Творческий отчёт на тему «Педсоветы в образовательном учреждении,их роль и значение в управлении»





















ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Педсоветы в образовательном учреждении,
их роль и значение в управлении










Выполнила: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Зеленгинская СОШ»
Ратьева Ирина Алексеевна




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и основные принципы управления образовательными системами 5
ГЛАВА 2.Организация деятельности педагогических советов в системе
внутришкольного менеджмента 7
2.1.Функции педагогического совета 7
2.2. Содержание педагогических советов 9
2.3. Планирование содержания педагогических советов 12
2.4.Требования к планированию педагогических советов 14
2.5. Формы организации и проведения педагогического совета 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и проведению итогового педсовета 24













Управление и педагогический менеджмент. В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.







Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.
«Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций:
педагогического анализа,
целеполагания и планирования,
организации,
контроля,
регулирования и корригирования».
Педагогический совет является важнейшим звеном внутришкольного управления и выступает как форма демократизации управления образовательной системы.
Переход современной школы с традиционной системы организации образовательного процесса на инновационные модели обучения и воспитания требует пересмотра функций, роли и значения педагогического совета во внутришкольном управлении. Педагогический совет в современной школе все больше приобретает функции научно-методического органа управления образовательной системой. А это требует новых подходов к организации и методики подготовки педагогических советов, повышения их роли и значимости в общешкольном управлении.
Актуальность темы «Педсоветы в образовательном учреждении: их роль и значение в управлении» обусловлена принципиально новыми задачами, которые поставлены перед современной школой в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, необходимостью демократизации системы управления в современной школе, вовлечением педагогов в инновационные процессы, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Новизна данной работы состоит в разработке нетрадиционных подходов к методике подготовки и проведения педагогических советов.

Цель работы:
Обобщить опыт работы по подготовке и проведению педагогических советов и осмыслить его с точки зрения современной педагогической науки и менеджмента.
Раскрыть роль и значение педагогического совета в управлении в условиях модернизации образования на современном этапе.

Задачи:
Изучить теоретико- методологические работы в области менеджмента образования и возможности инновационных преобразований в системе внутришкольного управления.
Проанализировать современные подходы к методике подготовки и проведения педагогических советов.
Проанализировать потенциал педагогических советов с точки зрения менеджмента. Рассмотреть возможности повышения роли педагогических советов во внутришкольном управлении.

Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по подготовки итогового педагогического совета, которые могут быть использованы администрацией школ.









Педагогический совет является одним из важнейших элементов управления образовательным процессом в школе и он подчиняется основным принципам управления образовательными системами. Чтобы осмыслить роль и значение педагогического совета в общей схеме менеджмента, необходимо рассмотреть сущность и основные принципы управления образовательной системой.
Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Однако, с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления.
На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т. И.Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки новых подходов ко всем структурным элементам системы управления:
демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;
системность и целостность в управлении;
единство единоначалия и коллегиальности;
объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами
Педагогический совет школы создается в соответствии с Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации. Состав, структура и содержание его деятельности определяются Уставом школы. Работой педагогического совета руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Деятельность совета школы и педагогического совета не дублируют, но дополняют друг друга.







Деятельность педагогического совета направлена на решение следующих задач:
обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов, и внедрение результативных форм и методов реализации учебно-воспитательного процесса;
обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, обсуждение качества учебно-воспитательной работы;
организация работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, развитию их творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;
проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей, внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайство перед органами управления образования о присвоении категорий, званий, разрядов;
рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру, представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения;
определение основных направлений взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государственными и общественными организациями, творческими союзами; организация опытно-экспериментальной работы, создание в структуре школы методических служб, центров.
Деятельность педагогических советов проходит в условиях демократии и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей к их подготовке и проведению. Проведению педсоветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т.д. На заседание педсовета выносятся принципиальные вопросы жизни и деятельности школы. Таким образом деятельность педагогического совета позволяет на практике реализовать принципы единоначалия в сочетании с демократизацией управления школой.




2.1. Функции педагогического совета

Анализ видов его деятельности позволяет сделать вывод о том, что современный педагогический совет является полифункциональным.

Он выполняет следующие функции:








Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива и его руководителей.

(административные) функции педагогического совета включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие.
Законодательные: выражаются в коллективных решениях, принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником (принятие рекомендаций органов образования: решений, касающихся выполнения государственных и региональных программ и учебных планов; осуществление всеобуча, допуска к экзаменам, перевода, награждения; аттестации педагогических работников и др.).
Совещательные: обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.
Обобщающе-диагностические: проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований.
Планово-прогностические: обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.
Экспертно-контролирующие: заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении учителями и учащимися Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.
Корректирующие: внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

В методических функциях педагогического совета можно отметить информационное, обобщающе-аналитическое, развивающее, обучающее, активизирующее направления.
Информационное направление: сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки, пропаганда передового опыта.
Обобщающе-аналитическое направление: анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.
Развивающее направление: развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.
Обучающее направление: это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.
Активизирующее направление: активизация усилий педагогического коллектива, всех звеньев методической службы: научно-методического совета, проблемных групп педагогического совета, предметных кафедр и методических объединений, методического кабинета и работы каждого учителя над своей методической темой.

функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.
Формирование индивидуальности: помощь в обогащении и раскрытии индивидуальности каждого учителя во всем ее богатстве и многообразии.
Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности.
Формирование мотивации: выработка системы общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, разработка единых требований к действиям коллег.
Социально-педагогические функции состоят:


в коммуникации, связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;
в координации и интеграции усилий всех субъектов воспитания: школы, семьи, общественных организаций;
согласовании, установлении целесообразных связей, последовательности действий;
социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, питания, социального обеспечения, приема и увольнения и т. д.).
Новая социально-экономическая ситуация предъявила и новые требования к школе. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 35 п. б) дает право школе самой определять функции педагогического совета. Поэтому то, что сказано во «Временном положении о государственном общеобразовательном заведении РСФСР», следует рассматривать и использовать в качестве рекомендаций. Руководители-практики настойчиво пытаются переосмыслить и расширить функциональное назначение педагогических советов, они ищут и осваивают новые подходы к их подготовке и проведению.

2.2. Содержание педагогических советов

Особенности содержания педагогических советов представлены их тематикой, которая охватывает практически все основные проблемы современной педагогики.
Проблемы образовательного процесса обычно формулируются в виде краткого тезиса, выражающего некоторое принципиальное затруднение общепедагогического уровня. В условиях конкретной школы проблема превращается в тему, которая и определяет границы ее обсуждения.
Содержательный тезаурус современной проблематики педагогических советов в обобщенном виде можно представить такими модулями:






МОДУЛЬ А. Знания, умения, навыки учащихся.

Содержание образования: стандарты, программы, преемственность, межпредметные связи.
Формы и методы контроля знаний, умений, навыков.
Диагностика и предупреждение отставания в учебе.
Формирование общеучебных умений и навыков.
Отслеживание умственного развития.


Модуль В. Образовательные технологии.

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.
Технологии на основе реконструкции учебного материала.
Технологии на коммуникативной основе.
Технологии на основе совершенствования управления.
Коллективный способ обучения.
Развивающее и саморазвивающее обучение.
Альтернативные технологии.
Технологии компенсирующего обучения.

Модуль С. Урок.

Требования к современному уроку.
Нетрадиционные формы урока.
Активизация деятельности учащихся на уроке.
Урок в развивающем обучении.
Альтернативные формы обучения.

Модуль D. Воспитание.

Цели и содержание воспитания в современных условиях.
Внеклассная работа (дополнительное образование).
Воспитание в процессе обучения.
Социализация ребенка в условиях школы.
Воспитательная система школы.
Отслеживание воспитанности учащихся.

Модуль Е. Работа классного руководителя.

Программы воспитательной работы.
Коллективные творческие дела (КТД).
Работа с детьми с отклоняющимся поведением.
Организация детского самоуправления.
Формирование классного коллектива.

Модуль F. Развитие школы (управление).

Программа развития школы.
Работа школы в режиме развития, педагогический эксперимент.
Освоение современных образовательных технологий.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Демократизация школьной жизни.

Модуль G. Школьник.

Личность ученика, модель выпускника.
Социальная защита детей.
Защита ученика от педагогических крайностей.
Здоровье школьников.
Психолого-педагогическая диагностика личности школьника.
Адаптационная педагогика.

Модуль Н. Учитель.

Личность учителя.
Гуманизация отношений участников педагогического процесса.
Личностный подход, учение без принуждения.
Педагогическое мастерство.
Творческая лаборатория учителя.

Модуль J. Родители (семья, социум).

Семейное воспитание сегодня.
Социальная защита и реабилитация детей.
Работа школы с родителями.
Интеграция воспитательных усилий школы, семьи и общества.
Социальная педагогика, педагогизация социума.

Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули D и Е – воспитание, Р – управление, а модули G, Н, J включают проблемы, связанные с субъектами и объектами этих процессов.
В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба школы с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с учителями. Важнейшим средством управления, регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет.
Он расставляет точки над i по комплексу проблем, определяет пути и средства их решения, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно, искусство управления состоит и в том, чтобы предупредить многие проблемы, сгладить их остроту.

Конкретная тема, встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается:

освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области;
состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т. д.);
обзор учебно-методического обеспечения;
рекомендации по затронутым проблемам.
Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.
2.3. Планирование содержания педагогических советов

В каждой школе – своя технология педагогических советов, в связи с этим различают три модели их планирования:

Планирование в локально-модульной технологии исходит из ориентации на наиболее актуальные для школы социально-педагогические проблемы (реализация ближних перспектив в пределах одного учебного года). Учитывается специфика темы, над которой работает школа. При этом в поле зрения оказываются лишь один-два модуля содержания педагогических советов.

Использование педагогического совета вместе с другими средствами управления (частнометодический уровень технологии, стратегия модульных изменений). В такой модели педагогические советы ориентируются на средне-перспективное планирование, на последовательное рассмотрение основных проблем в ближайшие 2–3 года.

Педагогический совет может стать основным системообразующим средством построения и реализации программы развития школы. Такая его модель опирается на стратегическое, долгосрочное (3–5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием (углублением и расширением) уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.

