Исследовательская работа Образ «малой родины» в стихах самобытного поэта Николая Кузьмина


Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Курумканский район»
МОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»
Межрайонный литературный конкурс
«Поют и поют их сердца, гимн жизни живущим давая»,
посвященный Году литературы
Образ «малой родины»
в стихах самобытного поэта
Николая Кузьмина

Выполнила: Буралова Виктория,
ученица 9 «б» класса

с. Курумкан, 2015 г.
Оглавление
Введение.
Цели и задачи исследования, проблемные вопросы, актуальность темы.
Основная часть.
Глава I. Биография Николая Николаевича Кузьмина
Глава II. Основные темы творчества Николая Кузьмина
Глава III. Образ «малой родины» в стихах Николая Кузьмина
3.1 Языковые средства создания образа «малой родины»
3.2 Анализ ключевых образов пейзажной лирики Н.Кузьмина

3.Заключение.
4. Список литературы.
Введение
Актуальность. Не случайно этот год объявлен Годом литературы в нашей стране. Книга, вечная литература, которая учит жизни и воспитывает лучшие качества в человеке, поможет нам стать культурными людьми. Мои ровесники знают Пауло Коэльо, Джоан Роулинг и читают их книги, но, мы считаем, что сегодня крайне важно знать и изучать литературу родного края, иметь представление об особенностях своей «малой родины», гордиться своим краем. Литература родного края – это часть нашей нации, часть национальной литературы.
В истории культуры нашей республики есть целая плеяда талантливых творцов - выходцев Курумканского района, замечательных мастеров художественного слова, внесших огромный вклад в развитие многонациональной литературы Бурятии и ставших ее классиками. Это Н.Дамдинов, С. Ангабаев, В.Анищенко, Д.Доржиева. Но рядом с нами жили и живут самобытные поэты и писатели, чье творчество мало известно широкому кругу читателей: Соелма Раднаева, Жорж Абзаев, Николай Кузьмин и многие другие. Их объединяет любовь к «малой родине». Они живут радостями и тревогами своего времени, своего района, страны. Пишут о том, что нам близко и дорого, - о красоте родного края, о людях, живущих здесь.
В данной работе мы исследуем творчество самобытного поэта-земляка Николая Николаевича Кузьмина. Желание познакомить своих сверстников с творчеством талантливого мастера художественного слова и обусловило актуальность данной работы. В нашем районе нет творческих работ, где тщательно исследовалось бы творчество Н.Кузьмина. Настоящая работа вносит свой вклад в решение актуального вопроса изучения литературы родного края.
Изученность темы ограничена несколькими материалами:
- небольшим вступлением к стихотворениям Н.Н.Кузьмина в районной газете «Огни Курумкана». Вступление написано главным редактором газеты Г.О.Бадмаевым и содержит краткую характеристику пейзажной лирики поэта.
- в 2013 г. выступление ученика 6 класса Александра Кузьмина, внука Н.Н.Кузьмина, на республиканской литературно-краеведческой конференции «И вечно имя доброе живет…» с презентацией школьного литературного альманаха «Звездный хоровод» «Синь поднебесная» в лирике Н.Н.Кузьмина.
Новизна исследовательской работы заключается в неизученности творчества поэта. Данный материал позволяет расширить представление о самобытных поэтах родного края.
Цель исследования: выявить своеобразие художественного образа «малой родины» в творчестве Н.Н.Кузьмина и привлечь внимание к его творчеству.
Задачи исследования:
1.Собрать информацию о творчестве и биографии поэта.
2.Провести выборку стихотворений по исследуемой тематике.
3. изучить тему «малой родины» в творчестве Н.Н.Кузьмина
4. Провести лингвистический анализ стихотворений о «малой родине».
Предмет исследования: стихи о «малой родине» в творчестве Н.Н.Кузьмина.
Гипотеза: художественный образ «малой родины» в лирике Н.Н.Кузьмина имеет своеобразное воплощение.
