Мастер-класс «Обучение педагогов и родителей игре в шахматы»
Мастер-класс «Обучение педагогов и родителей игре в шахматы»
Цель проведения: Показать методы и приёмы обучения детей шахматам в условиях детского сада.
Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматные доски по количеству участников, шахматное поле, шапочки с шахматными фигурами по количеству участников, планшеты с заданиями, маркеры, салфетки, наборы с цифрами, шахматные поля и пешки, «Волшебный мешочек».
Место проведения: Мастер-класс проводиться в групповом помещении или в кабинете, где есть возможность подключения видеопроектора.
Содержание мастер-класса
Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду. Когда-то давным-давно в Персии жил Хан.
Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны.
Что же делать? Ему стало скучно.
Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную красивую доску и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито.
Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь и башни и конница и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.
Давайте и мы с вами познакомимся с некоторыми азами шахматной игры. «Снова в бой ведёт войска - деревянная доска». Вот перед вами шахматная доска. Состоит она из 64 чёрных и белых полей. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу (описание и рассматривание настольной шахматной доски)
Задание №1. Положите шахматные доски перед собой правильно.
Всю доску можно разложить на 8 горизонталей (покажите рукой горизонталь перед грудью). (Приложение №1)
На 8 вертикалей (покажите рукой вертикально) .На большие и маленькие диагонали (руки крестом)
Задание №2. Перед вами 4 шахматные доски, но только одна из них правильная. Поднимите цифру, которая соответствует правильной доске. (Приложение №2) .Задание №3. Посчитайте, сколько правильных диагоналей на рисунке и поднимите правильную цифру. (Приложение №3) .Задание №4. У вас на столах в конвертах лежат шахматные поля. Выложите из них горизонтали и вертикали.
Задание №5. Маленькие пешки расставьте по диагонали.
Давайте теперь познакомимся с шахматными фигурами.
Задание №6. Расставь фигуры.
Я буду читать стихотворение и расставлять фигуры, а вы будете повторять за мной и выставлять на своей доске те же фигуры.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
В результате все фигуры занимают свои места.
Задание №7. Игра «Волшебный мешочек» каждый гость на ощупь выбирает себе фигуру.
Задание №8. По команде «Найди своё место» - каждый участник берёт себе шапочку, соответствующую вытянутой фигуры и занимает место на напольном шахматном поле.
Продолжение легенды… Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил «Король – умер! », что в переводе с персидского обозначает «Шах-мат! ». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.