Рабочая программа по ручному труду 4 класс по программе ГУО
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа № 2 г. Павлово
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
______/Немировченко А.А./
«___» _________20__г. «Утверждено»
Директор школы
_______/Жирякина О.Л./
Приказ №______ от
«___» _________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУЧНОМУ ТРУДУ ДЛЯ 4 КЛАССА
ПО ПРОГРАММЕ ГУО
предмет, класс и т.п.
учитель ПУТИХИНА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ___________от
«____» __________20 __г.
2016– 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена на основании «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой Н.Н.Яковлевой – Санкт Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой , 2011 г. Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Количество годовых часов 68 – по два урока в неделю.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при выполнении практических работ.
Изучение многих тем программы завершается выполнением коллективных работ. Такими работами могут быть различные макеты с использованием поделок учащихся класса, панно. Подобные виды творческих работ имеют большое воспитательное значение, так как учащиеся осваивают опыт совместной деятельности, определяют значимость личных усилий для успеха общей работы. Показ и обсуждение замысла таких работ перед началом изучения темы повышает мотивацию, оптимизирует сам процесс трудового обучения.
Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приёмов выполнения изделий можно лишь при усвоении учениками предыдущего материала.
Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения в первом классе не выставляются.
Цель программы обучения:
формировать элементарные трудовые навыки у учащихся.
Задачи программы обучения:
Образовательные:
формирование элементарных знаний по видам труда, трудовых качеств;
обучение доступным приемам труда;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования;
Коррекционно-развивающие:
коррекция мелкой моторики пальцев рук;
развитие познавательной деятельности;
коррекция речемыслительной деятельности;
развитие внимания, творческой активности;
Воспитательные:
развитие самостоятельности в труде;
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
привитие интереса к труду.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Обучающиеся должны знать:
технические сведения материалов и назначения изделий;
правила безопасности при изготовлении изделий;
Обучающиеся должны уметь:
узнавать и называть основные геометрические формы,
пространственно ориентироваться при выполнении объёмных изделий,
назвать верх, низ, и левую сторону листа бумаги,
анализировать формы предметов (треугольник, квадрат, круг).
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Для составления программы использовалась следующая учебная литература:
«Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя». Л.В.Куцакова.- М.: Просвещение, 1999.
«Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина». - М.: Академия, 2005. – 192с.
«Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя» В.Г. Петрова. - М.: Просвещение, 1983г. – 208с.
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой Н. Н. Яковлевой – Санкт Петербург ЦДК проф. Л. Б. Баряевой , 2011 г. – 479 с.
«Простые поделки из бумаги и пластилина» Е.Г. Лебедева. – М., Айрис-пресс,2012. – 128 с.
Содержание программы
Вводное занятие.
Правила безопасной работы и поведения на уроке.
Работа с мозаикой.
Повторение и закрепление умений и навыков работы с мозаикой, приобретенных в 1 и 2 классах
Выкладывание «чередующихся рядов»
Выкладывание геометрических фигур (по показу, по образцу)
Выкладывание узоров (по показу, по образцу)
Выкладывание простых сюжетов (по рисунку)
Составление свободного узора по замыслу
Лепка.
Основные приемы лепки.
Свойства пластилина, основные приемы работы.
Лепка предметов несложной формы (рыбка, пирамидка …)
Лепка по представлению.
Размазывание пластилина на плоскости.
Знакомство с природным материалом.
Лепка с использованием природного материала.
Закрепление навыков работы с пластилином
Лепка рельефов букв и цифр.
Приемы раскатывания.
Лепка рельефов букв (по показу, по образцу).
Лепка рельефов цифр (по показу, по образцу).
Составление простых примеров.
Лепка рельефов букв и цифр (по замыслу).
Закрепление основных приемов лепки.
Работа с бумагой
Работа с бумагой без клея.
Основные свойства бумаги (рвется, мнется, можно сгибать и разгибать).
Приемы работы с бумагой.
Открывание и закрывание коробок (складывание в неё предметов).
Работа с бумагой и клеящим карандашом.
Знакомство с клеящим карандашом. Техника безопасности при работе с клеем.
Наклеивание простейших форм на контур.
Аппликации методом обрыва.
Выполнение изделий из бумаги.
Складывание и наклеивание фигур.
Аппликации из готовых деталей.
Закрепление приемов работы с бумагой.
Работа с нитками и иголкой
Завязывание узелка
Правила техники безопасности при работе с ручной иглой.
Сведения об иглах.
Гигиенические правила вдевания нити.
Понятие о простых швах.
Шитье по проколам.
Экскурсия в швейную мастерскую школы. Ознакомление с работами старших учеников.
Закрепление навыков и умений
Тренажеры на развитие ручной умелости (шнуровки, пуговицы, кнопки, молнии).
