Урок по обучению грамоте Буквы Фф и звуки ф,ф.Закрепление


Грамота
1 «Л» класс
Цель: закрепить знания по усвоению буквы Ч ч, чтение и письмо слов с буквой ч
Задачи: выработать навыки осознанного чтения, формировать навыки правильного написания букв и их соединений;
Развивать орфографические умения, тренировать память, внимание, развивать зрительную память, речь, мелкую моторику рук, продолжать формировать навыки групповой работы;
Воспитывать интерес и любовь к чтению, коммуникативные умения, чувство дружбы.
Тип урока: Закрепление
Методы работы: проблемный, частично-поисковый
Формы работы: фронтальная, групповая, парная
Оборудование: Пропись №2, раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями), индивидуальные маркерные досточки , маркеры, ИКТ.
Ход урока.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
- Прозвенел звонок на наш урок. Пусть это утро несет нам радость общения. Наполнит наши сердца светлыми, добрыми чувствами.
Какую букву проходили на прошлом уроке? Букву и звук ч.Что мы знаем о ней? Назовите слова, в которых есть буква и звук ч.
У вас на столах лежат карточки со словами на букву ч из трех, четырех, пяти, шести букв. Дети делятся на группы по количеству букв.
Вспомним правила работы в группе.(Слайд)
Девиз нашего урока «Век живи-век учись»! Слайд №3
Давайте повторим, из чего состоит наша речь?
- На какие группы можно разделить все звуки?
- Что можете сказать о согласных звуках? О гласных? Слайд № 4
- Покажите на ленте все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки.
- Что можно составить из звуков и букв?
- Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?
Учащиеся сидят группами. На каждом столе карточки с заданиями, лист самооценки, сигнальные кружки.
Карточки № 1.(Приложение 1)
Учащиеся вставляют букву в слово, передают по карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой (1-2-я, 3-4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Готовы».
- Обсудите и оцените работу в группах. (Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.)
- Молодцы!
Физминутка.
Какие слова были последние на карточке? Чай, чудо.
В Казахстане чаепитие –это целый ритуал. Издавна повелось, что гостю в первую очередь давали кумыс и, пока варилось мясо, пили чай. После мяса опять пили чай. Раньше чай кипятили на улице в самоварах, такой чай очень ароматный. А знаете ли вы, откуда появился чай, где его родина? Этот вопрос до сих пор считается спорным. Одни считают родиной чая Китай, другие – Индию. Название этого напитка произошло от китайского слова «ча», что в переводе означает «молодой листочек».
- Возьмите карточки № 2 и выполните задание. Приложение 3
1-я группа.
Откройте Букварь с. 132 сделайте схему-«человечка» Ч. Подготовьте рассказ о букве ч.
2-я группа.
Откройте Букварь с. 134. Проведите звуко-буквенный анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам в цветовой гамме). Сделайте вывод о звуке [ч'].
3-я группа.
Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?
Качалка, туча, кирпич, чайник, стрекочет, свеча, мяч, рыжий, трубач, честность.
4-я группа.
Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить ее. Какой звук повторяется?
Чо – чо – чо – мы расслабили …(плечо )
Чу – чу – чу – мультик я сейчас…( включу )
Ча – ча – ча – на столе горит …(свеча)
Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Готовы».
- Послушаем ответы 4-й группы. Оценим их.
- Послушайте и оцените ответы 3-й группы.
- Молодцы!
Слайд № 7 - Прочитайте запись на слайде
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. А ещё в чёрном чулане не живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости.
Но вот кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал. Ничего кроме колёсиков и винтиков там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса!
- Значение каких слов вы не знаете? (Чабан, чулан, чердак, чемодан)
- Где можно узнать что обозначают незнакомые слова? (Словари толковые)
Слайд № 8,9 Чабан – это пастух, пасущий овец; чулан – кладовка; чердак - помещение между потолком и крышей дома; чемодан - коробка с прикрепленной запирающейся крышкой, используемая для перевозки вещей, сделанная из прочного материала.
-Найдите слова с буквой ч и подчеркните в тексте.
Выполняется работа на интердоске.
- Молодцы! Так какая же тайна спряталась в часах?
(высказывания детей)
Слайд № 10 Физкультминутка.
Тик-так, тик-так.
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так.
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз, направо раз,
Мы тоже можем так:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Работа с учебником.
- Продолжаем работу. Откройте Букварь с. 132.
- Послушаем ответы 1-й группы. Рисуем схему- «человечка» ч.
Слайд № 11
Оцените ответы.
- Выслушаем и оценим ответ 2-й группы.
- Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук [ч']
- Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги? (Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)
- Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги?
(Звук [ч'] не бывает твёрдым.) Слайд №12
- Итак, расскажите, что мы узнали о букве ч.
Рассказ в парах. Сигнал «Готовы».
- Обсудите выполнение задания в группе. Самооценка.
Слайд № 13 Физкультминутка
Письмо в прописи: чо ча че чу чи чё ча ач ич еч ёч уч чк чн.
Взаимопроверка в парах: подчеркнуть зеленым цветом самую красивую букву, самый красивый слог.
Закрепление.
Развитие речи
Беседа по тексту «Черепаха».Что ты знаешь о жизни черепах?Беседа о прочитанном.
Доскажи словечко.
Море, покачай-ка,-Попросила… ( чайка)
У них усы не для красы-
Они показывают время
И называются… ( часы)
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят… (черепахи)
Помогите мальчику составить слова из слогов. Что и кого называют слова?
Домашнее задание: составить и записать предложения, в котором все бы слова начинались на букву ч