Методическая разработка Прикосновение ( декорирование иконы на стекле)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Городской Дворец детского и юношеского творчества
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРИКОСНОВЕНИЕ»
(Декорирование репродукций на стекле)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Пименова Любовь Николаевна,
МБОУ ДОД ГДДЮТ
г. Нижний Тагил
2012 г

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Аннотация PAGEREF _Toc381108694 \h 3Введение PAGEREF _Toc381108695 \h 4Основная часть PAGEREF _Toc381108696 \h 6План-конспект занятия №1 PAGEREF _Toc381108697 \h 9План – конспект занятия №2 PAGEREF _Toc381108698 \h 11План – конспект занятия №3 PAGEREF _Toc381108699 \h 13Заключение PAGEREF _Toc381108700 \h 16Список использованных ресурсов PAGEREF _Toc381108701 \h 17

АннотацияМетодическая разработка «Прикосновение» представляет собой серию учебных занятий, направленных на ознакомление обучающихся с копированием и декорированием репродукций библейского содержания на стекле. В сборнике представлен опыт работы руководителя детской творческой студии «Декор» МБОУ ГДДЮТ г. Нижний Тагил.
Материалы методической разработки «Прикосновение» направлены на решение таких вопросов, как: формирование эстетического восприятия окружающего предметного мира, приобщение обучающихся к изучению культуры православия, развитие нравственных качеств личности ребенка и эстетической культуры. Занятия декоративно-прикладным творчеством формируют у детей гармоничное и жизнерадостное восприятие действительности. Это особенно ценно в нашей агрессивной информационной среде.
В содержании методической разработки описаны техники декорирования библейских сюжетов на стекле, представлены фрагменты занятий с использованием разных способов постановки и решения творческой задачи, освещены вопросы использования новых форм работы по приобщению ребенка к истокам православной культуры.
Методическая разработка «Прикосновение» адресована педагогам, работающим в сфере образования и искусства, а так же родителям, интересующимся вопросами росписи по стеклу.

ВведениеАктуальность данной работы
Как показывает практика моей педагогической деятельности, эмоциональная насыщенность произведений декоративно – прикладного искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира обучающихся.
Витражная роспись по стеклу – очень интересное направление, которое привлекает разнообразием своих техник выполнения и приемов работы. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
Актуальность содержания методической разработки заключается в приобщении детей к миру декоративно-прикладного искусства как к духовному опыту поколений, овладение знаниями об искусстве витража, способами такой художественной деятельности как рисунок на стекле, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Методическая разработка носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами декорирования икон и библейских сюжетов на стекле. Обучение данной технологии создаёт благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Новизна методической разработки.
Определенной новизной предлагаемой методической разработки является обращение к одному из древнейших и популярных видов творческой деятельности – витражному искусству, в частности декорирование икон и библейских сюжетов на стекле.
Посредствам техники витражного искусства осуществляется приобщения ребенка к истокам православной культуры: через знакомство с православными иконами, повествованиями о житие святых людей на Руси, декорирование икон и библейских сюжетов.
При организации совместной деятельности с детьми предусмотрено использование активных форм работы: экскурсии в музеи, храмы.
Цель методической разработки: разработка серии учебных занятий по декорированию икон и библейских сюжетов на стекле.
Условия применения:
Для эффективной реализации данной методической разработки необходимы:
Творческий коллектив обучающихся (не ранее 3 года обучения по программе)
Учебная аудитория (желательно со специально оборудованными местами для работы)
Дидактические и раздаточные материалы (инструменты, краски, схемы, репродукции т.д.)
Видео-сюжеты, мультимедийные презентации по теме разработки.
(что нужно для того, чтобы методическая разработка была бы реализована в практике образования);
Трудоемкость, ограничения.
Реализовать методическую разработку возможно не только в условиях образовательного учреждения дополнительного образования, но и в других ОУ. Возможно приобретение красок для росписи по стеклу (при их отсутствии). Организация платных экскурсий в музеи, храмы города.
На каждую тему занятий планируется не менее 3 часов.

