Рабочая программа по дисциплине Элементы высшей математики
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Организация-разработчик:
Разработчик: : Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский промышленно-экономический техникум»
Барбулат Елена Владимировна, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;
применять методы дифференциального и интегрального исчисления;
решать дифференциальные уравнения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии;
основы дифференциального и интегрального исчисления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 177 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
177
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
118
в том числе:
практические занятия
26
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
59
в том числе:
чтение текста учебника, ответы на контрольные вопросы,
конспектирование текста, выписки из текста,
решение задач и упражнений по образцам,
решение вариативных задач и упражнений,
подготовка сообщений, создание презентаций
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала
1
1
Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы.
1
Раздел 1. Основы линейной алгебры
26
Тема 1.1. Матрицы и определители
Содержание учебного материала
7
1
Матрицы. Операции над матрицами.
2
2
Определители. Свойства определителей.
3
Миноры и алгебраические дополнения. Разложение определителя по элементам строки или столбца.
4
Обратная матрица. Ранг матрицы.
Практическое занятие 1.
Выполнение операций над матрицами и определителями.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Чтение текста учебника, ответы на контрольные вопросы. Решение задач и упражнений по образцам.
5
Тема 1.2. Системы линейных уравнений
Содержание учебного материала
6
1
Однородные и неоднородные системы линейных уравнений. Формулы Крамера для решения квадратной системы линейных уравнений.
2
2
Матричный метод решения квадратной системы линейных уравнений.
3
Совместная, несовместная, определенная и неопределенная система линейных уравнений. Теорема Кронекера - Капелли. Метод Гаусса.
Практическое занятие 2.
Решение систем линейных уравнений по формулам Крамера, матричным методом и методом Гаусса.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Чтение текста учебника, ответы на контрольные вопросы. Решение систем линейных уравнений различными методами по образцам.
4
Раздел 2. Элементы аналитической геометрии
21
Тема 2.1. Векторы. Операции над векторами
Содержание учебного материала
4
1
Определение вектора. Координаты вектора. Линейные операции над векторами и их свойства.
2
2
Скалярное, векторное, смешанное произведения векторов и их свойства.
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание презентации по теме: «Физический смысл скалярного и векторного произведения векторов».
2
Тема 2.2. Прямая на плоскости. Кривые второго порядка
Содержание учебного материала
8
1
Прямая на плоскости. Уравнение прямой с угловым коэффициентом. Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки. Каноническое уравнение прямой. Параметрические уравнения прямой
2
1
2
3
4
2
Решение задач на составление уравнений прямых на плоскости.
3
Кривые второго порядка. Эллипс. Окружность. Гипербола. Парабола. Канонические уравнения кривых второго порядка.
4
Решение задач составление уравнений кривых второго порядка и на распознавание кривых второго порядка по заданному уравнению.
Практическое занятие 3.
Решение задач на уравнения прямых и уравнения кривых второго порядка.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание презентации по теме: «Кривые второго порядка – виды конических сечений»
5
Раздел 3. Основы математического анализа
15
Тема 3.1. Пределы и непрерывность
Содержание учебного материала
8
1
Предел функции в точке. Основные теоремы о пределах. Первый замечательный предел.
2
2
Предел функции на бесконечности. Второй замечательный предел.
3
Односторонние пределы. Непрерывные функции и их свойства. Непрерывность элементарных и сложных функций.
4
Точки разрыва первого и второго рода.
Практическое занятие 4.
Вычисление пределов функций. Исследование функций на непрерывность.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Конспектирование текста по теме: «Свойства непрерывных функций». Решение задач и упражнений по образцам.
5
Раздел 4. Основы дифференциального исчисления
27
Тема 4.1. Производная функции
Содержание учебного материала
8
1
Определение производной. Геометрический смысл производной. Механический смысл производной. Производные основных элементарных функций. Правила дифференцирования. Дифференциал функции.
2
2
Производная сложной функции.
3
Производные и дифференциалы высших порядков.
4
Раскрытие неопределенностей при вычислении пределов функций с помощью правила Лопиталя.
Практическое занятие 5.
Вычисление производных сложных функций. Правило Лопиталя.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Чтение текста учебника, ответы на контрольные вопросы. Решение задач и упражнений по образцам.
5
Тема 4.2. Приложение производной
Содержание учебного материала
6
1
Исследование функции с помощью первой производной: интервалы монотонности и экстремумы функции.
2
2
Исследование функции с помощью второй производной: интервалы выпуклости и точки перегиба графика функции.
3
Исследование функций и построение их графиков.
Практическое занятие 6.
Исследование функций с помощью производной и построение их графиков.
2
1
2
3
4
Самостоятельная работа обучающихся.
Выписки из текста по теме: «Построение графиков функций по характерным точкам». Решение вариативных задач.
4
Раздел 5. Основы интегрального исчисления
33
Тема 5.1. Неопределенный интеграл
Содержание учебного материала
8
1
Первообразная и неопределенный интеграл. Основные свойства неопределенного интеграла. Таблица интегралов. Непосредственное интегрирование.
2
2
Нахождение неопределенного интеграла методом непосредственного интегрирования.
3
Нахождение неопределенного интеграла методом замены переменной.
4
Нахождение неопределенного интеграла методом интегрирования по частям.
Практическое занятие 7.
Нахождение неопределенных интегралов методами непосредственного интегрирования, замены переменной и интегрирования по частям.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Чтение текста учебника, ответы на контрольные вопросы. Нахождение неопределенных интегралов методами непосредственного интегрирования, замены переменной и интегрирования по частям по образцам.
5
Тема 5.2. Определенный интеграл
Содержание учебного материала
8
1
Определенный интеграл и его геометрический смысл. Основные свойства определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница.
2
2
Вычисление определенного интеграла методом непосредственного интегрирования.
3
Вычисление определенного интеграла методом замены переменной.
4