Внеурочная деятельность по английскому языку По странам и континентам
«По странам и континентам»
1. Пояснительная записка
Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школы, но и в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культуре других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Роль иностранного языка особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л.В. Щерба) Язык для детей становится прежде всего средством развития, познания и воспитания. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществом сензитивного периода усвоения иностранного языка в раннем школьном возрасте. Ведь экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка в известной мере утрачивается гибкость речевого механизма. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений.
Цель:
научить учащихся навыкам свободного общения на уровне «начинающий», познакомить с традициями, обычаями и культурой стран изучаемого языка.
Задачи:
Образовательные:
приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках изученной тематики;
формировать у учащихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
научить элементарной диалогической и монологической речи;
изучить основы грамматики и практически отработать применения этих правил в устной разговорной речи;
выработать у учащихся навыки правильного произношения английских звуков и правильного интонирования высказывания;
Развивающие:
создать условия для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;
развивать мышление, память, воображение, волю.
расширять кругозор учащихся;
формировать мотивацию к познанию и творчеству;
ознакомить с культурой, традициями и обычаями страны изучаемого языка;
развивать фонематический слух;
Воспитывающие:
воспитывать уважение к образу жизни людей страны изучаемого языка;
воспитывать чувство толерантности;
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста:
комплексная реализация целей: коммуникативная, развивающая, воспитывающая;
коммуникативной направленности;
осознанного владения иностранным языком;
наглядности.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения.
2. Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Программа «Английский язык – окно в мир» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а так же познавательных и языковых способностей; способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
Программа имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, а также ознакомление с культурой, традициями и обычаями англоговорящих стран: Великобритании, США, Австралии, Канады.
Новизна предлагаемой программы состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей (навыков свободного общения и прикладного применения английского языка) в сочетании с приобретаемыми страноведческими знаниями.
3. Описание места программы в структуре ООП
Программа является неотъемлемой частью программы по внеурочной деятельности начального общего образования школы. Программа рассчитана на 102 часа из расчета 1 час занятий в неделю в каждый год обучения со 2 по 4 класс. Программа обеспечивает преемственность изучения английского языка между начальной школой и базовым курсом средней общеобразовательной школы.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к культуре народов другой страны. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Результаты освоения программы
Личностные результаты:
-общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
-осознание себя гражданином своей страны;
-осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
-знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, традиции).
Метапредметные результаты:
-развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
-развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарной коммуникативной задачи;
-расширение лингвистического кругозора;
-развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
-формирование мотивации к изучению иностранного языка;
-владение умением работы с разными учебными пособиями.
Предметные результаты:
-овладение начальными представлениями о нормах английского языка(фонетических, лексических, грамматических), умение сравнивать языковые единицы (звук, слово).
А. В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция:
В говорении:
-вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
-уметь рассказывать о себе, семье, друге.
В аудировании:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном материале.
Языковая компетенция:
-адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
-распознавание и употребление в речи изученные лексические единицы и грамматические конструкции.
Социокультурная осведомлённость:
-знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на английском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов и песен), знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в англо-говорящих странах.
Б. В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, словосочетаний, простых предложений;
-умение распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
-умение действовать по образцу;
-умение пользоваться транскрипцией;
-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
-представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
-приобщение к культурным ценностям другого народа.
Г.В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций;
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
Говорение:
1.Диалогическая форма
-умение вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-рудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
-умение вести диалог-расспрос, диалог побуждение к действию.
2.Монологическая форма
-умение пользоваться коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика персонажей.
Аудирование:
-умение воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке
-умение вербально и невербально реагировать;
-умение воспринимать на слух небольшие доступные тексты в аудиозаписи на изученном материале.
6. Содержание программы
1-й год обучения (2 класс)
Страноведение:
Младшим школьникам об истории Британии – 9 часов.
Лондон – столица Великобритании – 2 часа.
Праздники в Британии – 8 часов.
Традиции Британии – 3 часа.
Волшебный мир английской литературы – 8 часов.
Спорт в Британии – 4 часа.
Коммуникативная грамматика.
Учимся здороваться и прощаться по-английски. Учимся узнавать о том, как зовут собеседника и представляться самим. Учимся выражать радость и сожаление. Учим английские местоимения. Учим названия растений (цветов, деревьев и ягод). Учимся рассказывать по-английски о том, что нам нравится и не нравится. Учимся называть по-английски географические понятия (река, озеро, море, горы, лес). Учимся говорить по-английски о том, что мы можем и хотим увидеть. Учимся выражать свои чувства по-английски. Учимся говорить о том, что у нас есть и чего у нас нет. Учим названия продуктов. Единственное и множественное число имени существительного. Учим названия животных и некоторые прилагательные по-английски. Учим названия членов семьи, некоторые прилагательные по-английски. Учимся описывать сказочных героев. Учим названия видов спорта по-английски.
2-й год обучения (3 класс)
Страноведение.
Прогулки по Британии – 6 часов.
Волшебный мир британского искусства – 3 часа.
Известные британцы – 4 часа.
Как живут британцы – 2 часа.