Основная частьДетский творческий коллектив «Декор», руководителем которого я являюсь, занимается декоративной росписью по стеклу. Со стеклом мы работаем недавно – всего третий год.
На начальном этапе обучения дети выполняли достаточно простые задания: изображения птичек, игрушек, животных, и на стекле небольшого размера учились обводить рисунок специальным контуром для стекла, примерно так, как дети обводили в прописях крючочки и буквы. Только на стекле это сделать намного сложнее, чем в прописях, так как контур может смазаться при неосторожном движении. Позднее мы пробовали различные способы декорирования стекла – витражную роспись, точечную роспись (контурами), украшали изделия из стекла – вазы, бокалы с использованием бисера, страз и бусин. Работы детей носили творческий характер и были выполнены на достаточно высоком уровне.
«Однажды одна из девочек принесла из дома репродукцию иконы «Умиление». Сказала, что хочет «сделать такую же». Мы вместе внимательно рассматривали репродукцию, и подмечали все тонкости и детали изображения. Вместе решив, что иконы должны писать особенные, специально прошедшие обучение люди, мы не стали самостоятельно рисовать Богородицу. Мы положили на репродукцию подходящее по размеру стекло и бережно, с душевным трепетом девочка начала работу. Она вначале очень тонко и верно обвела изображение контуром по стеклу. Затем, после того, как контур подсох, мы определились с выбором оттенка краски для одежд Богородицы, и девочка стала делать аккуратную заливку. Далее мы приклеивали бисеринки, стразы и бусинки на кайму одежд, украшали нимб. Надо сказать, что работа над иконой продолжалась три недели, и когда подошла к завершению – у нас была нарядная, красивая и нежная икона на стекле. Лика Богородицы мы не касались, мы украшали только одежды. Это был наш первый опыт.
Когда – то давно, лет 20 назад, моя семья недолго жил на Вятке. И получилось так, что мне предложили написать иконы для одной церкви в небольшом городке. Никогда ранее этим не занимаясь, я с интересом согласилась. Тогда я даже не представляла, какой переворот в моей душе произведет эта работа. Меня учили все – батюшка, иеромонахи, приносили книги и пособия по иконописи, вели бесконечные беседы и учили, подсказывали. Таким образом, почти за 10 месяцев работы появился иконостас, и царские врата, и дьяконские врата, и несколько икон по стенам церкви. Всего икон было 24. К моему великому сожалению, то ли по давности, то ли вследствие моей духовной скудости, я не могу вспомнить ни имени батюшки, наставляющего и благословившего меня на труд, ни имен монахов, молодых людей со светлым взглядом, от которых исходила такая благодать. Я благодарна судьбе за то, что дала мне такую возможность, что почему-то выбрала именно меня.
Теперь девочка из нашего коллектива вновь вернула меня к событиям тех лет. Я решила попробовать сделать то же самое сама. Выбрала краски надежные, чистые и сочные, на смоляной основе, которые не смываются водой. И первой иконой, репродукцию которой я декорировала, стала «Богоматерь Владимирская», первая написанная мной икона из иконостаса вятской церковки.
Затем мы с ребятами обратились к изучению иконописи на стекле, поскольку работаем непосредственно со стеклом. Но искусство это очень редкое, давно и незаслуженно забытое. Встречается лишь в Украине, Польше, Румынии. Современная художница из Украины Галина Кузьменко-Кузнецова – пожалуй, единственная, кто вплотную занимается этим творчеством. На одном из занятий мы познакомились с милым, наивным и немного детским творчеством этой художницы, совершили увлекательную виртуальную экскурсию на выставку ее работ.
Все ребята, занимающиеся в кружке, пожелали попробовать свои силы в написании иконы на стекле. Читали о житие святых людей, о Рождестве Христовом, о православных праздниках на Руси. Выбрав для себя икону для копирования, основательно ее изучив, делали эскиз карандашом на бумаге, затем переносили рисунок на стекло, обводя его контуром. Затем – ровная заливка локальными цветами. Работы были интересные, яркие, но дети оставались недовольны самостоятельно написанными ликами святых.
Мы решили остановиться на декорировании репродукций. Их дети приносили сами – православные календари, брошюры и другие печатные издания.

