Развитие личности школьника через формирование ведущих компетенций образования

Солт_стік JазаKстан облысы
Айыртау ауданы
Саумалк™л №1 орта мектебі
Северо-Казахстанская область
Айыртауский район
Саумалкольская средняя школа №1












Филологическое образование в Республике Казахстан:
состояние и перспективы
(Развитие личности школьника через формирование ведущих компетенций образования)
















В современном Казахстане в контексте глобализации мирового образования актуально звучит призыв великого Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром. Для великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум казахского народа главное – человечность, ценность человеческого существования, нахождение своего места в жизни. Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Мыслитель активно призывал народ не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, обогащать свой духовный мир . Он писал: «Нужно овладевать русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учёба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа. Знать русский язык – значит открыть глаза на мир». («Слова назидания» 25 слово)
Сегодня мы являемся свидетелями того, что эту линию последовательно проводит Глава Государства Нурсултан Назарбаев. Выступая на форуме молодежи, Президент страны поделился своим видением идеального образа молодого казахстанца – это высококлассный специалист, владеющий казахским, русским и английским языками, он социально активен, мобилен, не боится перемен» (Казахстанская правда, №101–102, 15 мая 2008 г.).
В своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент страны уделил особое внимание русскому языку. Он отметил, что «к русскому языку мы должны относиться бережно, владение им является историческим преимуществом нашей страны. Через этот язык мы вышли на мировую культуру и науку и до сих пор мы пользуемся им очень широко».
Язык-это живая связь времён. С помощью родного языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества.
От современного педагога требуется не только передача знаний, а перед ним ставятся новая задача: научить получать удовольствие от процесса учения и в этом помогут инновационные технологии. С 2011 года являюсь участницей Международного образовательного проекта «Инновационная школа 21 века» под началом доктора педагогических наук, профессора Канадского университета, директора Центра современной педагогики «Обучение без границ» Георгия Алексеевича Рудика. Цель обучения – создать условия для формирования ключевых компетенций на основе прочного усвоения учащимися системы филологических знаний и умений, для творчества, сотрудничества и самореализации детей. Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Поэтому одной из ведущих задач проекта является формирование коммуникативной компетентности на всех уровнях образовательного процесса в школе.

Ведущие компетенции образования включают в себя:
общаться на родном языке;
общаться на иностранных языках;
проявлять информационные компетенции;
формировать ценности на основе мировой и национальной культуры;
проявлять межличностные межкультурные, социальные и гражданские компетенции;
проявлять математические навыки;
проявлять навыки предпринимательства;
уметь учиться.
Основные элементы всех этих компонентов первоначально формируются и развиваются в школе. Процесс развития личности школьника через формирование ведущих компетенций осуществляется на основе приобретения навыков мышления. Особенно важным является умение грамотно работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в своей памяти. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания. Этот личностный компонент исследовательской деятельности особенно важен с точки зрения компетентностного подхода, так как в данном подходе на одно из первых мест выходит формирование личностных качеств, позволяющих человеку быть успешным в обществе.
В своей практике использую интерактивные методы обучения. Естественно, интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без интереса к изучаемому предмету – не получится содержательного урока. Поэтому приходилось переучиваться самой и приучать к новым методам своих учеников. Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в классе идею общих правил поведения. Если раньше я пыталась переубедить учащихся, с которыми в чём-то была не согласна, то теперь этого не делаю, потому что считаю, что у каждого должно быть своё мнение. А если это мнение подкреплено вескими аргументами, то остается только радоваться тому, что ученик научился отстаивать свою точку зрения. Формирование коммуникативной компетенции происходит абсолютно на каждом уроке, но наиболее благодатной почвой для её выработки являются, на мой взгляд, уроки литературы - своеобразные уроки общения.
К примеру, при изучении повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», где целью урока было развитие аналитических и исследовательских способностей, умение вести полемику и вызвать в учениках эмоциональный отклик на литературное произведение. Группа из 4-5 человек составляет вопросы к отрывкам из текста, а отвечает на них другая группа. В случае несогласия с некоторыми утверждениями спикеры вступают с оппонентами в дискуссию: что важнее – устроить личную жизнь или выполнить свой долг перед родителями? Члены группы, опираясь на анализ образа главной героини повести, обсуждают резолюцию, обосновывают свой выбор и знакомят нас с результатом, представив кейс с критериями, аргументами и доказательствами. Делаем совместный вывод, что эта повесть о взрослении души, об ответственности перед родителями и окружающими людьми, но самое главное – ответственность перед самим собой. Уроки-дебаты формируют умение определять личностную позицию, отстаивать свою точку зрения, умение прислушиваться к мнению своих одноклассников, находить компромисс, определять свои коммуникативные удачи и неудачи.
Таким образом, коммуникативные компетенции в свете новых требований к образовательному процессу имеют одно из главных значений, так они наделяют человека самой главной роскошью – «роскошью человеческого общения”, влияют на формирование гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения. Думаю, что если каждый учащийся осознанно и целеустремленно, системно и последовательно овладеет способностью самостоятельно добывать знания и использовать их в жизни, то он, при дополнительном наличии хорошего лингвистического образования, будет функционально грамотной личностью.

Список использованной литературы:
1. Абай « Слова Назидания» Алматы « Рауан» 1995
2.Жайтапова А. А. «Научно-методическое обеспечение профессионального роста учителей на этапе перехода к модели образования, ориентированного на результат» Алматы 2004
3. Ильин Е. Н. «Искусство общения» М.,1982
4.Маралов В.Г. «Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми» М., 1992
5.Савченко Н. А. «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций» 2008
6. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования» Сборник научных трудов 2002
7 . Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. « Психология саморазвития» М., 1995
*, Знак Знак Знак Знак