Методы исследования:
1. Метод изучения литературных источников.
2. Интервьюирование.
3. Анкетирование
4. Анализ стихотворений.
5.Метод описания результатов исследования
Практическая значимость работы связана с возможностью использования материалов исследования при изучении литературы Бурятии, при обучении анализу поэтического текста. Результаты данной исследовательской работы можно представить на неделе литературы, готовый материал предоставить в школьный музей, в районную и школьную библиотеку, выступить на вечере, посвященном поэтам-землякам.
Глава I. Биография Николая Кузьмина
…Что поздно писать стал, каюсь!
И что всю жизнь стою на греху,
Но все равно, как ребенок, радуюсь,
Каждому сложенному стиху!
Николай Николаевич Кузьмин родился в 1946 году в с. Урманчеево под г.Казань Татарской АССР. Отца звали Кузьмин Николай Михайлович, мать – Губернаторова Ольга Ивановна. Когда Николаю было три года, скоропостижно умерла его мама. Забота о единственном внуке легли на плечи бабушки. Через год умирает и бабушка. В 1950 году мальчик переезжает к отцу в Челябинск, где у него уже была вторая семья и родилась дочь Лида. Но вскоре 6-летнего Николая отправляют в детский дом.
В детском доме Николай носит фамилию матери – Губернаторов. Именно здесь проявились поэтический дар и музыкальные способности, появились первые художественные опыты. Николай был очень активным, участвовал во всех мероприятиях, без него не обходился ни один концерт: на детских утренниках он великолепно играл на гармони, аккомпанировал детскому хору, в старших классах играл на танцах на баяне, самозабвенно пел свои песни под гитару.
После окончания школы Николай поступает в ГПТУ на техника-строителя. Одновременно обучается в музыкальной школе, заканчивает ее по классу «баян», прекрасно играет на фортепьяно. Поистине талантливый человек талантлив во всем – эти слова о Николае Кузьмине.
Учеба в профессионально-техническом училище способствовала развитию творческих способностей Николая Николаевича, выявила еще одну грань его таланта: он начал замечательно рисовать, создавать по своим эскизам удивительные вещи из дерева, вырезать затейливые узоры, используя его природную гибкость и бесконечность оттенков. Создавая уникальные деревянные творения, он овладел и техникой чеканки. Уникальные кованые и деревянные вещи создаются у него под действием вдохновения.
В поисках смысла жизни он немало поколесил по стране, освоив несколько рабочих специальностей. После увольнения из рядов советской армии в звании прапорщика Николай Кузьмин работает столяром, плотником, мостостроителем, механизатором.
В 1971 году по зову сердца приезжает в Бурятию, в Курумканский район. Работает в районном военкомате с призывниками как офицер советской армии. В 1974 году женится на Прохоровой Валентине Ивановне, уроженке с. Сахули, которая всю жизнь проработала бухгалтером-контролером в Курумканском Сбербанке. В 1976 году в молодой семье появляется первенец – дочь Ольга. В этом же году Николай Николаевич переходит работать в другую организацию - строителем в СМУ-3. В 1979 году рождается долгожданный наследник– сын Олег, а 1982 –дочка Лена. С 1989 года Кузьмин работает столяром в охотоведческом хозяйстве.
Чем больше у человека интересов, чем разносторонне жизнь, тем больше у него шансов быть счастливым. Николай Кузьмин был по-настоящему счастлив. По складу характера - спокойный. Внимательный. Аккуратный во всем. Требовательный к себе и другим. Долгими зимними вечерами, когда прекращались сельскохозяйственные работы, Николай Николаевич брал в руки гитару, посвящая своим любимым сочиненные им самим песни. Или карандаш, кусочки дерева или металла и занимался различными видами деревообработки и резьбы, с любовью украшая свой дом. Все из-под его руки преобразовывалось в подлинное произведение искусства.