Первая модель исходит из актуальности, учитывает прежде всего конкретный социальный заказ школе, указания вышестоящих органов, а также реальные (сегодняшние) проблемы учебно-воспитательного процесса. Однако педагогические советы, представляющие только ответ на ситуацию, назревшую проблему, не отвечают требованиям преемственности, не выстраиваются в систему, не выполняют прогностической функции и поэтому являются недостаточно эффективными для развития школы.
Поэтому более эффективна вторая модель, организующая планомерное развитие образовательного процесса, его коллективное изучение, обсуждение и общественную экспертизу.
Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла состоит из пяти составляющих:
первый – аналитическо-планирующий педсовет; проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентировке на решение предстоящих проблем;
второй, третий и четвертый педсоветы – тематические с промежуточными итогами;
пятый – итогово-организационный. На нем подводятся итоги года, допуск к экзаменам, перевод в следующий класс и т. п.
При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить даже основных проблем. Возникает необходимость спланировать тематику на более продолжительный период. К примеру, логика развития содержания педагогических советов в двухгодичном цикле может быть построена так:

Первый год:
Программа развития школы (разработка и обсуждение программ развития, модуль F).
Повышение качества знаний учащихся на основе нового взгляда на личность ребенка (А + G).
Работа классного руководителя (D + Е).
Второй год:
Современный урок и мастерство учителя (С + Н).
Современные образовательные технологии (В).
Система воспитания в школе, роль родителей в воспитании (D + J).
Еще более эффективна третья модель планирования, при которой содержание педагогических советов становится системообразующим фактором для реализации избранного школой направления развития (стратегии системных изменений). В этом случае цикл, охватывающий последовательно все проблемы педагогических советов, повторяется в течение нескольких лет, но при каждом витке берется новый, более высокий уровень рассмотрения проблем. От педсовета к педсовету развивается каждая тема, соблюдается преемственность, принцип оптимизации (получение лучших показателей при меньших затратах сил).
Начальный уровень рассмотрения проблемы на каждом модуле определяется диагностикой образовательного уровня педагогического коллектива, его опыта (стажа), квалификации.
Диагностику квалификационного состава по формальным показателям следует дополнить диагностикой, например, по Я. С. Турбовскому. Общий анализ ее результатов позволит определить средний уровень знаний и умений учителей, на который и ориентируется тематика педагогических советов. При большом разбросе уровней квалификации можно разделить коллектив на 2–3 группы, провести методическую учебу с тем, чтобы выровнять уровни квалификации. Стартовая позиция плана педагогических советов будет определяться уровнем подготовленности коллектива. Если он находится на низшем (первом) уровне квалификации, последовательность тем педагогических советов будет состоять из названий первого столбца таблицы:

Аl – Вl – Сl – Dl – Еl – Fl – Gl – HI– Л.
За циклом Аl ... Л пойдет следующий: А2 ... J2 и т. д. В других случаях, с учетом уровня подготовки коллектива по различным модулям, последовательность проблем может быть другой, к примеру:

А3 – В2 – Сl – Dl – Е4 – Fl – G2 – Hl – Л.

В зависимости от конкретных условий и данных диагностики учителей некоторые темы могут объединяться для обсуждения на педагогическом совете или, наоборот, конкретизироваться и распределяться на два или несколько его заседаний. Как уже говорилось, годовой цикл педсоветов включает рефлексию деятельности за год и старт (организационно-теоретическое введение) в новый годовой цикл.
Другой вариант стратегического планирования (системного изменения) представляет разработка и дальнейшая реализация авторской модели развития. Авторской моделью в педагогике называют разработанный автором (или коллективом) образовательный процесс, представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику.
Авторское своеобразие – характерная особенность современных школ; в его формировании огромную роль играет технология педагогических советов. Технологический цикл в этом варианте начинается со стартового педагогического совета, который посвящается разработке программы развития школы. Стратегия планирования по годам обучения связана с освоением инновационных сфер учебно-воспитательного процесса и определяется тремя взаимосвязанными направлениями:
1.  Дифференциация обучения по интересам детей.
2.  Воспитание искусством.
3.  Служба социально-педагогической заботы о ребенке.
Таким образом, связанные авторскими направлениями развития, обсуждаются разные аспекты того или иного модуля, результаты научных исследований и передового опыта направлены на внедрение в практику, тематика базируется на конкретном материале школы и анализе деятельности всех учителей. Формулировка темы содержит или предполагает проблему, которая практически значима, трудно решаема, но реально достижима.

