Повышение качества образования как результат модернизации общего образования
Повышение качества образования как результат модернизации общего образования
Мы все живем в информационном обществе. Наша главная задача научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться этой информации, научить пользоваться ею, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования.
Но в умении использовать компьютер педагоги нередко отстают от своих учеников, в тоже время у учителя, к сожалению, зачастую нет желания и стимула быть IT-компетентным. Нет ясных, практических методик, гарантирующих эффективное использование новых технологий на рабочем месте учителя.
^ Важнейшие задачи информатизации образования
1) повышение качества подготовки учеников на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
^ Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений и задач.
3. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
^ Основные направления использования ИКТ в учебном процессе
целесообразно использовать информационные технологии в обучении:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
5) самостоятельная работа обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
6) проведение интегрированных уроков по методу проектов,
7) тренировка конкретных способностей обучающегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Информационная компетентность преподавателя является основой повышения качества образования и заключается в преодолении следующих «барьеров» в освоении современных информационных технологий преподавателями:
1. Незнание возможностей современных ИКТ — зачастую преподаватели даже не знают о том, что можно сделать или как можно существенно сэкономить время при помощи современных программных продуктов и интернет-сервисов.
2. Отсутствие навыков эффективного использования инструментов ИКТ — нехватка времени на самостоятельное освоение продуктов, сложность изучения некоторых программ, отсутствие удобного справочного материала при возникновение трудностей (или неумение эффективно использовать справочные программы) — все это мешает отрабатывать навыки работы с программными продуктами. К тому же очень часто возникает ситуация когда, натолкнувшись на ряд трудностей и не получив результата, преподаватель решает не тратить время на изучение нового, кажущегося сложным, программного продукта.
3. Отсутствие методики применения ИКТ в учебном процессе — знания о возможностях современных ИКТ и умения работать с ними все равно недостаточно для эффективного применения ИКТ в учебном процессе. Для этого нужны методические материалы: по разработке мультимедийных материалов, по использованию ИКТ на семинарских занятиях, по разработке УМК и т.д.
Преодоление всех барьеров позволит учителям существенно повысить собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал.
У нас в школе 100% педагогов работают на компьютерах, используют средства ИКТ на уроках и во внеурочное время.
Систематическое использование средств ИКТ в сочетании с методами активного обучения составляет 80%. Подобная ситуация отвечает тем целями, которые ставят перед собой образовательные учреждения в плане получения новых образовательных результатов, среди которых не последнее место занимают развитие самостоятельных действий обучающихся.
Основные причины
1. мотивация учителей, которые видят преимущества в применении ИКТ на уроке, а подготовка такого урока займет гораздо больше времени, чем урок в традиционной форме.
2. достаточная оснащенность кабинетов средствами ИКТ
ИКТ становится гарантом роста качества образования детей, и нам надо задуматься о направлениях использования ИКТ в образовательном процессе.
Аналитическая справка
2012-2013
учебный год 2013-2014
учебный год 2014-2015 учебный
год
Всего учащихся 40 (36 аттестуются) 38 (35 аттестуются) 39 (37 аттестуются)
Качество знаний 36,11% 34,28% (1 отличник в 10 классе) 42 (2 отличника в 11 классе)
Успеваемость 100% 100% 100%
Обученность 46,11% 46,62% 54%
Анализ готовности педагогов к использованию ИКТ в учебном процессе:
30%Учителей школы используют педагогические возможности ИКТ на стартовом уровне, например, проведение урока с мультимедиа презентацией, готового анимированного ресурса, цифрового фильма. Подготовка с помощью ИКТ дидактических материалов для урока. Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется.
- ИКТ-грамотность. 60% Учителей используют ИКТ на уровне демонстрации (презентации), распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулируют запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока. Проектирование заданий для обучающихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет. Учитель использует ИКТ для организации контроля знаний обучающихся (например, тесты в электронном виде). Проводит интегрированные уроки в компьютерном классе, проектная деятельность обучающихся на основе ИКТ. Использует, например, электронные таблицы для проведения эксперимента, обработки статистических данных. Умеет добывать информацию из Интернета (в том числе из коллекции цифровых ресурсов). Использование ИКТ во внеурочной деятельности: классные часы, родительские собрания. Информационная культура. Выкладывается информация на школьном сайте, посредством электронной почты.
ИКТ-компетентность. 0% Учителей. Преимущественно исследовательская деятельность, проведение собственного педагогического эксперимента. Использование дистанционных средств обучения. Экспертиза ЦОР. Публикуют свои разработки (методические, ЦОР в сети). Участвуют в сетевых сообществах. Активное самостоятельное изучение программного обеспечения, цифровых образовательных ресурсов, программных средств для создания собственных ресурсов.
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.
Технологическое направление, как наиболее компьютеризованное, полностью зависит от технического оснащения учебного процесса, что требует от школы создания информационной среды обучения. Это направление развивается на основе концепции о «компьютерном всеобуче» при наличии необходимой технической базы. Суть ее в том, что «компьютер для учащегося – рабочий инструмент, используемый в различных сферах деятельности».
Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
И хотя практически в каждом классе школы уже есть компьютеры, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя. Поэтому педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей.
При подготовке к уроку необходимо продумать, насколько оправданным является применение ПК. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где ЦОР применить необходимо.
В Концепции модернизации образования особо подчеркивается, что результатом современного качественного образования являются не только знания, умения и навыки, но и сформированные образовательные компетентности и ключевые компетенции личности.
Комитетом по образованию Совета Европы в «Европейском проекте образования» выделены 39 разноуровневых компетенций (предметных, межпредметных и т.д.), объединенных в шесть ключевых (интегрированных): изучать, думать, искать, приниматься за дело, Попытки ученых и практиков найти ответы на вопросы о том, на какие показатели и критерии следует ориентироваться при оценке качества образования, позволяют сделать вывод о неоднозначности различных подходов к трактовке этих понятий. Приходится констатировать, что показатели и критерии качества образования пока еще не полностью разработаны, чаще всего они увязываются с критерием эффективности функционирования образовательной системы
Директор МОУ – Котелинская СОШ Е.В. Лагуткина