Интеграция предметов музыки и изобразительного искусства как цель и результат развития творческих способностей учащихся. Осеннее настроение
"Интеграция предметов музыки и изобразительного искусства как цель и результат развития творческих способностей учащихся.
"Осеннее настроение"
Форма проведения: мастер-класс.
Подготовили:
Кузнецова Ольга Игоревна,
- учитель изобразительного искусства, МОУ СОШ № 11;
Голованова Антонина Николаевна,
- учитель музыки, МОУ СОШ № 9 СУИОП.
Введение
В соответствии с современной образовательной парадигмой и актуальным социальным заказом школьное образование рассматривается сегодня как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие учащихся.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, лепку, раскрашивание, конструирование.
Интегрированные уроки позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику изобразительного искусства и технологии работы с различными материалами.
Интеграцию можно считать естественным состоянием человека, когда он стремится к некой целостности бытия. В психологии, говоря об интегрированной личности, имеют в виду такого человека, который способен ощущать единство мироздания, комфортно чувствовать себя в этом единстве и, в тоже время, беречь свою индивидуальность.
На основе Федеральных Государственных Требований в наших учреждениях идёт интеграция образовательных областей. Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
Актуальность
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи педагогической деятельности.
Творческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта.
Ведущая идея
Проведение интегрированных уроков изобразительного искусства и музыки, создание условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.
Основные задачи
Развивать у учащихся:
1) стремление к получению новых знаний в области изобразительного искусства и музыки;
2) способность к самостоятельному добыванию знаний и приобретению творческих навыков учащимися;
3) умение использовать полученные знания на практике;
4) творческие способности и инициативу.
План работы мастер класса
"Осеннее настроение"
Учитель музыки и учитель изобразительного искусства помогают с разных сторон почувствовать (увидеть и услышать) осеннее настроение, рассуждая о том, что эта удивительная пора может быть разной, радостной и грустной.
Учитель музыки:
Осень, осень: «Что в ней хорошего?» - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тоскливой, унылой. Прогулки наши становятся все короче, надоедливый дождь, рано загоняют домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна. Осенью восхищались многие художники, музыканты и каждый по своему показал её в своих произведениях. Именно об этом мы и будем говорить сегодня.
Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Она давала возможность средствами данного искусства запечатлеть события и дела наиболее характерные для того или иного времени года. Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы.
В конце 17 века итальянский композитор Антонио Вивальди сочинил цикл музыкальных картин «Времена года». Осень – это третий концерт.
Прослушивание Концерта № 3 фа мажор «Осень» (1 часть).
Осень во «Временах года» Вивальди созвучна с таким городом Италии как Рим – гордым и торжественным, он изображает пышный закат, когда природа многогранна в своих явлениях и приносит радость людям щедрым урожаем.
Следующая музыкальная картина осени в музыкальной цикле «Времена года» русского композитора Петра Ильича Чайковского. Чайковский очень любил осень, когда подолгу моросил мелкий дождик. В качестве эпиграфа для поэтического описания октября Чайковский выбрал коротенькое двустишие А.Н. Толстого, в котором по ветру летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев в саду. Слышится стук спелых яблок, падающих на крышу, грустный шелест листвы и печаль увядающей природы передают тихие аккорды, вот в середине пьесы легкие трели напоминают о теплых лучиках солнца, проскальзывающих в сад и освещающих золото убранства деревьев. Трепетное чувство, охватывающее душу, дарит последнюю надежду на тепло, а затем природа вздыхает, темп замирает и затихает. Лирическая зарисовка пьесы очень душевна, она дает насладиться запахом костра и прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.
Прослушивание «Октябрь» («Осень») из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.
Нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора Валерия Александровича Гаврилина дает нам возможность наблюдать мотив вечного цикла: ничто не вечно, но ничто не уходит бесследно. Примечательно, что для «Осени» В. Гаврилин взял стихи С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» от 1917 года – не народную песню. Это одновременно настраивает нас на две вещи – на совершенно особое отношение к осени как времени года и времени жизни и ощущение тотальной мировой скорби, предчувствие скорого увядания жизни и торжества смерти. Осень в понимании В. Гаврилина холодна, противна, противоестественна в каком-то смысле. Радости и буйства красок в ней автор не видит. Осень – только предвестник зимы.