2.4. Требования к планированию педагогических советов

В рамках первой модели (первого уровня) технологии должны быть выдержаны такие требования: актуальность, практическая значимость и всеобщность темы, а также современность и научность.
Актуальность тематики педагогических советов основывается на психолого-педагогической диагностике состояния детского и учительского коллективов, условий социально-педагогического окружения, учете социально-политической, социально-экономической обстановки.
По существу, актуальность – это решение основных проблем школы на современном уровне. Например, если сегодня вынести на обсуждение педагогического совета вопрос о самообразовании учителей и при этом обойти все новое, что появилось за последнее время в массовом опыте в связи с обновлением содержания и методов обучения, это будет малоэффективно. Тема педсовета должна быть современной и своевременной.
Нерационально выносить на рассмотрение советов (которых всего несколько в году) частную проблему, актуальную только для части коллектива. Необходима значимость и всеобщность проблемы. Частные темы планируются к обсуждению на заседаниях методических объединений (кафедр) или на семинаре классных руководителей. Например, вопрос о повторении как средстве борьбы за высокое качество знаний целесообразно передать методобъединениям, у них есть возможность полнее учесть общее и специфическое в системе повторения по различным предметам и классам или вопрос о педагогической технике в работе классного руководителя разумнее всего обсудить на семинаре, а не на педагогическом совете, на котором вряд ли удастся глубоко вникнуть в проблемы возрастной психологии. Коллективный обмен мнениями, решения педагогического совета будут иметь большое значение для улучшения деятельности школы только тогда, когда рассматриваемая проблема актуальна для всех и решение ее требует всестороннего коллективного обсуждения.
Избранная тема должна отвечать требованию научности. Научно-теоретический уровень обсуждаемых проблем предполагает знание достижений психолого-педагогической науки (ознакомление с монографиями, с периодической литературой, участие в научных конференциях, чтениях и т. д.). При обмене мнениями полезно использовать выводы как педагогики, так и смежных наук – психологии, социологии, физиологии. В практике работы школы должны занять свое место научно-обоснованные рекомендации.
Во второй модели планирование имеет более высокий уровень: учитывает требования перспективности и преемственности тематики.
Перспективность как нацеленность на развитие, на будущее в этой модели имеет рамки «средней перспективы» (2–3 года), однако и в этих масштабах необходимо соблюдать преемственность. Это значит: выбирая тему, нельзя утрачивать связь с прошлым, нужно учитывать вопросы, которые рассматривались в предыдущие годы, учитывать ранее сложившуюся в учительском коллективе точку зрения, накопленный опыт. Круг проблем, обсуждаемых на педагогических советах, периодически повторяется. Задача планирования – придать этому процессу развивающий характер.
Еще более высокие требования предъявляются к планированию педагогических советов как основе управления развитием школы.
Концептуальность применительно к планированию педсоветов означает выход тематики на определенные философские, психологические, дидактические и социально-педагогические позиции. Тематика должна соответствовать концепции развития школы. Педагогические советы предполагают всегда дискуссию, столкновение мнений, диалог различных концепций, тем не менее в их планировании должна прослеживаться определенная концептуальная линия, соответствующая программе развития школы – коллективным решениям, выработанным на ключевом, стартовом педагогическом совете.
Системность, системный подход – методологическая основа планирования педагогических советов. Методологические признаки системы – целостность состава и структуры объекта; закономерности и логика соединения частей в целое, связь объекта.
Целостность системы педагогических советов обеспечивается целевыми ориентациями, органически взаимосвязанными с образовательной технологией школы, составом участников, существующей нормативной базой методической и учебно-педагогической деятельности. В долгосрочном стратегическом планировании содержания педагогических советов реально используются и воплощаются классические принципы педагогики: научность содержания, системность и последовательность, доступность, сознательность, учет индивидуальных особенностей, связь теории с практикой, единство обучения и воспитания. Наконец, третий признак проявляется в учете имеющихся результатов школы, ее социального заказа, связей с социумом.
Исходным документом для планирования педсоветов служит программа развития школы. При перспективном планировании содержание модулей, которые будет рассматривать и обсуждать педсовет, определяется на 3–5 лет в определенной последовательности.
Выполнение всех перечисленных требований обеспечивается опорой на проблемно-ориентированный анализ, диагностическое целеполагание, прогнозирование процессов последействия педагогических советов, контроль результатов и их последующую коррекцию.

2.5. Формы организации и проведения педагогических советов

Г.К. Селевко в работе « Технологии педагогических советов» дает следующую схему классификации педагогических советов по типам и формам организации
















·























Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. По форме и организации деятельности участников этих педсоветов выделяются, прежде всего такие технологии: на основе доклада с обсуждением (выступлениями), доклад с содокладами, с приглашением докладчика – специалиста.
Современной интенсифицированной формой традиционного педсовета является педагогический совет – практикум. Семинар проводится, как групповое занятие с целью повышения квалификации педагогов. Заранее вывешиваются вопросы, по которым планируется обсуждение. Подготовка требует предварительного изучения – чтения, конспектирования, а в ходе педсовета – активного участия в обсуждения. Выступающие должны быть подготовлены, особенно, если поднимается проблема новая, вызывающая вопросы, споры. Такая форма предполагает и практическую форму занятий, возможно в виде мастер-класса.
Нетрадиционные педагогические советы проводятся в таких формах, как деловая игра, КТД, диспут, дискуссия, конференция, педагогический консилиум, аукцион, фестиваль педагогических идей.
Педагогический совет – деловая игра – обучающая форма. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы, проигрывать различные ситуации, как реальные, так и моделируемые и возможные в УВП, находить оптимальное решение. Одна из форм деловой игры – мозговой штурм.
Педагогический совет в форме КТД – предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. КТД используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем. Достоинствами такой формы являются:
Осознание целей, как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива.
Разделения труда, в процессе деятельности между членами коллектива возникают отношения взаимозависимости.
Частичное осуществление контроля членами коллектива,
Деловое общение коллег, которое является важной предпосылкой интереса к теме.
Педагогический совет – диспут, дискуссия - Диспут – форма сотрудничества, которая выявляет различные точки зрения по какой-либо определенной проблеме для выявления истины и консолидации педагогов.
Дискуссия предполагает, что каждый учитель коллектива высказывает собственное мнение по вопросу, знакомится с мнением других, в ходе дискуссии педагоги приходят к единому мнению, происходит консолидация и целенаправленность усилий в решении педагогических проблем.
Педагогический совет – консилиум – проводится для координации деятельности педагогов в работе с учащимися определенного класса, определения причин выявленных затруднений и поиска способов их разрешения. Педагогический консилиум позволяет выработать единую тактику в педагогической деятельности.
Педагогический совет – творческий отчет – отдельного учителя или кафедры (методического объединения). Обобщается – передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Передовой педагогический опыт становится достоянием всех. Такой педсовет становится важнейшим способом повышения методического уровня учителей.
Педагогический совет – презентация проводится в форме официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов, нового опыта по определенной проблеме. Цель презентации – привлечь внимание к чему –либо, ознакомить с новым начинанием, дать ему общественную оценку.
Педагогический совет – конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумываются подведения итогов.
Педагогический совет – конференция предполагает глубокое и всестороннее раскрытие темы при активном участии педагогов школы. Творческий обмен опытом – суть педсовета-конференции.
Педагогический совет – аукцион рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Учителя «покупают» только те, которые заслуживают внимания, более реальны, жизнеспособны. Педагогический совет-аукцион может быть проведен и в форме «защиты проекта», поощряет рост инициативы учителей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (форму, прием), свою программу – учебную, развивающую. Желательно посадить участников «треугольником», чтобы они видели друг друга и легко общались между собой. Такое расположение позволяет собрать больше участников, чем «круглый стол», и в то же время в какой-то мере выделить положение руководителя (жюри).
Педагогический совет – фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество, сопровождающее показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения.

