уложить три правильных шестиугольника, 4 квадрата, 6 правильных треугольников.
3) Для построения звездчатого многоугольника пользовались следующим свойством: каждая из его пяти линий делит каждую другую в крайнем и среднем отношении, т. е. меньший отрезок АС относится к большему СВ, как этот больший к целому отрезку АВ. АС :СВ=СВ:АВ.
Это соотношение впоследствии назвали золотым сечением. Золотым же сечение названо потому, что, где оно присутствует, ощущается красота и гармония. Пропорции хорошо сложенного человека подчиняются законам золотого сечения, что особенно заметно на примере греческих статуй.
4) Было измерено несколько тысяч человеческих тел и обнаружено, что для них отношение длины торса до талии к длине всего тела равно 0,615. Таким образом, соотношение частей тела у «статистически среднего» мужчины весьма близко подходит к золотому сечению.
Но не только пропорциями определяются законы гармонии. В основе красоты многих форм, существующих в природе, лежит, например, симметрия.
Почти все живые существа построены по законам симметрии. Недаром в переводе с греческого слово симметрия означает соразмерность.
5) Среди цветов, например, наблюдается поворотная симметрия. Многие цветы можно повернуть так, что каждый лепесток займет положение соседнего, цветок совместится сам с собой.
В расположении листьев на стеблях растений наблюдается винтовая симметрия. Располагаясь винтом по стеблю, листья как бы раскидываются в разные стороны и не заслоняют друг друга от света.
6) Нельзя не увидеть симметрию и в ограненных драгоценных камнях. Многие гранильщики стараются придать бриллиантам форму тетраэдра, куба, октаэдра или икосаэдра. Но эти замечательные тела еще и потому красивы, что в основе их пропорциональных линий лежит золотое сечение.
7) Надо упомянуть ещё и о периодичности как о законе гармонии. Не правда ли, прекрасны, бегущая волна, повторяющиеся соловьиные трели. Периодические колебания бесконечно разнообразны. Некоторые из них описываются тригонометрическими функциями.
(Выступления участников сопровождается слайдами из презентации)
2-й ученик . Математика и режим дня
Например, наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений.
-Занятия в техникуме– это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах.
-После учёбы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия (например, кто-то ходит на волейбол, кто-то на борьбу), сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день.
-И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.
Покупка продуктов
В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продуты по списку:
колбаса 0,5 кг
хлеб (белый и половинку буханки черного)
молоко 2 литра
кефир 1 литр
яйца 2 десятка
яблоки 1,5 кг
Дома нам придется рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно. Чтобы в магазине не пришлось переживать хватит ли нам денег и не придется ли что-то оставить, а потом приходить еще раз.
Семейный бюджет
В начале каждого месяца, многие люди, которые следят за своими расходами открывают тетрадь и рассчитывают как будут потрачены деньги. Они планируют расходы:
-оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, телефон, интернет);
-на питание (уже знаем сколько обычно нужно на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее));
-на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит);
-остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).
Ремонт дома
Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности которых будет зависеть ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.
Приобретение одежды
Нет ничего приятнее, чем покупка красивых новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую майку, радостно хватаем ее
Но тут подходит продавщица и интересуется какой размер нам нужен и этот вопрос приводит нас в замешательство. Мы, конечно, можем попросить ее подобрать нам одежду по размеру. Но не будешь, же с каждой вещью бегать к продавцу.
Тут нам снова приходиться обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, что вещь не оказалась очень длинной или же короткой.
Приготовление пищи
Каждый день мы готовим пищу. Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда мы просим научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики.
Необходимо рассчитать, сколько ингредиентов взять и в какой пропорции.
А если мы ждем гостей и одной порцией не обойтись, то придется все еще и умножить, например, на 2. И это только 1 пример! А сколько других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете!
Математика и увлечения
Многие из нас занимались в художественной школе, а для некоторых это до сих пор главное увлечение!. Казалось бы, эта область искусств совсем далека от математики. Однако это не так. Перед началом работы требуется рассчитать размер бумаги в зависимости от того, какого формата будет предполагаемая картина. Измеряем длину и ширину планшета, прибавляем к длинам сторон по 5 см и вырезаем лист бумаги нужного формата.
Часто нам требуется проводить параллельные прямые, изучать как будут выглядеть объекты в перспективе и учиться строить фигуры так, чтобы они были объемными, а не плоскими. Таким образом, можно сказать, что математика требуется нам повсюду, и нет такой области жизни, где бы мы могли без нее обойтись.