И все эти годы он не переставал писать стихи. Писал для себя. Человек отзывчивой души, Николай Николаевич доверял самые заветные мысли, раздумья и стремления своей лире.
Первые стихи молодого поэта появились в печати в 1980-е годы – в районной газете «Огни Курумкана». Они сразу привлекли внимание любителей поэзии своей незаурядностью, юношеским задором, необыкновенной образностью. Доброжелательно отозвались о его стихах читатели. Самым взыскательным мастером, который с похвалой отозвался о стихах Кузьмина, был Геннадий Очирович Бадмаев, редактор районной газеты: «Поэзия Н.Кузьмина своеобразна и эмоциональна. Конкретная образность, стремление писать о том, что видел сам и пережил в жизни – такова главная особенность творческого почерка молодого поэта». Николая Кузьмина пригласили в литературное объединение «Боолон-Тумэр», он становится его активным членом.
Начало 90-х годов – время его поэтического расцвета: часто появлялись его стихи на страницах районной газеты «Огни Курумкана». Вместе с автором мужали и его стихи. «Он придирчиво относился к своим произведениям, тщательно отбирал стихи для набора, советовался с Г.О.Бадмаевым, которого считал своим наставником, всегда с благодарностью воспринимал его замечания, прислушивался к его советам»,- вспоминает Валентина Ивановна Кузьмина. 
28 мая 1999 года в возрасте 53 лет Николай Кузьмин трагически погиб. Но душа его осталась в его замечательных стихах. И сколько бы мог он еще создать прекрасных произведений! Но и тем, что успел сделать, он оставил свой след на земле. Не только стихами, просто честным отношением к людям, к жизни. Николай Николаевич был добрым и щедрым. Таким и остался он в памяти любимых, близких, друзей и читателей.
Глава II. Основные темы творчества Николая Кузьмина
Поэты — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Так и стихи Николая Кузьмина несут на себе печать времени – радости и горести прошлого и настоящего. Долина Баргузина, Курумкан стали для Кузьмина его второй родиной.
И пусть мои стихи плохие
Живут недолгие года,
Их не читает вся Россия,-
Но в Курумкане помнят иногда!
Так писал о своем творчестве Николай Кузьмин.
Все, что волновало, вдохновляло, радовало, тут же складывалось в стихотворные строки. «Но к стихам он относился очень серьезно. Он создавал свои стихи, подолгу раздумывая над каждым словом»,- вспоминает Валентина Ивановна, супруга Николая Николаевича Кузьмина.
Стихи были разноплановые, поэтическая мудрость прибавилась особенно, по словам Валентины Ивановны, после книги М.Исаковского «О поэтическом мастерстве». Переосмыслив ее, он запомнил слова автора, что стихи – это не набор слов, а вдумчивое стремление к истине, чёткое отражение цели стихотворного сюжета.
Лирика Кузьмина – благозвучная, утонченная, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживая сердца. Его стихи выделяются удивительной простотой, художественным своеобразием. Им присущи глубина мысли, пламенность чувств, ясность образов и человечность. Скромные творения поэта несут в себе живую силу, волшебство доброты и справедливости, вдохновляюще действуют на вдумчивых, неравнодушных к поэзии читателей, обогащая их внутренний мир яркими образами.
В творчестве Николая Кузьмина можно выделить несколько тем:
-это и трепетное отношение к своей «малой родине»,
- и любование родной природой,
-и, конечно же, любовь.
Глава III. Образ «малой родины» в стихах Николая Кузьмина
3.1 Языковые средства создания образа «малой родины»
Языковые особенности создания этого образа обусловлены особенностями понятия, лежащего в основе лексического значения слова «родина». Это очень сложное, многогранное понятие, которое объединяет в себе элементы конкретного и обобщенно-отвлеченного. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова дается значение слова: Родина - 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н: Москва - его р.
* Вторая родина- место, давшее кому-н. приют, ставшее родным.
Следовательно, обобщенный образ Родины складывается из образов малой родины, края, страны, которые в свою очередь немыслимы без образов людей, природы и жизни в целом.