В МОУ «Зеленгинская средняя общеобразовательная школа» применяются в том или ином варианте все формы педагогических советов. Высокую эффективность показала работа педагогических советов на основе работы проблемных групп


Педагогический совет на основе работы проблемных групп

Основной недостаток традиционной формы педагогического совета с докладом - низкая активность учителей. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению основную массу учителей, организовав из них ряд проблемных, творческих групп.
Этап разработки
Осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагается разработать группам учителей, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план совета, вопросы для обсуждения, библиография.
Этап подготовки
Подготовку к педагогическому совету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией, предметные кафедры и методические объединения, методический кабинет. Разрабатываются планы работы проблемных групп по подготовке педагогического совета.
Каждая группа получает задание - изучить состояние проблемы на своем участке. К работе группы подключаются (оказывают помощь) администрация, руководители кафедр (МО), методкабинет.
Проблемные группы совместно с администрацией:
занимаются разработкой вопросов к педагогическому совету;
проводят анкетирование учителей и учащихся;
продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни);
посещают уроки и внеклассные мероприятия;
оказывают помощь учителям в систематизации материала по выбранной проблеме;
изучают школьную документацию;
разрабатывают памятки;
готовят объявления о предстоящем педсовете;
разрабатывают проект решения или рекомендаций.
Гласность и стимулирование подготовки учителей к педагогическому совету обеспечиваются тем, что в учительской за месяц или более вывешивается плакат-объявление о предстоящем педсовете. На нем - дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам. Рядом - список литературы по обсуждаемой проблеме.
Делается это для того, чтобы не было равнодушных, всегда готовых отмолчаться, чтобы заранее сориентировать учителей, помочь им проанализировать свои знания, работу, подготовиться к выступлению. Так, к педагогическому совету о комплексном использовании наглядных и технических средств обучения были предложены следующие вопросы:
Каково Ваше мнение о необходимости применения технических средств обучения?
Расскажите о формах и методах комплексного применения средств обучения, которые Вы используете.
Какие трудности возникают у Вас при использовании технических средств на уроках, как Вы их преодолеваете?
Какую роль Вы отводите ТСО, наглядным пособиям, компьютеру на уроке и на внеклассных занятиях?
Как Вы продумываете и планируете оборудование урока?
Активизирует ли применение технических средств и наглядности познавательную деятельность учащихся?
Кафедры (МО) совместно с администрацией проверяют знания, умения и навыки учащихся с помощью срезовых контрольных работ, зачетов, тестирования и других видов контроля. Анализ причин, приведших к ошибкам, может обсуждаться как на совещании при директоре, так и на педагогическом совете. Анализ проверки ЗУНов учащихся делает учитель и проверяющий согласно разработанной инструкции.
Большую роль в эффективности педагогического совета играет информация, полученная с помощью опросных методов. Это могут быть массовые срезы параметров образовательного процесса (знаний, умений, уровня воспитанности, здоровья), которые подвергаются многоаспектному анализу, сравнению, выяснению причин тревожных показателей и т. д.
Проблемные группы совместно с администрацией и классными руководителями проводят массовые опросы и обобщают их результаты. Анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей и родителей позволяет посмотреть на проблему их глазами, обсудить ее шире и глубже.
Наряду с анкетированием, проблемные группы по подготовке педагогического совета все чаще проводят обследования (исследования). Так, до заседания педсовета «Современный урок» проводилось педагогическое исследование эффективности урока, для чего были использованы анкеты из книги автора этой работы «Тестовый аспектный анализ урока». Исследование проводили не только администрация школы, но и учителя - участники проблемных групп; что представляло огромный интерес для всего коллектива.
Администрация школы и проблемная группа при подготовке к педсовету понимают, что ему должен предшествовать ряд мероприятий, более полно раскрывающих проблему. Ими становятся теоретические семинары, предметные недели, методические дни, «круглые столы», посвященные отдельным вопросам педсовета. Важным компонентом подготовки к нему становится посещение уроков и внеклассных мероприятий. Урок, как известно, источник важнейшей информации. В. А. Сухомлинский по этому поводу пишет: «Директор посещает и анализирует урок не только, чтобы учить учителей, давать им советы. У опытного педагога надо посещать достаточное количество уроков для того, чтобы из его индивидуальной лаборатории все ценное передать в педагогическую лабораторию школы». Итак, сбор информации для педсовета, изучение передового опыта - основные цели посещения уроков активом проблемных групп.
При подготовке педагогического совета администрация школы оказывает помощь учителям в систематизации материала. Даже опытным педагогам бывает трудно обобщить свои наблюдения в письменном виде. Часто у учителей возникают вопросы, связанные с характером их выступлений на совете.
Особое значение в подготовке педагогического совета уделяется изучению школьной документации: тематического и поурочного планирования, планов воспитательной работы, факультативных занятий, кружков, секций, классных журналов, тетрадей, дневников. Это источник данных для обсуждения многих проблем школьной жизни.
Значительное место в работе проблемных групп отводится составлению, разработке памяток и рекомендаций. Проблемная группа и администрация разрабатывают их, а предметники на кафедре уточняют и углубляют.
Так, в помощь учителям к педсовету «Современный урок» были разработаны единые требования к уроку, особенности урока в классах компенсирующего обучения, схема самоанализа урока для учителя в этих классах. Учителя ценят такие материалы за конкретность, четкость, логичность. В таких памятках особенно нуждаются молодые специалисты. В итоге это служит главному - повышению педагогического мастерства.
Таким образом, в подготовке педагогического совета принимают активное участие администрация школы, научно-методический совет, проблемная группа, предметные кафедры и методические объединения, методический кабинет.
Этап заседания
На педсовете выступают представители проблемных групп. Обсуждение строится по определенной логике, охватывает все аспекты проблемы. Выступление руководителя иллюстрируется наглядным материалом (графическим, цифровым, демонстрационным).
Педсовет подводит итоги, принимая проект решения. В выработке его участвуют все проблемные группы (большинство учителей).
Учителя обогатились теоретическими знаниями, ознакомились с передовой методикой, ее творческим применением в работе коллег.
На административном совещании проводится рефлексивный анализ педсовета. Оценивается его эффективность, актуальность, действенность.
Как отмечает в своей работе «Технология педагогических советов» Г.К. Селевко «Педагогический совет в школе – это праздник педагогического труда».










