Один из инновационных методов на уроках изобразительного искусства


Один из инновационных методов на уроке изобразительного искусства         Ельшина Любовь Васильевна
Основная  цель предмета «Изобразительное искусство» -  помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности. 
Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Как сделать каждый урок радостным, интересным, а главное – направленным на развитие каждого ребенка?
Сегодня педагогически грамотным специалистом нельзя быть без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. И необходимо ориентироваться в широком спектре современных инноваций и применять на занятиях различные методы и приёмы.
Одним из методов для успешного изучения и закрепления материала предлагаю метод составления кластера.
Кластер - графический приём систематизации материала, когда мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке. Приёмы кластера могут быть различными: в виде схемы солнечной системы, зонтика, цветка.
Наши мысли располагаются также в определенном порядке. Правила очень простые.
Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них - соответствующие термины, понятия.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают её при обычном прослушивании изучаемой темы. А, если добавить к сказанному фоторепродукцию, то эффект закрепление изучаемого материала увеличивается втрое. Например, второклассники, изучая тему: «Изображение характера человека» составляют кластер по картинам известных русских художников. Задачей урока: знакомство с произведениями сказочного жанра, учиться навыкам портретного изображения характера человека через изображение сказочного образа. Ключевым словом в данном кластере будет «Сказочный образ человека», затем в стороны расходятся лучи к 4 фигурам с надписями в каждом: В. Васнецов, М.Врубель, И.Билибин и работы детей. А от каждого художника – лучи к репродукциям картин, соответствующих автору. Стараюсь, чтобы дети сами узнали произведение и назвали художника. По такому принципу составляются кластеры и на других темах в разных классах.
Тема урока в 4 классе «Индия - древняя страна» - один из изучаемых тем четверти «Каждый народ – художник». Задача: узнать, что характерно для Индии – древней страны и выделить скульптурность изображения в архитектуре. В Индии всегда считали, что животный мир неотделим от человека, что звери здесь занимают почётное место и во всех храмах изображены скульптурки людей и особенно животных. Вот результат работы на уроке. Ученики 4-го класса лепили из пластилина зверей джунглей, идущих к водопою. Считаю, материал был достаточно доведён учащимся. Они узнали о скульптурности храмов, особенностях украшений людей, яркости красок одежды, о музыкальности этого народа, об их любви к вечнозелёной природе, познакомились с творчеством художника Святослава Рериха, сыне известного русского художника Николая Рериха, которые жили в этой стране, полной необычности.
Ученики 7 класса составляют фотокластеры самостоятельно, в соответствии с темой. Каждый семиклассник составляет по-своему кластер, располагая в разной последовательности изучаемый материал по программе. Например: «Батальный жанр – сражения» в картинах художников. В кластере можно узнать не только картины отечественных художников: В.В. Верещагина, А.А. Дейнеки, П. А. Кривоногова, М. Б. Грекова, Б.М. Неменского и др., но и познакомиться с творчеством зарубежных художников, на картинах которых изображены сражения. Например: испанский художник Р.Гуттузо или Ф.Рубо из семьи французского коммерсанта, проживающего в России и посвятившего творчество батальному жанру – сражениям в мировой истории. Фотокластеры получаются разные и дополнительной информацией об искусстве ученики делятся друг с другом, обмениваясь выполненной работой.

Фотокластеры учеников 7 -х классов
На уроке в 4 классе



Фотокластер в 6 кл. «Скульптурный портрет» Фотокластер «Образ человека» и рисунки учеников 2 класса