Использование технологии проектного обучения на упроках рууского языка как средства повышения эффективности образовательного процесса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Дарьевская средняя общеобразовательная школа»
Использование технологии проектного обучения
на уроках русского языка и литературы
как средство повышения эффективности
образовательного процесса.
Родная Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Дарьевская СОШ»
Использование технологии проектного обучения
на уроках русского языка и литературы
как средство повышения эффективности образовательного процесса.
"...В новых условиях учителю необходимы новые
(а может быть, и хорошо забытые старые) методы,
позволяющие по-новому организовать процесс
учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником". Н.Ю. Пахомова
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, интегрировать полученные знания. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, саморазвитие личности ребёнка и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Всё чаще приходится задавать себе не только вопрос "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и вопрос "как учить результативно?" Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности.
Технология проектного обучения не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в самом начале XX века. Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить" - эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности: умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление.
На уроках русского языка и литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы и методы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.
Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:
- интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы);
- творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);
- коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).
Правила успешной проектной деятельности.
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
План действий учащихся в проекте
Каждая группа, участвующая в проекте, получает "План действий учащихся в проекте", включающий в себя:
1. Выбор темы проекта (исследования).
2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.
3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.
4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.
5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).
7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).
8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Проектная деятельность в доступной для учащихся форме может быть использована на любом уровне и в любом возрасте. У ребёнка, самостоятельно обдумывающего и отбирающего нужную информацию, ненавязчиво происходит закрепление необходимого материала. Использование метода проектов показало свою эффективность. Это связано с повышением интереса учащихся к изучению предметов, с развитием у них навыков самостоятельной, поисковой и творческой работы.
Приложение.
Организация работы над учебным проектом по теме: «Куда переходит глагол?».
Аннотация проекта:Проект «Куда переходит глагол?» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Может быть использован при изучении темы «Глагол», а также на факультативных занятиях по русскому языку. Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств.В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации и оформляют результаты своих исследований в виде памятки «Как определить переходность глагола».
Цель проекта: сформировать у учащихся представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов, научить распознавать переходные и непереходные глаголы, устанавливать различия между ними.
Задачи проекта:
формирование универсальных учебных действий:
Личностные: Воспитание творчески активной личности, способной к саморазвитию через самообучение, умеющей адекватно оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.
Регулятивные: Формирование умения планировать деятельность, умение ставить цель, контролировать свою деятельность.
Предметные: Развитие умения смыслового чтения, поиска информации, определения главной и второстепенной информации, умения анализировать информацию, делать выводы, находить доказательства и строить собственное речевое высказывание.
Коммуникативные: Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся, коммуникативности, умений работать в команде.
Основополагающий вопрос:Как определить, переходный глагол или непереходный?
Цели для учащихся:
Знать, какие глаголы относятся к переходным, а какие к непереходным.
Уметь распознавать переходные и непереходные глаголы, устанавливать различия между ними.
Этапы урока.
Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
Беседа о грамматических особенностях глаголов:
- Какая часть речи в русском языке делает нашу речь более живой, динамичной? (Глагол)
- Что обозначают глаголы? (действия)
- Что мы знаем о глаголе? Закончите предложения:
А) Глагол обозначает…… (действие предмета)
Б) Глагол отвечает на вопросы…….(что делать? что сделать?)
В) Начальной формой глагола является………. (инфинитив, неопределенная форма)
Г) Постоянные морфологические признаки глагола – это.... (спряжение, вид)
Д) Непостоянными признаками глагола являются….. (время, лицо, число, род)
У) В предложении глагол обычно бывает….(сказуемым)
- Посмотрите в учебник стр. ? Назовите среди перечисленных признаков глагола те, которые нам не известны. (переходность)
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулируйте тему урока.(Запись)
- Какие возникают вопросы? ( Что такое переходность - непереходность? Как определить, переходный глагол или непереходный?)- Это цели нашего урока (записаны на доске):
Изучение нового материала.
Задание: запишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. Какая орфограмма объединяет записанные слова? Назовите проверочные слова.
Подгляд..вать, распис..ваться, чувств..вать, высказ..ваться, отбрас..вать, честв..вать, отскак..вать, расслед..вать, отчит..вать, обрад..вать.
Ещё раз вспомните, что обозначает глагол? (действие)
Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова «переходный».