Современная школа – большой и сложный механизм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. Управление современной школой в соответствии с Концепцией развития образования в 2006-2010 г.г. обеспечивается сочетанием принципов единоначалия и демократизации деятельности управленческих структур. Реализация принципов демократизации и гуманизации внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Технократическая парадигма образовательного процесса уступает место гуманистической направленности в его управлении. Управление образовательными системами имеет ту непреложную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, самоуправление. Отсюда возникает проблема гуманизации управления школой, заключающаяся в том, чтобы в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в образовании - это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.
Реализация данных принципов направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.
Важнейшим элементом гуманизации управления школой и демократической формой управления является педагогический совет. Можно сказать, что от грамотной организации деятельности педагогических советов зависит эффективность внутришкольного менеджмента. Современная педагогическая наука, теория современного менеджмента, педагогическая практика разработали эффективные пути совершенствования деятельности педагогических советов.
Таким образом, администрация современной школы имеет богатый арсенал методов, форм, путей и средств совершенствования внутришкольного управления.



Кобзарь Б.С. Управление школой продленного дня. – Киев, 1988.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М., 1986.
Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1993. - С. 42-45.
Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. – М., 1982.
Лапин Н.И., Пригожин А.И. и др. Нововведения в организациях. – М., 1981 г.
Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993 г.
Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991 г., № 10, стр. 88-93.
Орлов А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. – М., 1991. – С. 34-35.
Педагогика. 1997 г., № 4, стр. 66-72
Портнов М.Л. Труд руководителя школы. – М., 1984.
Раченко И.П. НОТ учителя. – М., 1989.
Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М., 1997 г.
Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1979.
Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. – М., 1992.
Фролов П. Т. Школа молодого директора. – М., 1988.
Шамова Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1991.








1. Общие положения

Цель педсовета: выявить стратегические проблемы школы и определить основные пути их решения.

Задачи педсовета:
сформулировать основные проблемы школы как исходные позиции для ее развития;
создать в педагогическом коллективе атмосферу творческой, позитивной «неудовлетворености собой»;
оценить достижения педагогического коллектива и отдельных учителей;
определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем.

Ответственный за общее руководство и подготовку педсовета – заместитель директора по научно-методической работе (НМР).

