Выступление на конференции по теме: Повышение эффективности образовательного процесса через использование ИКТ на уроках физики
Повышение эффективности образовательного процесса через использование ИКТ на уроках физики.
Среди множества способов повышения эффективности урока использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Вовлечение информационно-коммуникативных технологий в образовательную деятельность обучающихся – это не дань моде, это процесс формирования компетентностей, необходимых для реализации своих возможностей в современном обществе. Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. С принятием и внедрением ФГОС изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной общеобразовательной программы, которые не возможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Новые ФГОС обязывают педагога использовать в образовательном процессе ИКТ и соответственно научить своих учащихся их эффективному и разумному использованию.
Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель. С его помощью уже сегодня я могу решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии, на мой взгляд, выходят на первое место при решении проблемы по организации работы со способными детьми, по самообразованию ученика. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Поэтому для меня учебный процесс немыслим без применения информационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения современных ИКТ, которые открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.
Возможности ИКТ:1) Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. 2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). 4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. 5) Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Я применяю ИКТ на уроках физики в следующих направлениях:
- мультимедийные презентации на уроках: презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала, содержит изображения, видеоматериалы, тестовые задания, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, я уделяю внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитываю возрастные особенности, включаю в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершаю с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показываю взаимосвязь с другими наукам. Обучающий эффект уроков можно усилить звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Уроки с использованием презентационного материала отличаются высокой плотностью, интенсивной сменой видов деятельности учащихся приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. Для того, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету. Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Мною создан банк презентаций по классам и разделам, как собственных продуктов, так и презентаций, подготовленных учащимися. Некоторые работы получили высокую оценку на конкурсах разного уровня.
- использование готовых программных продуктов по своей дисциплине: на уроках стараюсь использовать созданную мною базу электронных ресурсов. Существует огромное число готовых программных продуктов, которые можно использовать при проведении современных уроков. Такие уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении физики, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на научном уровне. Подобные программы я использую как в полном предложенном объёме, так и моделирую под конкретный урок и конкретные задачи. В плане использования ЭОР на уроках физики очень много полезного я узнала на курсах повышения квалификации, организованных Мордовским республиканским институтом образования по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике»
Информационные объекты, входящие в созданную мной базу я классифицировала по следующим типам.
Видеофрагменты, представляющие собой физические эксперименты, занимательные опыты, современные игрушки (сувениры), в которых наблюдаются эффектные физические явления, и современные технические устройства. Видеофрагменты полезно использовать при недостаточной укомплектованности кабинета физики средствами, позволяющими проводить демонстрационные опыты и эксперименты. Ряд известных экспериментов требуют затемненного кабинета, длительной подготовки или проекционного оборудования (отражение свечи, полное внутреннее отражение), поэтому их сложно показать в реальных условиях. Конечно, если имеется возможность показать реальный эксперимент, то это следует сделать. Видеофрагменты хороши для повторения, самостоятельной работы учащихся.
2. Анимации, представляющие собой динамичные иллюстрации теоретических представлений, работы технических устройств или природных явлений. Некоторые из них является короткими фрагментами без звука, которые могут сопровождать рассказ учителя, другие анимации имеют звуковое сопровождение, согласованное с визуальными смысловыми акцентами, и может использоваться для самостоятельного просмотра учащимися с последующим обсуждением.
3. Фотографии природных явлений, бытовых приборов и приспособлений, экспериментальных установок, технических объектов, портреты ученых. Они призваны проиллюстрировать экспериментальную базу, на которой строятся физические представления и многочисленные технические применения физических явлений, открытых в лаборатории.
4. Рисунки, которые являются иллюстрациями к текстам сопровождаемых учебников и представляют собой схемы приборов, экспериментальных установок, электрических цепей, образное представление физических величин, символьное изображение протекающих процессов, модельных представлений об их протекании, а также графики зависимостей физических величин от времени, расстояния и т.п.
5. Текстовые фрагменты, представляющие собой определения физических понятий, величин, явлений, формулировки законов и границ их применимости, описания важнейших технических устройств, упоминающихся в школьных учебниках.