Средствами создания художественного образа являются ключевые слова, формирующие предметный мир произведения, а также экспрессивные средства языка, свойственные художественной манере автора.
Попытаемся на основе анализа стихотворений выявить своеобразие художественного образа Родины в лирике Н.Кузьмина.
Николай Николаевич Кузьмин считал Курумкан своей «малой родиной», хотя он мог считать таковой любую из сторон. «Судьба поделила его жизнь на две половинки: первая из них – трудное детство, отрочество, юность,– прошла в Татарии и Челябинской области. Вторая – интересная молодость, становление себя и семьи, вся трудовая деятельность и его вторая Родина – Курумкан. Здесь, окончив школу, живут и работают наши дети, учатся наши внуки», - говорит супруга Николая Николаевича Валентина Ивановна.
Долина Баргузина, Курумкан навсегда остались самыми близкими, самыми добрыми местами для него. Поэтому самой сокровенной темой была для него тема «малой родины» и природы, которая является ведущей в творчестве поэта. Свежесть поэтического восприятия мира, по-новому увиденные картины природы родного края, проникновение в глубины человеческой души – вот что прежде всего характеризует стихи Н.Кузьмина.
Ключевыми словами при создании образа «малой родины» являются имена собственные – Куйтун, долина Баргузина, Курумкан, Барагхан, Хамар-Дабаан, Байкал, которые трансформируются в образы простора, края, села, связанные с ними.
В своих стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую родину» - село Курумкан. Его вторая родина предстает в его лирике «мини-Куавказом», «чудесной страной в черемуховом снегу». И хотя на Земле немало экзотических стран с чудесными высокими пальмами и голубыми морями, поэт восхищается только природой родного края, и любовь к «малой родине» выливается в проникновенные поэтические строки:
Как божий дар, нам на радость дан,
Между пиками гор и рекою,
Родной и гордый мой Курумкан.
Сколько чувств гордости, сколько любви и сыновней благодарности в этих строках!
Своеобразным гимном «малой родине» является стихотворение «Долина Баргузина», в котором предстает обобщенный образ Родины: «здесь все воедино слито – /Горы, озера и степь/ раскидала красу малахитом/Природы звенящая цветь», «рядом – поющий Байкал,/ Качающий синеву», «мой край, суровый и приветливый», куда «по приказу самого царя/ Ссылала сюда декабристов».
Благодатная долина Баргузина «словно стопой великана/ Вдавлена в землю она», а на ней «спиной бронтозавра встает/ Величественный и могучий из земли Баргузинский хребет». Изображение яркое зримое, живописное, - и мы легко его можем себе представить. Особенно благодаря ярким цветным образам: малахитовый лес, голубое небо над синим Байкалом.
В стихотворении ассоциативный принцип композиции: один образ вызывает в памяти другой и возникает важная цепочка элементов пейзажа. Мы понимаем, что перед нами великолепный пейзажный этюд. Но природа не просто фон повествования. Она оживает на глазах у читателя, становится участником событий. Имена собственные Баргузинский хребет, Байкал, долина Баргузина, «не теряющая задора», в художественной речи поэта являются синонимами слова Родина, создают особый угол восприятия: современность воспринимается как продолжение преданий и легенд: «Правда иль нет, по преданию, /похоронен здесь Чингис-хан», продолжение истории:
Что бы будущее ни сулило,
Я люблю долину свою.
Интересно, что от образа малой родины автор всегда переходит к образу России:
Я люблю свою малую родину
И тебя, величавая Русь.