Слушаются выступления ещё четырёх учеников с докладами по данной теме (приложение)
Ведушая. Игра «Знатоки»
Правила игры:
К игре привлекаются ученики из всех групп, правильно ответившие на вопросы викторины первыми, и занимают стол, где разместится команда из 5 человек. Эта команда занимает стол лидера (на нем листочки с номерами задач). Остальные ученики занимают резервные столы. Оставшиеся ученики выступают как единая команда против знатоков, зарабатывая баллы за правильные ответы, если команда знатоков не смогла дать правильный ответ. Побеждает в соревнованиях та сторона, которая первой наберет 5 очков.
Время на обдумывание ответа- 3 минуты.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска
Викторина. Вопросы для зала
1.Найдите сумму чисел: 1000
30
1000
40
1000
20
1000
10 (4100)
2. Часы с боем отбивают 1 удар за 1 с. Сколько времени потребуется часам, чтобы они отбили 12ч.(11с)
3. Три курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12)
4.Который из рядов лишний:
2 5 8 11 14
1 4 7 10 13
10 20 30 40 50
3 6 9 12 15 (3)
5.Исключите лишнюю дробь:13 EMBED Equation.3 1415 (3)
6.Какая из дробей меньше половины? (1)
Дополнительные задачи:
1. Определите, какая точка на числовой окружности соответствует точке 2520о.
Правильный ответ: В) 00.
Решение:
2520о : 360о = 7(полных оборотов)
2. Самые древние горные породы, слагающие земную кору, имеют возраст
1,7 х 109 лет. Сколько лет этим горным породам?
Правильный ответ: А) 1 700 000 000.
Решение:
Стандартная запись числа, нужно перенести запятую на 9 цифр вправо, т.е. умножить на 1 000 000 000.
3. Маша и Даша купили одинаковые юбки. Даша купила юбку за полную стоимость, а Маша купила юбку во время распродажи. Маша заплатила за юбку 800 рублей. Сколько денег заплатила Даша, если магазин сделал скидку 20%.
Правильный ответ: D) 1000.
1 способ.
100-20%= 80%
80% - это 800 рублей
800 : 80= 10 (руб.) в 1 %
10*20= 200 (руб.) - скидка
800 + 200=1000 (руб.)
Задачи, предлагаемые знатокам.
№1
Запишите, пожалуйста, два числа, чтобы их сумма и произведение были равны между собой. Ответ : (-1 и 1/2)
№2
Газету разорвали на 3 части, потом одну из них разорвали еще на 3 части и так 40 раз. Сколько получилось частей? Ответ: (81)
№3
Уважаемые знатоки! Не могли бы, вы, точно сообщить, когда начнется 22 век? Ответ:(1 января 2101года)
№4
На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?
Ответ: (на 19 день)
№5
На почтовом ящике написано: «Выемка писем производится пять раз в день с 7 до 19 часов». И, действительно, первый раз почтальон забирает почту в 7 утра, а последний – в 7 вечера. Через какие равные интервалы времени вынимаются письма из ящика?
(Промежуток времени с 7 до 19 ч составляет ровно 12 часов. В течение этого времени почтальон пять раз вынимает почту из ящика через равные интервалы (4 интервала). 12:4=3 )
Ответ: (через 3 часа)
III. Подведение итогов.
Побеждает команда, набравшая первой 5 очков.
Объявляется лучший игрок от каждой из сторон / за лучший зрительский ответ и лучший ответ из затоков (больше всех набравший очков)/
Проводится награждение.
Выводы :
Выполнив данную работу, можно сделать вывод:
-трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где ни приходилось бы группировать предметы в нужном порядке, пересчитывать, находить их размеры, форму, определять взаимное положение;
-строения и предметы, которые нас окружают состоят из геометрических фигур;
-математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах;
-кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении цели;
-математика нужна и учителю, и врачу, и артисту, и художнику, и ребенку, и домохозяйке.
-Математика - это важный, интересный, увлекательный и главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет.
Спасибо за внимание!!!
Список литературы:
1) Аксенова. М. Д. - Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика/ Главный ред. М.Д. Аксенова. - М. Аванта+, 1998.
2) Гашков С.Б.,Олехник С.Н., Сергеев И.Н. Примени математику , М.:Наука, 1991.
3) Глейзер.Г.И. «История математики в школе» , М.: Просвещение, 1983
4) Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000).
5) Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 1997,1999.
6) Материалы интернет- ресурсов ( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ru.wikipedia.org )
http://images.yandex.ru/yandsearch?text.