Младшим школьникам об истории Америки – 1 час.
Как живут американцы – 7 часов.
Праздники и традиции США – 2 часа.
Знаменитые американцы – 2 часа.
Путешествие по США – 7 часов.
Коммуникативная грамматика. Учим лексические единицы по теме «Город» и предлоги. Учимся описывать город. Учим конструкции «Я бы хотел(а)…/ Я хочу». Учим настоящее простое время и повторяем личные местоимения. Учим лексические единицы по теме «Характер человека» и повторяем глаголы to be, to have. Учимся делать краткие сообщения на английском языке. Учим лексические единицы по теме «Дом» и учимся описывать дома. Учим лексические единицы по теме «Город и транспорт». Учимся рассказывать о городах. Учим лексические единицы по теме «Еда» и составляем рецепты.
3-й год обучения (4 класс)
Страноведение.
Знакомство с Австралией – 6 часов.
Флора и фауна зеленого континента – 6 часов.
Знакомство с Канадой – 5 часов.
Природное богатство Канады –5 часов.
Спорт в жизни канадцев – 5 часов.
Мифы, легенды, баллады – 7 часов.
Коммуникативная грамматика. Учим названия необычных животных. Учим географические названия и названия растений. Учимся делать короткие монологические высказывания и отвечать на вопросы собеседника. Учим Past Simple Tense и Future Simple Tense для того, чтобы описывать события. Учимся делать краткие сообщения на английском языке. Учимся рассказывать о городах. Учим стихи, песни.
7. Тематическое планирование с определением основного вида деятельности.
2 класс
№ п/п Тема занятия Основной вид деятельности Дата
Младшим школьникам об истории Британии – 9 часов. 1 Зачем мы учим английский язык Беседа и викторина. 2 Учимся здороваться и прощаться по-английски. Разучивание стихов и песен. 3 Красная роза, чертополох, лук-порей, трилистник Интерактивные путешествия и игра. 4 История и мистика английского языка Интерактивное путешествие и викторина 5 Кто такие кельты, пикты, скоты, викинги и бриты. Интерактивное путешествие и викторина. 6 Загадочное место – Стоунхендж. Интерактивная экскурсия и викторина. 7 Открываем Шотландию. Интерактивное путешествие и викторина. 8 Живописный Уэльс. Интерактивная экскурсия и викторина.
9 Знакомство с Северной Ирландией. Интерактивное путешествие и викторина Лондон – столица Великобритании – 2 часа. 10 Кто такая королева? Интерактивное путешествие и викторина. 11 Интересные места Лондона. Интерактивное путешествие и викторина. Праздники в Британии – 8 часов. 12 Хэллоуин. Беседа, викторина, разучивание песенок и стихов.
13 14 Кто такой Гай Фокс? Беседа, викторина, разучивание песенок и стихов. 15 Happy New Year Беседа, викторина, разучивание стихов. 16 Рождество по-британски. Интерактивная игра. 17 День Святого Валентина. Разучивание стихов, изготовление открыток. 18 Как британцы отмечают Пасху? Беседа и викторина 19 День смеха по-русски, а по-британски – День дурака. Беседа, викторина, игра, разучивание стихов. Традиции Британии – 3 часа. 20 Чай для британцев. Беседа, викторина. 21 Учимся говорить вежливые фразы по-английски. Беседа, викторина. 22 Правила хорошего тона по-английски Ролевая игра. Волшебный мир английской литературы – 8 часов. 23 Английские народные сказки, стихи и песни. Чтение сказок, разучивание стихов и песен, викторина, иллюстрирование героев сказок. 24 Учим названия животных Разучивание стихов, игра 25 В гостях у Винни-пуха. Интерактивная беседа и викторина, просмотр фрагментов мультфильма, иллюстрирование героев сказок. 26 27 28 «Мэри Поппинс». Интерактивная беседа и викторина, просмотр фрагментов мультфильма, иллюстрирование героев сказок. 29 30 Питер Пэн Интерактивная беседа и викторина, просмотр фрагментов мультфильма, иллюстрирование. Спорт в Британии – 4 часа. 31 Учим названия видов спорта по-английски Игра, разучивание стихов. 32 Футбол и регби. Интерактивная беседа, викторина. 33 Что такое крикет? Интерактивная беседа, викторина. 34 Спорт в жизни британца. Беседа, викторина. 3 класс
№ п/п Тема занятия Основной вид деятельности Дата