Большинство слов в текстах стихотворений относится к стилистически нейтральной лексике, преобладают конкретные существительные, многие из них связаны по своему значению с жизнью и бытом людей. Но используемая Н.Кузьминым бытовая лексика зачастую овеяна историческими ассоциациями («делами славными», «благословенный край», «назиданье молодым», «в деле ратном», «годы грозные - девяностые») или несет тему времени и сменяющихся поколений («дети, сыновья, внуки»), что придает этим словам в тексте стихотворения стилистическую двойственность: они одновременно поддерживают и конкретный, и обобщенный, высокий план. Встречаются также слова с народнопоэтической и традиционно-поэтической стилистической окраской («травы росные», «край родимый», хлебосольно распахнуло», «ну до чего же хороша»). Вся эта лексика вместе с книжным синтаксисом формирует повышенную стилистическую доминанту.
3.2 Анализ ключевых образов пейзажной лирики Н.Кузьмина
Природа в поэзии Н.Кузьмина выступает наиболее близким и емким предметом выражения личностного отношения к Родине, гражданского чувства. Поэт рассматривает природу как явление, таящее в себе огромные потенциальные силы, она всегда одухотворена. Единство человека и природы лежит в основе жизни и творчества Н.Кузьмина. Наблюдательный лирик, он тонко подмечает неоднозначность явлений. От его строк веет тишиной, покоем, незабываемым ощущением красоты бытия. У природы поэт учится жить, она воодушевляет его на создание стихов, она помогает ему идти в ногу со временем.
Поэт создал стихи о каждом времени года. Ему важно передать различные состояния природы.
В белоснежном пуховом платке,
С полным белого снега лукошком,…
С головы, вместо тёмных волос,
Снег пушистый на землю струится…
«Зима»
Зима не пугает поэта, а ее мороз и холод полезны «для русского сердца настрой/
И бальзам для поднятия духа!». Поэт очень тонко подмечает, как тихо и красиво «снежинки при свете искрятся» («Зима»), как «пролетает стая журавлей/С песней печальной журавлиной» («Журавли») и «разрезает воздух белый клин» лебедей («Улетают лебеди»), как «машут лилии с тёмной воды» («Август»), как «…в запутанных кудрях кочки Монотонно звенят комары!» («На Баргузине»).
Осень же, по мнению Кузьмина, - время для подведения итогов:
Чем занимались мы с вами.
Что мы построить сумели,
Вырастить, сделать, влюбиться.
«Итоги»
Рисуя осень, он использует эпитеты «златокудрая», «багряная», «пожелтевшие поля», «обнажённые ветви», «неподвижные стылые воды». Прекрасное проявляется в природе.
Поэт очень любит природу родного края, точно подмечает рождение утра и наступление вечера.
Предзакатные сумерки леса,
Нежный пурпур на листьях берёз…
«Предзакатные сумерки леса».
А утрами, поднявшись с Востока,
Солнце реже нам дарит свой взгляд….
«Август»
Ключевыми образами для всей лирики Н.Кузьмина являются образы березы и реки, которые представлены не только традиционно, но и имеют свои особенности. Береза – постоянный спутник человека, она становится свидетелем всего, что с ним происходит:
Три березы стоят у дороги
И как прежде листвой шелестят.
И как радует глаз «…на взгорке стройная берёза»:
И как невеста, в одеянье чистом,
Она несёт достоинство своё.
И листья серебрятся, как монисто,
На лебединой шее у неё!
«Берёзка».
Красота родного края – то яркая, броская, то скромная, печальная – навсегда покорила сердце поэта. Природа него живая. В разговоре с природой находят место и просьба («я прошу тебя, ясная зоренька, ярче осень мою расцвети»), и радость встречи («я шла, в траве купая ноги, и солнечный смеялся диск»), и желание догадаться, о чем разговор в природе («береза желто-золотая, о чем ты с ветром говоришь?»), общие тайны и воспоминания («плач кукушки где-то слышен, и тревожит душу он») – словом, все те оттенки, которые присутствуют в наших отношениях с близкими. Чтобы показать ее состояние, Кузьмин использует яркие изобразительно-выразительные средства как метафора, олицетворение, сравнение: сосна у него грустит, «дико озирает поля», тайга наряжается снегом. Изменения в природе автор раскрывает с помощью удачных сравнений: «будто снег отшуршал листопад», тайга укрыта снегом «как невеста в свою фату», вечер приник к реке «как к любимой». Непостижимая красота родного края сначала изумляла Н.Кузьмина: это «шелк травы зеленой», «радостные песни милых птиц», «солнца луч каленый,/Горы в синь вкраплены», «блеск стальной чарующих зарниц».