План-конспект занятия №1Тема занятия: Витражная роспись библейского сюжета «Рождество Христово».
Цель: развитие навыков декорирования на стекле посредством изображения рождественских сюжетов.
Задачи:
Знакомство с искусством иконописи на стекле
Самостоятельное выполнение композиции на тему Рождества в технике витражной росписи.
Расширить представления обучающихся о русской православной культуре и праздниках.
Формировать композиционные навыки.
Воспитывать ценностное отношение к православным традициям и обычаям.
Тип занятия: занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы: индивидуальные, групповые, творческое проектирование.
Методы: объяснительно-иллюстративный метод (с использованием мультимедийной установки), метод демонстрации, работа с источником, постановка проблемных вопросов, исследовательский метод обучения, метод коллективного творческого поиска, деятельностный метод обучения.
Используемые средства:
для педагога: Икона «Рождество Христово», хвойный венок, гирлянды, свечи, макет вертепа с фигурками и свечами.
Видеоматериал (мульткалендарь), репродукции картин художников с библейскими сюжетами на тему Рождества.
для обучающихся: обработанное стекло, набор контуров, витражные краски, кисти, салфетки, ватные палочки, жидкость для обезжиривания, бумага, карандаш, акварель, бисер, кристаллы и др.Содержание занятия
Просмотр видеоролика «Мульткалендарь. 7 января».
Беседа о празднике Рождества, его истоках и традициях. (Приложение №1 «Мульткалендарь»), (Приложение №1.1. «Рождество»)Рассматривание репродукций на тему Рождества (Приложение №1.2. «Божьи стекла»)Постановка творческой задачи:
создать на стекле яркую праздничную композицию «Рождество», дополняя локальные цвета орнаментами с использованием контуров, бисера, блесток, кристаллов.
Самостоятельное выполнение эскиза композиции «Рождество» (бумага, карандаш)
Работа локальными цветами (акварель)
Технология работы над витражом
Нанесение изображения на стеклянную поверхность, подложив эскиз под стекло и закрепив клейкой лентой.
Затем наносим контур, даём высохнуть, излишки убираем палочкой.
После высыхания контура, наносим краску, аккуратно заливая тонкой кистью. Излишки краски убираем ватной палочкой. ВНИМАНИЕ! Работа должна находиться в горизонтальном положении до полного высыхания краски.
По высохшей краске нанести добавления орнамента цветными, золотыми, серебряными контурами.
Декорирование витража кристаллами, бисером.
Просмотр работ с обсуждением.

План – конспект занятия №2Тема занятия: «Святые люди Руси». Копирование репродукции в технике витражной росписи.
Цель занятия: Знакомство с образами святых людей Руси. Освоение приемов орнаментального декорирования.
Задачи:
Копирование на стекле репродукций икон и их декорирование.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе выполнения творческой задачи.
Расширение представлений детей о профессии «иконописец» и ее истории.
Тип занятия: комбинированное занятие
Формы работы: индивидуальные, групповые, творческое проектирование.
Методы: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций, поиск и отбор аргументов и решение проблемы обучающимся, метод демонстрации, работа с источником, метод коллективного творческого поиска, деятельностный метод обучения.
Используемые средства:
для педагога: (Приложение №2). Слайды с православных сайтов с иконописными образами святых. (Приложение №2.1. Обзор-беседа «Святые люди Руси»).
Виртуальная экскурсия в иконописную мастерскую.
Православные календари, репродукции.
для детей:
стекло обработанное;
контуры акриловые;витражные краски;
кисти;
салфетки;
ватные палочки;
растворитель для промывания кистей;
бисер, кристаллы.
Содержание занятия.
Иллюстративный рассказ с обсуждением наиболее интересующих вопросов темы.
Постановка творческой задачи:
Выбор наиболее заинтересовавшего образа для копирования.
Максимально точно воспроизвести образ, не нарушая канонов и внося при этом свой индивидуальный мотив, например, орнаментальное декорирование нимба, одежд, фона, использование искусственного жемчуга при работе над женскими образами, декор кристаллами и контуром с блестками.
Работа над витражом – по схеме.
Просмотр работ, обсуждение.

