Конспект внеклассного занятия История русского национального костюма (3 класс)


Тема: История русского национального костюма.
Цель: Формировать умение вступать в диалог, апробировать элементы исследовательской деятельности – умение формулировать гипотезу.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, картонные контуры женского платья, конверты с набором женской одежды, краски.
 
Ход занятия.
1.     Игра «Составь ансамбль женского костюма».
Руководитель:
- Вы отвечали на вопрос, какие элементы женского костюма входили в его ансамбль. Сейчас проверим, как вы справились с этим заданием.
- Я  предлагаю разделиться на группы . (У каждой группы  набор элементов женской одежды, сделанный из бумаги).
Задание: Создать ансамбль женского костюма и объяснить, почему были выбраны именно эти элементы одежды (назвать их).
- Ответить на вопрос:
Что и сегодня составляет основной вид женской одежды? (Платье).
2.     Создание проблемной ситуации.
Руководитель:
(На экране появляются силуэты женщин, одетые в русские  национальные костюмы, но разных областей России).
- Посмотрите, пожалуйста, эти женщины одеты в национальный русский костюм: все элементы одежды показывают это. Есть ли в одежде этих женщин разница? В чём она и почему она могла появиться?
(Дети ищут разницу в одежде предложенных костюмов, называют её).
3.     Формулирование гипотез, обсуждение разных вариантов.
Руководитель:
- Попробуйте предположить, почему могла появиться разница в элементах одежды русского национального костюма?
(Дети высказывают разные предположения: в зависимости от места жительства, в зависимости от модных тенденций, в зависимости от времени года, в зависимости от возраста и другие).
4.     Сообщение темы занятия.
Так на какой вопрос мы хотим сегодня ответить? (Почему могла появиться разница в элементах одежды русского национального костюма).
5.     Проверка гипотез (предположений учащихся).
а) Руководитель:
- Давайте рассмотрим некоторые ваши предположения, например, в зависимости от времени года; в зависимости от модных тенденций; в зависимости от возраста).- Чтобы начать рассуждение, что сначала нужно определить?
(Выбрать тему, которую будем обсуждать).
- С чего начнём? (Договариваются). Но дети говорят каждый о своём.
Руководитель:
- Почему у нас не получается общего суждения, что мы ещё не сделали?
(Должны прийти к мнению, что надо составить план, по которому будут отвечать на вопрос).
б)  Составление плана.
    (Дети обсуждают данные предположения и предлагают свои суждения).
6.     Самостоятельная работа детей.
а) Изготовление из бумаги контура женского платья.
 Руководитель:
- Изготовить из бумаги контур женского платья (по лекалу из картона) и расписать его тем рисунком, который вы выберете сами.
б) Самостоятельный выбор детьми варианта художественного оформления платья.
7. Итог занятия.
Организация выставки детских изделий.
7. Домашнее задание.
Руководитель:
- Какое предположение мы не успели обсудить?
(Разница в элементах национального  русского костюма могла появиться и в зависимости от места жительства).
Вот это предположение попробуйте рассмотреть дома.