Река Баргузин, Гутарка, Курумканка, родничок, аршаны, костер у реки, озарение – любимые образы Николая Кузьмина и встречается почти в каждом стихотворении. Это многозначный образ. Река Баргузин - это частица природы, и друг, который может дать хороший совет, и символ быстротечности времени: «речка-время водой прокатила», «жизнь водицей текла по песочку».
Тихий и величественный лес, утренние росы, река Баргузин, окутанная туманом:
И белёсый туман над водой.
От забот отдыхает земля,
Вечер к ней, как к любимой, приник
И к парящей воде Баргузина
Наклоняется гибкий тальник.
«На реке Баргузин».
Любимая жителями нашего района река для Н.Кузьмина является не только местом отдыха, но и надёжным причалом, «чтоб снять усталость, смыть мирскую пыль», в котором «…с некоторых пор Вместилась здесь и вся судьба моя!».
Постепенно пределы «края багульника» расширяются, и понятие Родины становится более ёмким, наполненным. Поэт видит не только ширь Куйтунских раздолий, синь Баргузина, но «убитый» неосмотрительными людьми источник влаги и красоты в поле: «И вот угас веселый родничок,/ А выгадали – то всего земли клочок». С горечью он замечает, что
Земля скудеет и скудеет
Не потому, что трудно жить,
А просто люди не умеют
Всю красоту её ценить.
«Любители» природы».
Поэт призывает нас, своих читателей, охранять природу («И с осторожностью большой К ней относиться всей душой»), оставаться человеком в любой ситуации, беречь все, что окружает нас:
Будьте разумными, люди,
Берегите леса и поля.
Без нужды не лома и не рви –
Долго новое будет расти.
Немного внимания, каплю любви…
Будьте добрее, люди!

Итак, являясь сквозными, образы березы, реки Баргузин и др., придают лирике поэта необыкновенную цельность и содержательность.
Таким образом, сложный и многогранный образ Родины в стихотворениях Н.Кузьмина создается на основе ключевых слов-образов, определенных словесных рядов, включающих традиционно-поэтическую лексику, и характеризуется единством и взаимодействием конкретного и абстрактного. Но эти словесные ряды, образуя ключевой образ, формируют в основном содержательный план стихотворений. Идейная направленность и миропонимание, присущее автору стихотворений, выражаются на уровне экспрессивных средств языка.
Заключение
Обобщая выше сказанное, приходим к выводу, что авторское видение Родины проходит путь от открытия «малой родины», ее природы до судьбы России. Судьба родного края, его прошлое, настоящее и будущее – вот что прежде всего глубоко волнует поэта, определяет неустанный художественный поиск и гражданскую позицию, вот что является главной темой его творчества.
На основе анализа стихотворений мы пришли к выводу, что средствами создания художественного образа «малой родины» в лирике Н.Н.Кузьмина являются ключевые слова, формирующие предметный мир произведения, а также экспрессивные средства языка, свойственные художественной манере автора.
В результате исследования мы пришли к выводу, что выдвинутая во введении гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, художественный образ Родины в лирике Н.Н.Кузьмина получает своеобразное воплощение:
- во-первых, образ Родины создается через образ «малой родины», природы, людей, труда, которые объединяются в пределах одного стихотворения. Взаимодействуя, эти образы формируют главные мотивы всего цикла – мотив единения людей, мотив созидательного труда, мотив гордости за свою Родину и любви к ней.
- во-вторых, образ «малой родины» является одушевленным, что проявляется на лексическом и семантическом уровнях стихотворения.