6. Обобщающие таблицы, являющиеся сводом основных понятий и законов, изученных в данной теме. Обобщающие таблицы могут содержать разнообразную информацию: текстовую, графическую, символьную и т.д.
Уроки с использованием мультимедийных возможностей очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета.
- использование компьютерных моделей: компьютерная модель позволяет управлять поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности при построении и чтении графиков. Компьютерные модели удобно использовать и в демонстрационном варианте и при объяснении нового материала или при решении задач. Согласитесь, что гораздо проще и нагляднее показать, как тело движется при наличии положительной начальной скорости и отрицательного ускорения, используя модель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], чем объяснять это при помощи доски и мела. Создана база компьютерных моделей по определенным темам, которые я успешно применяю на своих уроках.
- использование образовательных Интернет-ресурсов: при работе с Интернетом появляется возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, в которых мои ученики принимают активное участие. В практике своей работы я реализую проектную деятельность через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. Использование форм ИКТ позволяет более качественно оформить и представить свою исследовательскую работу, подобрать богатый теоретический материал. Исследовательские работы моих учащихся занимают призовые места.
- разработка тестов, используя готовые программы-оболочки: разработала и использую в работе тесты:
Тест к уроку физики "Механическое движение"
Тест по физике "Тепловые явления».
Тест к уроку физики "Первоначальные сведения о строении вещества"
Тест по физике "Давление. Единицы давления"
Тест по физике "Строение вещества"
Итоговый тест по физике за 7 класс
Тест "Атмосферное давление"
Из Интернета скачала тесты по всем темам образовательной программы физики 7-9 классы и успешно использую материал при организации контроля знаний. Обобщая свой опыт применения ИКТ на уроках физики и во внеурочное время, я могу сделать вывод:
- информационно-коммуникативные технологии ускоряют процесс обучения;
- усиливают у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;
- улучшают качество усвоения материала; - позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают уверенность учащихся в собственных силах.
Анкетирование, проведенное мною среди учащихся, показывает следующее:
- 100 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера намного интереснее;
- 78% считают, что ИКТ помогают лучше усвоить материал;
- 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке проектов;
- 86% нравится работать с тестами на компьютере;
Успеваемость за три последних года составляет 100%. Качество обучающихся составляет:
2010-2011 г -57%,
2011-2012 г. -70%,
2012-2013 г.-78%.
Мои ученики являются участниками, призерами и победителями различных конкурсов и олимпиад по физике:
2011-12 учебный год: Заочная физико-математическая олимпиада «Авангард».
Муниципальный конкурс исследовательских, проектных и творческих работ.
2012-13 учебный год:
Муниципальный этап олимпиады по физике.
Республиканский этап олимпиады по физике.
Муниципальный конкурс исследовательских, проектных и творческих работ.
Республиканский конкурс «Интеллектуальное будущее Мордовии».
2013-14 учебный год:
Конкурс презентаций «Электронный помощник».
Муниципальный конкурс исследовательских, проектных и творческих работ.
Конкурс презентаций «Электронный помощник».
Республиканский конкурс «Интеллектуальное будущее Мордовии».
Работа в данном направлении мной будет продолжена, так как компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Работа будет продолжена в направлении активизации использования интерактивной доски.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что компьютерные технологии, разумеется, не могут полностью заменить ни натуральный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого преподавателя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании дают более высокую оценку усвоения материала обучающимися. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты это шаг к повышению качества обучения обучающихся и, в конечном итоге, к воспитанию новой личности ответственной, знающей, способной решать новые задачи как по предмету, так и жизненные. В заключении хочу привести понравившуюся мне цитату Р. Эмерсона: «Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими». Действительно, компьютер – это машина, которой управляет человек, а главной фигурой на уроке является учитель.
Кирдяшова Л.И., учитель физики МКОУ «Лопатинская
основная общеобразовательная школа» Лямбирского района.
Домашний адрес: Лямбирский район, с. Лопатино,
ул. Луговая, д 9, кв33, Телефон:89176966962
E-mail: kirdia@yandex.ru
, Знак Знак