Ответственные за отдельные направления:
директор школы: анализ общих проблем, утверждение плана проведения педсовета, формулировка проекта решения педсовета;
психологическая служба: разработка диагностических методик для определения психологической комфортности учащихся, педагогов и родителей;
учебная часть: анализ итогов образовательной деятельности школы;
научно-методическая служба: разработка диагностических методик для анализа результатов образовательной деятельности школы;
аналитическая служба: подготовка аналитической записки по итогам образовательной деятельности школы;
заместитель директора по воспитательной работе: подготовка диагностических методик по определению эффективности воспитательного процесса в школе и анализ результатов воспитательной работы с учащимися;
библиотека: анализ деятельности библиотеки, характера и динамики читательских интересов;
медицинская служба: анализ состояния здоровья педагогов и учащихся, динамики заболеваемости;
служба информационно-технического обеспечения: анализ состояния информационно-технического обеспечения образовательного процесса; информационная поддержка педсовета;
центр дополнительного образования: анализ работы по оказанию дополнительных образовательных услуг населению; подготовка диагностических методик по изучению образовательных запросов жителей микрорайона;
научно-методический совет школы: анализ состояния научно-методической работы в школе и ее особенностей; подготовка выставки о педагогических и научно-методических достижениях учителей школы;
методические объединения: анализ образовательной деятельности предметного методического объединения, коллективных и индивидуальных достижений педагогов;
родительский комитет: анализ работы родительского комитета, диагностика уровня удовлетворенности родителей результатами образовательной деятельности школы;
административно-хозяйственная часть: анализ работы по материально-техническому обеспечению образовательного процесса; оформление кабинета для проведения педсовета;
ученический комитет: анализ деятельности ученического комитета; диагностика уровня удовлетворенности школьников организацией учебно-воспитательной работы в школе;
финансовая служба: анализ финансовой политики школы;
секретариат: информирование членов педсовета о времени и месте его проведения.

2. Организация аналитической работы

Как выявить и четко обозначить имеющиеся проблемы? Как отсечь мелкие, несущественные вопросы от наиболее значимых для развития школы? Как грамотно сделать анализ проведенной работы?
Ответственный за общее руководство за ходом аналитической работы – заместитель директора по НМР.

2.1. Проблемный анализ деятельности всех подразделений школы осуществляется по схеме «от конца к началу» (М.М. Поташник, В.С. Лазарев):
выявление того, что не удовлетворяет в результатах работы школы (подразделения);
определение проблем учебно-воспитательного процесса;
поиск недостатков в условиях (кадровое, научно-методическое, информационно-техническое, материально-техническое, финансовое, мотивационное, нормативно-правовое обеспечение), определяющих дефекты учебно-воспитательного процесса (вида деятельности).

2.2. На основе этой схемы разрабатываются, подбираются или модифицируются диагностические методики, позволяющие сделать адекватный анализ школьной ситуации. Срок представления пакетов диагностических методик – до 1 марта.
2.3. Пакеты диагностических методик рассматриваются и утверждаются на совещании при директоре – 3 марта.
2.4. С учетом общей логики и предлагаемых методик анализа разрабатываются конкретные схемы аналитических отчетов подразделений школы. Срок представления оригинал-макетов схем – до 15 марта.
2.5. Оригинал-макеты схем отчетов утверждаются на совещании при директоре – 17 марта. Тиражирование схем – до 19 марта.
2.6. Установка и инструктаж о порядке подготовки аналитических отчетов и проведения диагностического исследования даются на заседании научно-методического совета – 20 марта.
2.7. Проведение диагностического исследования – по утвержденному графику – до 20 апреля.
2.8. Анализ полученных материалов, написание текстов аналитических отчетов – до 30 апреля.
2.9. Обобщение аналитических отчетов подразделений школы, подготовка общего аналитического отчета – до 15 мая.
2.10. Анализ школьной ситуации по материалам отчета, выявление и формулировка основных проблем школы, определение замысла проведения итогового педагогического совета проводятся на заседании научно-методического совета (возможно применение мозгового штурма или другой активной формы коллективной мыследеятельности) – 19 мая.

3. Проведение педсовета

Кто разрабатывает детальный план подготовки и проведения педсовета? Каков порядок его реализации?
Ответственный за подготовку и проведение педсовета – заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР).
3.1. Разработка детального плана и определение формы проведения педагогического совета. Доклад на совещании при директоре – 26 мая.
3.2. Распределение заданий по подготовке педсовета (выступления, оформление, информационно-техническая поддержка, материально-техническое обеспечение, решение, раздаточный материал и т. д.). Инструктивное совещание – 30 мая.
3.3. Контроль над выполнением индивидуальных и групповых заданий по подготовке к педсовету: заслушивание отчетов, собеседования, консультации, проверка готовности, оказание конкретной помощи, координация взаимодействия исполнителей. Возможно, целесообразно подготовить для каждого краткую письменную инструкцию – до 22 июня.
3.4. Подготовка проекта решения педагогического совета, его тиражирование в достаточном для эффективного обсуждения количестве – до 22 июня.
3.5. Сверочное совещание при директоре о готовности к проведению педагогического совета – 23 июня.
3.6. Проведение итогового педсовета – 25 июня.
3.7. План обсуждения итогов учебного года предположительно должен включать следующие вопросы:
Насколько достигнуты цели и задачи работы школы в текущем учебном году? В какой мере выполнен Государственный стандарт образования? Достигнут ли запланированный уровень обученности учащихся? Произошли ли изменения в уровне воспитанности школьников? Насколько решены программы профессиональной ориентации и профильной подготовки учащихся? Как развиваются познавательные интересы детей? Есть ли успехи в области научно-исследовательской работы учащихся? Укрепляется ли здоровье детей? и т. п.
Какие факторы повлияли отрицательно (положительно) на качество результатов? Какие условия создавались для достижения образовательных и воспитательных целей школы? В какой мере удовлетворены образовательные потребности населения?
Насколько рационально организован труд учащихся и учителей? Как это отразилось на результатах образовательной деятельности школы?
Как изменился уровень профессионализма учителей и качество преподавания и воспитания? Как это повлияло на достижение целей школы?
Какие инновационные и традиционные технологии использовались и как это сказалось на результатах обучения и воспитания учащихся? Какие авторские работы, методики, технологии были созданы учителями школы? Что было адаптировано, заимствовано из передового педагогического опыта?
Как организована работа по социальной адаптации учащихся, развитию творческого потенциала детей? Какие конкретные результаты здесь достигнуты?
Каково состояние работы по обеспечению здорового образа жизни детей и сотрудников? Как осуществляется профилактика заболеваний?
Как отразилась на качестве обучения и воспитания деятельность методических объединений, творческих и научных коллективов? Какую работу с педагогами проводила администрация и какова ее эффективность? Каково состояние микроклимата в коллективе и влияние на качество обучения и воспитания деятельности психологической службы, социального педагога?
Насколько эффективно проводилась работа с родителями? Достаточно ли действенны связи школы с общественными и государственными организациями и учреждениями?
Какое влияние на совершенствование образовательной деятельности оказал внутришкольный контроль?
Как можно оценить состояние управления школой? В какой мере оно обусловило достижение целей школы?