- в-третьих, создавая художественный образ «малой родины», автор гармонично сочетает пейзажную, гражданскую и философскую лирику, используя при этом весь спектр изобразительно-выразительных средств поэтического языка.
Закончить свою работу мы хотели бы словами Валентины Ивановны, супруги Н.Н.Кузьмина: «Как большинство людей моего поколения, я всегда гордилась и горжусь тем, что живу в Курумкане, Бурятии, России. Нам с детства прививали любовь и уважение к своей стране и человеческому достоинству».
Именно этому нас учат стихотворения Николая Николаевича Кузьмина: любви и уважению к Родине. Заставляют нас думать, чувствовать высокую меру ответственности за общее дело, за людей, за семью, за малую родину, вызывают желание действовать, совершенствуя себя и окружающий мир.
Список использованной литературы
1. Материалы газеты Газета «Огни Курумкана», №20 от 1993 г., №39 от 1995 г., №15 от 1997 г., №49 от 1998 г.
2. Литературный энциклопедический словарь (под общей редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева). Москва, "Советская энциклопедия" 1987г.
3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста, Л. 1972.
4. Материалы личной беседы с Кузьминой В.И.
5. Подольский Ю. Лирика // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т.1 С. 407 – 414.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Курумкан
Слово поющее – Курумкан,
Есть такое село в Бурятии.
Нежный суффикс ему был придан,
Смягчая глыбистое понятие.
Узнал я его простой перевод
Никому не мешая расспросами.
Звучит, словно горная речка поет,-
Каменистые, мелкие россыпи.
В окруженье село взяла
Природа такими красотами,
Кисть художника б не смогла
Природные написать высоты.
В синеву устремив свои пики
С проседью, горы стоят.
Говорливые, быстрые речки
На наречьи своем говорят.
В глазах голубых озер
Отражается синь небес.
Тропинка ползет на косогор,
Полыхает зеленью лес.
Волнистый Куйтун качает
Золотистые шкурки хлебов.
Солнце лучи вплетает
В рыжие челки стогов.
На солнце, блеснув своей гладью,
Не зная преград и оков,
Река Баргузин, словно ладья,
Выплывает из дали веков.
Залюбуешься этой красою.
Как божий дар, на радость нам дан,
Меж пиками гор и рекою
Стоит село Курумкан.
Долина Баргузина
Смотрю изумленно в кручу:
Спиной бронтозавра встает
Величественный и могучий
Из земли Баргузинский хребет.
Рядом, в степях и озерах,
Она славится издавна,
Не теряющая задора,-
Долина Баргузина.
Здесь все воедино слито –
Горы, озера и степь.
Раскидала красу малахитом
Природы звенящая цветь.
Баргузин здесь качает вал,
Природа – на зависть всему,
Рядом – поющий Байкал,
Качающий синеву.
Выступает из утра раннего
Небольшое село Барагхан.
Правда ль нет, по преданию,
Похоронен здесь Чингис-хан...
Многое происходило,
Очень многое – не таю.
Что бы будущее ни сулило,-
Я люблю долину свою!
Местность
О ней немногие знают.
Местность, где жизнь прожил,
Где чувственный взор ласкает
Гор окоем, что ее окружил.
Словно стопой великана
Вдавлена в землю она,
С простым селом Курумканом
Долина Баргузина.
Щедра природа на краски:
Багульника в алость цветы,
Лебеди есть из сказки
И мини-Кавказа хребты.
Движенье песков, как в Сахаре,
И конусы пыльных бурь,
Кедры в зеленом пожаре
И чистого неба лазурь.
Озер и болот убранство,
Буреломов и чащ уют,
С завидным где постоянством
Белка и соболь снуют.
Восходы в розовом свете,
В багряном пожаре закаты –
Всего понемногу со света.
И этим местность богата.
Запах леса и трав я выпью
У закатного, греясь, огня.
Горной красивой цепью
К себе приковала меня.