Складывание крупных пазлов с опорой на картинку.
Закрепление основных приемов лепки.
Складывание из счетных палочек фигур, узоров, букв и цифр.
Работа с мозаикой
Нанизывание предметов на нитку (бусы).
Календарно-тематическое планирование
I четверть –27 ч.
№
п /п Тема Кол-во часов Дата
1. Инструктаж по технике безопасности на уроках трудового обучения 1 2. Лепка кубиков разной величины 1 3. Лепка брусков разной величины 1 4. Лепка столярных инструментов (киянки, рубанка, молотка) 1 5. Лепка по образцу грузового автомобиля 1 6. Лепка по образцу автобуса 1 7. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала 1 8. Изготовление зайца из засушенных листьев крылаток 1 9. Изготовление рыбки из чешуек шишки ели с применением цветной бумаги 1 10. Изготовление ежика из еловых шишек 1 11. Изготовление рубки из засушенных листьев березы 1 12. Изготовление бычка из желудей 1 13. Изготовление узора в круге из чешуек ели. Украшение декоративной тарелки. 2 14. Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий 1 15. Украшение аппликацией пакета из бумаги для хранения изделий 1 16. Изготовление счетного материала 2 17. Плетение косички 1 18. Изготовление кисточки 1 19. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков ниток 1 20. Знакомство с иглой. Техника безопасности. 1 21. Вдевание нитки в иголку. Завязывание узелка. 1 22. Шитье вперед иголка на картоне 3 23. Экскурсия в швейную мастерскую 1 II четверть –21ч.
№
п /п Тема Кол-во часов Дата
1. Повторение. Правила безопасной работы на уроке. 1 2. Лепка предметов цилиндрической формы: 1 3. Лепка с натуры предметов конической формы: ведёрка, 1 4. Лепка с натуры предметов конической формы: цветочного горшка 1 5. Лепка с натуры чайной посуды (чайника для заварки,) 1 6. Лепка с натуры чайной посуды (чашек с блюдцем) 1 7. Составление композиций из засушенных листьев 1 8. Составление композиции из семян 1 9. Составление композиции из ракушек 1 10. Составление композиции из листьев, семян и ракушек 1 11. Изготовление закладок 2 13. Работа с бумагой «Маска собаки». 1 14. Аппликация елочка 1 15. Изготовление новогодней открытки 2 16. Изготовление из картона плоских елочных игрушек 2 17. Изготовление из плотной бумаги елочных игрушек объёмной формы: фонари, шары 2 18. Изготовление елочной гирлянды 1 III четверть –30ч.
№
п /п ТемаКол-во часов Дата
1. Повторение. Правила безопасной работы на уроке. 1 2. Лепка по образцу птиц: цыплёнка и утёнка 1 3. Лепка по образцу птиц: утки и гуся 1 4. Лепка по образцу животных: кошки 1 5. Лепка по образцу животных: белки 1 6. Лепка по образцу: медвежонка 1 7. Лепка по образцу: зайца 1 8. Лепка по образцу: лисы 1 9. Работа с природным материалом «Человечек из шишки». 1 10 Работа с природным материалом «Сова». 1 11. Работа с природным материалом «Журавль». 1 12. Работа с природным материалом «Лебедь». 1 13. Изготовление поздравительных открыток 2 14. Работа с природным материалом, композиция «Пальма». 1 15. Изготовление аппликации (грузовик,) 1 16. Изготовление аппликации (, автофургон) 1 17. Подарок маме 2 18. Изготовление коробочки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани. 2 19. Изготовление по образцу коробки для оборудования рабочего места (путём складывания) 2 20. Коллекция тканей 1 21. Шитье вперед иголкой на картоне 2 22. Шитье вперед иголкой на ткани 3 23. Пришивание круга к ткани 1 IV четверть –24 ч.
№
п /п Тема Кол-во часов Дата
1. Повторение. Правила безопасной работы на уроке. 1 2. Вышивание закладки по канве или ткани. Оформление концов закладки кисточками из ниток 2 3. Лепка: «Колобок и лиса» 1 4. Лепка: «Маша и медведь» 1 5. Лепка: «Лиса и журавль» 1 6. Изготовление картин из пластилина «Подводный мир» 1 7. Изготовление картин из пластилина «Остров аборигенов» 1 8. Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги 2 9. Аппликация : Светофор 1 10. Аппликация: Пешеходный переход 1 11. Стежок вперед иголкой. 1 12. Пришивание квадрата к ткани 1 13. Пришивание пуговицы с 2 отверстиями 2 14. Пришивание пуговицы с 4 отверстиями 2 15. Вышивание рыбки на ткани 2 16. Вышивание бабочки на ткани 2 17. Ремонт книг 2