Прогулки по Британии – 6 часов. 1 Добро пожаловать в Ливерпуль. Интерактивное путешествие и викторина. 2 Что мы знаем о Манчестере? Интерактивное путешествие и викторина. 3 Удивительный Эдинбург. Интерактивные путешествия и игра. 4 Глазго. Интерактивное путешествие и викторина. 5 Оксфорд. Интерактивное путешествие и викторина. 6 Замки Британии. Интерактивное путешествие и викторина. Волшебный мир британского искусства –3 часа. 7 Известные музеи и галереи Британии. Интерактивная экскурсия. 8 У.Тернер. Беседа и интерактивная игра. 9 Джон Констебель. Беседа и интерактивная игра. Известные британцы – 4 часа. 10 Елизавета I и королева Виктория. Интерактивные беседа и викторина. 11 Шекспир. Интерактивные беседа и викторина. 12 Что мы знаем о Дарвине? Интерактивные беседа и викторина. 13 Чарли Чаплин. Интерактивные беседа и викторина. Как живут британцы? – 2 часа. 14-15 Мой дом – моя крепость. Интерактивные беседа и викторина, рисование. Школьникам об истории Америки – 1 час. 16 Кто такие индейцы? Традиции и обычаи индейцев. Интерактивное путешествие и викторина. Как живут американцы? – 7 часов. 17 Американские дома. Интерактивные беседа и викторина. 18 Американская еда Интерактивные беседа и викторина. 19 Ни дня без машины! Интерактивные беседа и викторина. 20
Кто такие филантропы? Интерактивные беседа и викторина. 21 Американские деньги. Интерактивные беседа и викторина. 22 Что мы знаем о баскетболе и бейсболе? Интерактивные беседа и викторина. 23 Так живут американцы. Работа над проектом и его презентация. Праздники и традиции США – 2 часа. 24 Хэллоуин по-американски. Интерактивные беседа и викторина. 25 Рождество и Новый год – готовимся к праздникам. Рисование, разучивание песен, стихов и игр. Знаменитые американцы – 2 часа. 26 Джордж Вашингтон – первый американский президент. Интерактивные беседа и викторина. 27 Марк Твен. Интерактивные беседа и викторина. Путешествие по США – 7 часов. 28 Это Голливуд! Интерактивное путешествие и викторина. 29 Лос-Анджелес. Интерактивное путешествие и викторина. 30 Сан-Франциско – самый романтичный город. Интерактивное путешествие и викторина. 31 Нью-Йорк Интерактивное путешествие и викторина. 32 Чикаго Интерактивное путешествие и викторина. 33 Добро пожаловать в Майами! Интерактивное путешествие и викторина. 34 Британский английский и американский английский. Беседа и викторина. 4 класс
№ п/п Тема занятия Основной вид деятельности Дата
Знакомство с Австралией – 6 часов. 1 Неизвестная Южная Земля. Интерактивное путешествие и викторина. 2-3 В гости к киви, коале и кенгуру. Интерактивное путешествие и викторина. 4 Национальные символы страны. Интерактивное путешествие и викторина. 5 Прогулки по Австралии: Сидней. Интерактивное путешествие и викторина. 6 Прогулки по Австралии: Эллис Спрингс. Интерактивное путешествие и викторина. Флора и фауна зеленого континента – 6 часов. 7-8 Разнообразие ландшафтов Австралии. Интерактивное путешествие, беседа. 9 Сумчатые млекопитающие. Интерактивное путешествие, викторина. 10 Опасные и ядовитые виды животных и растений. Интерактивное путешествие, беседа. 11 Большой барьерный риф – чудо природы. Интерактивное путешествие, беседа. 12 Серфинг в жизни австралийцев. Интерактивное путешествие, беседа. Знакомство с Канадой – 5 часов. 13 Что мы знаем о Канаде? Беседа и интерактивная игра. 14 Путешествие в страну озёр. Интерактивная экскурсия и викторина. 15 Оттава – столица Канады. Интерактивная экскурсия и викторина. 16 Путешествие по Торонто. Интерактивная экскурсия и викторина. 17 Туда, где говорят по-французски. Путешествие в Квебек. Интерактивная экскурсия и викторина. Природное богатство Канады – 5 часов. 18 Климат. Интерактивная экскурсия и викторина. 19-20 Животный мир. Интерактивная экскурсия и викторина. 21 Великие озера Канады. Интерактивная экскурсия и викторина. 22 Национальные парки Канады. Интерактивная экскурсия и викторина. Спорт в жизни канадцев – 5 часов. 23 Спорт в жизни канадцев. Беседа, чтение на английском языке. 24 Любимый вид спорта – хоккей на льду и кубок Стэнли. Интерактивная экскурсия. 25 Игра с «камнями». Интерактивная экскурсия. 26 Олимпийские столицы. Интерактивная экскурсия. 27 Официальные языки Канады. Интерактивная экскурсия. Мифы, легенды, баллады – 7 часов. 28 Как английские дни недели получили своё название. Интерактивная экскурсия в прошлое. 29 Сказания о короле Артуре и рыцарях круглого стола. Чтение на русском и английском языках, беседа, викторина. 30 Баллады о Робине Гуде. Чтение на русском языке, беседа, викторина. 31 Баллады о Робине Гуде. Чтение на русском языке, беседа, викторина, рисование. 32 Баллады о Робине Гуде. Чтение на русском языке, беседа, викторина, рисование. 33 Кельтские мифы. Чтение на русском языке беседа, викторина. 34 Кельтские мифы. Чтение на русском языке, беседа, викторина, рисование. 8. Описание материально-технического обеспечения.
1.Компьютерная техника (компьютер, принтер).
2.Аудиосредства (магнитофон)
3.Канцелярские принадлежности (бумага, цветная бумага, ножницы, карандаши, фломастеры, фотографии.)
4.Интернет-ресурсы.
5.Энциклопедии.