(Выполняя анализ слова, учащиеся должны прийти к выводу, что корень слова –ход- обозначает движение, а приставка пере- - движение, переходящее на какой-то другой предмет или не переходящее в слове «непереходный»)
Таким образом, прежде чем научиться распознавать переходные и непереходные глаголы, что мы должны выяснить? (учащиеся формулируют для себя задачу: узнать, куда (на что) переходит ( или не переходит) действие глагола.
Этапы работы над проектом:
1).Организация работы над проектом «Куда переходит глагол?»
Учащиеся делятся на группы «Практики» и «Теоретики» в зависимости от метода исследования.
Задание для «Теоретиков»: внимательно прочитать текст на стр. 126, выполнить упр.684, выяснить, как определить переходность глагола, составить памятку для себя и одноклассников. (если есть возможность привлечь другие источники: интернет, учебные пособия других авторов, чтобы учащиеся могли сравнить и сделать выводы).
Задание для «Практиков»: выполнить упражнения, сделать вывод, составить алгоритм определения переходности-непереходности глаголов.
2).Самостоятельная работа учащихся над проектом. Задачи: сбор и обработка информации, уточнение планов деятельности, выполнение проекта и оформление текстовых документов групп.
Упражнения для «Практиков»:
Упражнение 1
Задание 1. Прочитайте текст.
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, сына вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил сына, - ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу.
Задание 2. Выпишите из данного текста глаголы и подберите к ним существительные. В данных словосочетаниях у существительных определите падеж. Действие какого глагола перешло на другой предмет?
Упражнение 2
Задание 1. Прочитайте текст.
Когда зашумел лес, поднялись на море, то из-за горы показалась жар-птица. Прилетела, опустилась наземь и стала клевать пшеницу. Богатырский конь подошёл к жар-птице, наступил на её крыло копытом и крепко к земле прижал. Молодец выскочил из-за дерева, прибежал, связал жар-птицу верёвками, сел на лошадь и поскакал во дворец.
Задание 2. Выпишите из текста глаголы и подберите к ним существительные.
Зашумел лес (И.п.)
Поднялись волны (И.п.)
Показалась жар-птица (И.п.)
Прилетела птица (И.п.)
Опустилась на землю (В.п.)
Клевать пшеницу (В.п.)
Подошёл конь (И.п.)
Прижал копытом (Т.п.)
Выскочил молодец (И.п.)
Связал жар-птицу (В.п.)
Сел на лошадь (В.п.)
Поскакал во дворец (В.п.)
Ответе на вопросы:
-В данных словосочетаниях у существительных определите падеж. Действие каких глагола перешло на другой предмет? (клевать, связал)
-В каком падеже стоят эти существительные? ( в В.п.)
-Какие ещё существительные стоят в таком же падеже? Почему на них не перешло действие глагола? (эти существительные употребляются с предлогом)
-Сделайте вывод, какие глаголы являются переходными.
Составьте алгоритм «Как определить переходность-непереходность глагола?»
3).Оформление результатов.
Первая группа «Теоретики» - памятка (приложение 1)
Вторая группа «Практики» - алгоритм (приложение 2)
4).Представление результатов работы, самооценка и оценка.
4. Закрепление полученных знаний:
Ребята, вернитесь к глаголам, которые мы записали в тетради в начале урока. Устно подберите к ним существительные. Теперь вы можете определить, какой глагол переходный, а какой нет? («по цепочке» ребята определяют переходность-непереходность глаголов, пользуясь памяткой или алгоритмом).
5.Домашнее задание: 1) запомнить памятку или алгоритм, 2) записать по 3-4 переходных и непереходных глаголов в составе словосочетаний, 3) выполнить упр. 686
6.Рефлексия: Какую цель ставили на уроке? Какого результата достигли? Что показалось самым трудным? а интересным? Влияет ли на переходность глагола форма дополнения?
Приложение 1
Памятка:
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. Все остальные глаголы являются непереходными.
Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога: брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже: 1) при отрицании: не купил (чего?) хлеба (р.п.), не выпить (чего?) молока (р.п.); 2) при указании на часть предмета: отрезал (чего?) сыру (р.п.), нарвать (чего?) цветов (р.п.)Приложение 2
Алгоритм «Как определить переходность-непереходность глагола?»
а) Найти глагол в предложении.
б) Установить, возможно ли дополнение при нём.
да нет
непереходный глагол
в) Определить падеж (поставить вопрос кого? что?).
В.п. (Р.=В.) любой другой, кроме В.п.
непереходный глагол
г) Установить, есть ли предлог.
нет есть
переходный непереходный
глагол глагол