Прослушивание «Осень» из вокального цикла «Времена года» В.А.Гаврилина для голоса и фортепиано на народные слова и стихи С.Есенина.
Учитель рисования: Так же как и великие композиторы, художники передают нам свое видение осени.
На картине Исаак Левитан «Золотая осень» мы видим зелёный бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца. Автор нарочно нигде не прорисовывал чёткого контура, поэтому вся его картина будит различные иллюзии и фантазии. Произведение Левитана вдохновляет, и сразу почему-то вспоминаются разные стихи Пушкина об осени, ведь он так любил это время года! И, видимо неспроста.
Вдалеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорей всего, это село. От этого сразу становится теплее на душе. Вся картина не оставляет впечатление грусти или меланхолии, наоборот, от такого обилия красок сразу становится как-то весело и появляется бодрость. Хочется вдохнуть свежий воздух багряной осени, пробежаться по золотой листве, а потом, вдруг резко остановиться, и тихонечко прислушиваться к пению птиц в берёзовой роще.
Мы видим радостную осень, Левитановскую осень. Радостная она от того, что цвета художник использует теплые, природа согрета солнцем, теплом.
Но осень может быть и грустной, пасмурная погода (отсутствие солнца), неизбежное наступление холодов, природа готовится к продолжительному зимнему сну. Такая осень будет грустной.
На доске представлена таблица теплых и холодных цветов и оттенков.
Теплые цвета относятся к теплой, радостной осени- Мы назовем ее- «Осень радость», а холодные цвета относятся к грустной осени – «Осень грусть».
Каждый из нас может присушиться к своим ощущением сейчас и на практическом этапе мастер –класса изобразить свою осень.
На доске представлен плакат «Нарисуй свою осень».
Учитель изобразительного искусства проводит инструктаж по выполнению творческой работы и демонстрирует приемы выполнения работы в цвете акварелью.
Невозможно писать акварелью не пользуясь такой техникой как заливка. Из названия видно, что заливка позволяет равномерно залить (закрасить) какой-либо участок бумаги.Без заливки невозможно красиво написать небо или фон в натюрморте. Да и вообще - портрет ли, пейзаж ли предстоит выполнить, нужна везде заливка, без этого приема работа обречена на следы от кисти и неравномерности красочного слоя вместо однотонно окрашенных поверхностей.
Правило линейной и воздушной перспективы:
Объект удаляясь от нас становится меньше в размере, холоднее по цвету и светлее по тону.
План проведения самостоятельной творческой работы по изобразительному искусству:
Прослушивание музыкальной композиции
Определение формата (горизонтальное или вертикальное расположение), в зависимости от выбранной композиции.
Нанесение карандашного рисунка.
Работа в цвете, акварель.
Детальная проработка элементов композиции.
Выставка работ, подведение итогов.
Вывод
В образовании путь интеграции рассматривается как один из самых перспективных. По данным современной науки мысль о необходимости интеграционного подхода в образовании пыталась утвердиться не одно столетие. Ян Коменский ещё в XVII веке высказал идею о том, что всё, и самое большое и самое малое, так должно быть соединено между собой, чтобы образовать неразрывное целое.
Отличительными характеристиками интегрированного урока, как особого типа урока, является мотивированная практическая активность личности, основанная на применении полученных знаний, умений и навыков. Направленность на качественное преобразование окружающей действительности даёт возможность увидеть результат своего труда, получить от него радость и удовлетворение.
Многолетняя практика позволила по-новому осмыслить алгоритм организации таких уроков. К привычным организационным этапам: планирование, реализация задуманного, подведение итогов был добавлен ещё один – этап совместного анализа последствий, осуществлённого взаимодействия, в ходе которого, задумываются новые творческие планы, обусловленные успехом предшествующего взаимодействия. Речь идёт о целенаправленном планировании «радостных перспектив» нового периода жизни.