3.8. Разработка плана реализации решений педсовета – до 30 июня.
4. Список ответственных и определение рамок ответственности

Кто конкретно отвечает за каждый аспект подготовки и проведения педсовета? Как взаимодействуют все исполнители? К какому сроку и в какой форме должны быть представлены результаты этой работы?

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
Проводит инструктивное совещание руководителей методических объединений по организации аналитической работы. Каждый из них должен получить образцы схем отчетов, диагностических методик, четкую инструкцию о сроках и форме представления результатов. Главное – добиться понимания значения и ответственности этой работы. Положительный настрой – это половина успеха!
Собирает аналитические отчеты учителей, методических объединений, руководителей факультативов и пр. Ни в коем случае не пускать на самотек ход подготовки отчетов и выполнения диагностических процедур! Консультации, проявление интереса, опросы, беседы – ежедневно.
Осуществляет анализ результатов образовательной деятельности, представив их в наглядной форме (таблицы, графики, диаграммы). В случае затруднения обращается за помощью к заместителю директора по НМР, психологу, директору школы. Определяет основные выводы и проблемы, возможные пути их решения. Оформляет результаты анализа в виде проблемно-аналитического отчета.
Разрабатывает детальный план проведения педсовета, согласовывает его с руководителями подразделений школы, заместителем директора по НМР и директором и представляет на рассмотрение на совещании при директоре в форме технологической карты.
Составляет список ответственных за проведение педсовета и памятки-инструкции для них. Проводит с этими людьми установочное инструктивное совещание.
Готовит проект решения педсовета, согласовав его с руководителями подразделений и директором школы. Организовывает его тиражирование.

Заместитель директора по воспитательной работе:
Проводит инструктивное совещание с классными руководителями по организации аналитической работы.
Собирает аналитические отчеты классных руководителей.
Осуществляет анализ эффективности воспитательной работы в школе.
Готовит предложения в проект решения педагогического совета.
Оказывает организационную и консультационную помощь ученическому совету по проведению анализа его работы.
Организовывает диагностику психологической комфортности учителей, учащихся и родителей (совместно с психологической службой).
Руководит подготовкой выставки лучших работ учащихся по итогам года.

5. Номинации

Кто будет награжден за особые педагогические достижения? Как это лучше сделать? Кто должен определять номинантов?
5.1. Лучшие достижения учителей, методических объединений, творческих групп, подразделений школы на итоговом педсовете отмечаются по различным номинациям: «Учитель года», «Методическое объединение года», «Поиск и творчество», «Классная мама» и др. Количество, названия номинаций и требования к номинантам определяются научно-методическим советом.
5.2. Список номинантов составляется на основе закрытого анонимного анкетирования, которое проводится после представления кандидатур номинантов методическими объединениями и научно-методическим советом.
5.3. Победители в номинациях объявляются на итоговом педсовете и соответствующим образом премируются.
5.4. На педсовете, кроме того, должен получить надлежащую оценку любой позитивный опыт работы школы.
 Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. /под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002».
 Конаржевский Ю.А., Новикова Л.И., Орлов А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. - М., 1991. - С. 34-35.

 Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993. - С. 42-45) .









13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015



Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Педагогический совет – это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, определением путей его совершенствования.

управленческие

воспитательные

социально-
педагогические

методические

управленческие

методические

воспитательные

социально-педагогические

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОВЕТЫ

по методике подготовки и проведений

Нетрадиционные

Традиционные
интенсифицированные

Традиционные
классические

доклад с обсуждением

доклад с содокладом


серия
сообщений

работа проблемн. групп

семинар-практикум

презентация

педагогический консилиум


деловая игра

фестиваль

конкурс

круглый стол

творческий отчет


диспут,
дискуссия


в форме КТБ

методический день


аукцион

по месту и роли в учебно-воспитательном процессе

по составу участников

малый

объединенный

расширенный

постоянный

тактический,
стратегический

четвертной, полугодовой, годовой

стартовый, текущий, итоговый

по итогам проверок, смотров и т.д.

внеочередной



Схема 1Схема 1ўђ Заголовок 115