Системный курс «Поэтапной подготовки к итоговой аттестации по математике. 5 класс»
Программа курса
платных дополнительных услуг
по математике для 5 класса
Составлена учителем математики
Первой квалификационной категории
Каширской А.Ю.
г. Балаково
2015-2016 учебный год
Системный курс
«Поэтапной подготовки
к итоговой аттестации по математике. 5 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительные занятия по математике составляют неразрывную часть учебно- воспитательного процесса по данному предмету. Их следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть строго обязательной. Важно исходить из общего уровня знаний и умений учащихся. Дополнительные занятия, как и уроки, необходимо строить с учетом основных принципов дидактики: научности, доступности, наглядности, учета индивидуальных особенностей школьников. Занятия строятся на интересе детей и не должны носить принудительный характер. При построении занятий учитывается главная закономерность обучения, сформулированная дидактами: “Чем разностороннее деятельность учащихся, тем выше качество усвоения знаний”. Они должны приносить детям глубокое удовлетворение, радость познания. Материал, предлагаемый учащимся, должен быть понятен каждому ученику. Для поддержания интереса в любом новом материале должны быть элементы известного детям.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 32 учебных часа (с 1 октября по 30 мая 2015-2016 учебного года).
Цели и задачи программы:
содействовать развитию психических процессов учащихся: восприятия, представления, памяти, внимания, мышления, речи, воображения, развивать познавательную деятельность учащихся, гибкость их мышления,
формировать математические способности учащихся, а именно: обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать,
развивать различные виды деятельности учащихся: исполнительскую, воспроизводящую, преобразующую, контролирующую и поисковую,
способствовать созданию положительного эмоционального тонуса,
показать межпредметные связи с другими школьными предметами.
Содержание программы дополнительных занятий включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки, экскурсии, путешествия и т.д., т.е. такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей. Для облегчения перехода от известного к неизвестному полезно использовать различные виды наглядности: полную предметную наглядность, неполную предметную наглядность, символику. Интерес к математике необходимо поддерживать занимательностью самих задач, вопросов, заданий, целесообразно вносить элементы юмора, остроумия, игрового настроя, праздничности. Юмор должен быть добрым, создавать бодрое, приподнятое настроение. Методы, используемые учителем на дополнительных занятиях разнообразны, большое место должны занимать дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей.
Ожидаемым результатом является более свободное выражение чувств детьми, развитие различных сторон мышления школьника: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, критического.
Учащиеся, посещающие дополнительные занятия, в конце учебного года должны уметь:
находить наиболее рациональные способы решения задач;
оценивать логическую правильность рассуждений;
распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
уметь составлять занимательные задачи;
применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Методические рекомендации
Основная методическая установка системного курса «Поэтапная подготовка к итоговой аттестации по математике. 5 класс» — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по решению задач различных видов.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний, предлагаемых учителем. Кроме индивидуальной, применяется и групповая форма работы.
Учителю необходимо создать условия для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в практических работах.
Основные типы занятий — лекция и практикум.
В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся кратковременные срезовые работы (тесты, творческая работа) по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
Учебно-тематический план
№
п\пПримерные сроки Наименование разделов и тем Фактические
сроки
(корректировка)
5 А5 В5Г 5 А5В 5 Г
1 01.10 06.10 05.10 Натуральные числа. Шкалы и координаты 2 08.10 13.10 12.10 Сложение натуральных чисел и его свойства 3 15.10 20.10 19.10 Вычитание натуральных чисел и его свойства 4 22.10 27.10 26.10 Числовые и буквенные выражения 5 29.10 10.11 09.11 Уравнение 6 12.11 17.11 16.11 Решение усложненных уравнений 7 19.11 24.11 23.11 Решение текстовых задач алгебраическим способом 8 26.11 31.11 30.11 Решение текстовых задач с помощью уравнений 9 03.12 01.12 07.12 Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения и деления 10 10.12 08.12 14.12 Упрощение выражений 11 17.12 15.12 21.12 Решение задач на части 12 24.12 22.12 28.12 Степень числа. Квадрат и куб числа 13 14.01 12.01 11.01 Формулы. Формула скорости. Решение задач на движение 14 21.01 19.01 18.01 Площадь. Формула площади прямоугольника. Решение задач 15 28.01 26.01 25.01 Прямоугольный параллелепипед. Объем. Решение задач 16 04.02 02.02 01.02 Доли. Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби 17 11.02 09.02 08.02 Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач 18 18.02 16.02 15.02 Деление и дроби 19 25.02 23.02 22.02 Смешанные числа. Десятичная запись дробных чисел 20 03.03 01.03 29.02 Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач 21 10.03 08.03 07.03 Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач алгебраическим способом 22 17.03 15.03 14.03 Округление десятичных дробей 23 24.03 22.03 21.03 Умножение десятичных дробей 24 07.04 05.04 04.04 Деление десятичных дробей 25 14.04 12.04 11.04 Деление на десятичную дробь 26 21.04 19.04 18.04 Умножение и деление десятичных дробей. Решение уравнений 27 28.04 26.04 25.04 Умножение и деление десятичных дробей. Решение задач 28 05 28.04 02.05 Умножение и деление десятичных дробей. Решение задач алгебраическим способом 29 05 03.05 09.05 Средняя скорость, средняя урожайность, средняя производительность 30 12.05 10.04 16.05 Нахождение процентов от числа, числа по его процентам, процентного отношения чисел 31 19.05 17.05 23.05 Решение задач на проценты 32 26.05 24.05 30.05 Решение геометрических задач алгебраическим способом 33 Итоговое занятие
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
Формы проведения занятий: урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие, лабораторная работа.
Формы проведения итогов по каждому блоку: консультация, викторина, игра, мини-олимпиада, индивидуальное домашнее задание.
Форма проведения итогового занятия по курсу: игра.
Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Дидактический материал подбирается на основе рекомендуемой ниже литературы.
В данном разделе рассмотрены основные темы курса: «Логические задачи», «Знакомство с геометрией», «Занимательное в математике». Указаны разделы по каждой теме с кратким их описанием. Приведены примеры заданий для каждого раздела.
Каждое занятие включает в себя: беседу по данной теме, стихи о математике, занимательные задачи и дидактические игры. Предлагается примерное планирование занятий о старинных системах записи чисел.
ЛИТЕРАТУРА:
И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение».
«Все задачи "Кенгуру"», С-П.
Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.
Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М.
Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М.
Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель.
Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М.
Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ.
В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение»
С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы.
Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега.
Т.А. Братусь и др. Все задачи «Кенгуру». Сборник задач. – СПб.: Изд. Левша.