План – конспект занятия №3Тема занятия: «Святые дети. Царская семья».
Цель занятия: Познакомиться с историей семьи последнего русского императора.
Задачи:
Формирование чувства сопричастности к историческим событиям.
Самостоятельное выполнение творческой работы «Царская семья. Образы детей».
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Формы работы: индивидуальные, групповые, творческое проектирование.
Методы: методы практической работы, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, метод демонстрации, работа с источником, метод коллективного творческого поиска, деятельностный метод обучения, наглядн0-демонстративные методы обучения.
Используемые средства:
для педагога: фото- и видео материалы о царской семье, виртуальная экскурсия на Ганину Яму, в Храм «На крови» ( Екатеринбург).
для детей:
стекло обработанное;
контуры акриловые;
витражные краски;
кисти;
салфетки;
ватные палочки;
растворитель для промывания кистей;
бисер, кристаллы.
Содержания занятия.
Чтение отрывка из книги Марины Кравцовой «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников» с последующим обсуждением (Приложение №3)
Просмотр фото материалов (Приложение №3.1.)
Работа над витражом – по схеме. Самостоятельное выполнение творческой работы «Царская семья. Образы детей».
Просмотр работ, обсуждения.
Технология работы по декорированию икон
и библейских сюжетов на стекле
№ Содержание деятельности Примечания
Выбор иконы для декорирования Ксерокопирование выбранной репродукции В копировальном салоне на хорошей бумаге, в хорошем качестве.
Тщательное и подробное изучение образа святого (кто это, когда жил, почему после смерти его канонизировали, когда и в каких случаях следует обращаться с просьбой о заступничестве перед Богом, либо с благодарностью).
Постановка творческой задачи
Определение цвета одежд, предметов в руках, головного убора, украшений на одеждах Подбор стекла, подходящего по размеру. Стекло лучше брать толщиной от 4 мм и больше. В ином случае, работу легко сломать неосторожным движением. К тому же на толстых стеклах более проявляется глубина и сочность цвета, работа более объемна.
Укрепление копии на обратной стороне стекла С помощью легкого клея ( карандаш, ПВА)
Выбранным заранее контуром (золото, медь, серебро, бронза) обводим рисунок Обводить только крупные его элементы. Не трогать мелкие детали.
На высохший контур делается заливка локальными цветами – ровная, без пузырьков и волосков от кисти Когда контур высохнет (примерно 20 мин), делается заливка (витражный лак «Марабу» на смоляной основе) локальными цветами – ровная, без пузырьков и волосков от кисти – они немедленно удаляются булавкой.
Контурами прорисовываются складки одежд, мелкие элементы, орнаменты, в достаточном количестве присутствующие на оригинале. Внимательно, бережно, не допуская неточности и небрежности! После полного просыхания краски (это уже второе и даже возможно третье занятие).
Украшение бисером, стразами, искусственным жемчугом, бусинами – либо на клеевой основе, либо приклеивающимися на клей «Кристалл» После просыхания контура.
Оформление работы в раму, багет. Если есть возможность, поверх декорированной иконы можно наложить еще одно стекло- для защиты от пыли, и ухаживать за ней удобнее Обычно на одну такую уходит около трех-четырех занятий.

ЗаключениеСледует сказать, что родители детей, создающих такую красоту, в добровольном порядке приобретают краски и контуры, стразы, а также потом оформляют работы в нарядные добротные багеты.
И радует то, что некоторые мамы, увидев работу ребенка, тоже пожелали к нам присоединиться. Приходят на занятия по мере возможности и тоже рисуют, называя это действо релаксацией.
Эти работы детей с благодарностью принимают в подарок их родственники, друзья. Нередко родители просят дочку украсить домашнюю, милую сердцу иконку. У всех детей, занимающихся в нашем коллективе, дома есть такая икона, сделанная с любовью и благодарностью. И я уверена, что теперь уже точно – мои занятия не пройдут бесследно, и в душе у моих ребятишек останется настоящее и теплое зерно, которое постепенно будет давать свои росточки в виде способности к милосердию, состраданию, бережному отношению к чувствам близких людей.

Список использованных ресурсовОрлова Н. Азбука для православных детей. / Н. Орлова. – Издательство Сретенского монастыря, 2008.
Гладких Л. Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей». – Дошкольное воспитание. – 2006. – №1.
Булычев Ю. Духовные основы истории русской культуры. / Ю. Булычев, Ю. Рябов. – СПб.: Просвещение, 2007.
Данилюк А. Духовно- нравственное воспитание российских школьников. / А. Данилюк, А. Кондаков, В. Тишков. – М., 2008.
Васильчикова Т. Технология проектной деятельности учащихся. / Т. Васильчикова, Л. Мостяева. – М., 2004.
Яшина О. В руках учителя – настоящее и будущее России. – Этнодиалоги. – 2007. – №3.
Как подготовить и защитить методическую разработку. Режим доступа: http:// docviewer. yandex.ru.
-«Божьи стекла». Режим доступа: www.liveinternet.ru.
-«Святые дети». О воспитании детей в царской семье. Режим доступа: www.rusfront.ru.
«Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе: теоретическое обоснование и практические решения». Режим доступа: www.karaqaila.ucos.ru.
Центральная детская библиотека Углегорской ЦБС Сахалинской обл. Режим доступа: www.dubok31.narod.ru\biblio2. htm/Фестиваль педагогических идей « Открытый урок». Режим доступа: www. festival.1september.ru\articles\510377/
Приднестровский Государственный институт развития образования. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Приднестровья. Режим доступа: www.duxovnost.3dn.ru\publ.